Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отцы и дети И.С.Тургенева как разновидность нового романа, особенности его структуры. Нигилист Базаров в изображении Тургенева и в оценке современников.






 

Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью.

Романное творчество Т. знаменует собой новый этап в развитии рус. реалистич. романа 19в. 6 романов Т, созданных на протяжении > 20 лет («Рудин» - 1855, «Дворянское гнездо» - 1858, «Накануне» - 1869, «Отцы и дети» - 1862, «Дым» - 1867, «Новь» - 1877) – целая эпоха в истории рус. обществ.-психологич. романа.

Среди своих задач романист выделил 2 наиб. важных: 1. Создать образ времени 2. Внимание к новым тенденциям в жизни культурного слоя России, т. е. той интеллект-й среды, к кот. принад-л спм писатель. В пр-х, написанных к 1860г., сложились основные жанровые особенности романов Т. Ими обусловлено и худ-е своеобразие романа «Отцы и дети».

Тургенев никогда не показывал столкновение круп. политич. сил, общественно-политич. борьба не была непоср. объектом изображения в его романах. Действие сосредоточено, как правило, в усадьбе, в барском доме или на даче, поэтому нет больших перемещений героев. Сюжеты состоят из событий вполне обычных: идейный конфликт на фоне любовного конфликта, или наоборот. Тургеневские романы, в отличие от романов Достоевского или Толстого, не явл-ся романами-притчами: в них нет опорных идеологических конструкций, важных для других рус. романистов. В романах Т нет ни убийств, ни резких конфликтов с законами и моралью. Он предпочитает воссоздавать течение жизни, не нарушая ее естественной гармонии.

События, которые Т. описывает в романе «ОиД», происходят в середине 19 в. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, т.к. речь в нем идет не т/о о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и дух. жизни страны.

Это размежевание общества нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократ а, и бр. Кирсановых, лучших из дворян-либералов. Т. интересует личность Базарова как героя времени, вобравшего в себя отличительные черты эпохи соц. перелома. Т. выделяет в Б. демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства.

Гуманизм Б. проявляется в его желании принести пользу народу и стране. Б. – чел. с большим чувством собственного достоинства, он ничуть не уступает в этом отношении аристократам. Однако Т. отрицает в Б. нигилизм в отношении природы, музыки, лит-ры и искусства – всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает чел-а. Все, что лишено материалистического объяснения – Б. отрицает. Он считает прогнившим весь гос-ый строй России, поэтому отрицает все: самодержавие, крепост. право, религию, патриархальный уклад, семью. Однако положительной программы Б. не дает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Все принципы нигилиста Базарова абсолютно чужды Т. В центре внимания Т не частные общественные проблемы, а базаровская «философия жизни» и выработанные им правила взаимоотношений с людьми.

Первая задача, поставленная Т: создать портрет совр-го нигилиста, совершенно не похожего на скептиков и нигилистов дворянского поколения. Вторая задача – создать не просто портрет, а «портрет-прогноз» совр-го нигилиста.

Цель писателя – рассмотреть его как опасное, болезненное явление, способное завести чел-ка в тупик. Нигилист – чел другой эпохи, другого мировоззрения и психологии. Это разночинец-демократ по происхожд-ю, естествоиспытатель, а не философ. Базаров непоколебим в спорах с Павлом Петровичем в первых главах романа, но внутренне сломлен после «испытания любовью». Т. подчеркивает продуманность, «жесткость» убеждений героя. Базаров – максималист: с его точки зрения, любое убеждение имеет цену, если не противоречит другим.

Стоило ему утратить одно из звеньев в цепочке своего мировоззрения – сомнению и переоценке подверглись все остальны е. В последних главах романа мысли Базарова обращены не к сиюминутному и злободневному, как в первых главах, а к «вечному», общечеловеческому. В финале романа перед нами не самоуверенный Базаров-эмпирик, а «новый» Базаров, решающий «проклятые», «гамлетовские» вопросы. Базаров столкнулся с тем, что раньше безоговорочно отрицал, стал «Гамлетом» среди нигилистов. По мысли Т, вечные ценности (любовь, природа, искусство) не способен поколебать даже самый последов-й нигилизм. Напротив, конфликт с ними может привести нигилиста к конфликту с самим собой, к утрате смысла жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.