Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология государств

Тема 3

Понятие, сущность и функции государства

Типология государств

1. Сущность, признаки и понятие государства.

2. Понятие функций государства. Соотношение функций с сущностью, целями и задачами государства. Виды и характеристика функций государства. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.

3. Значение типологии государств. Понятия типа государства на основе формационного подхода. Характеристика типов государства. Недостатки и проблемы формационного подхода. «Цивилизационный» подход и иные подходы у типологии государства (Г. Кельзен, А. Тойнби, А.Белл, У. Ростоу и др.).

 

1. При определении сущности государства следует исходить из того, что оно возникает объективно, в итоге перехода человечества к производящей экономике, становления новых организационно-трудовых форм жизни. Именно государство, управляя обществом в новых условиях, становится фактором, обеспечивающим выживание и развитие человечества в новых условиях.

В истории предпринимались многократно попытки определить сущность и сформулировать понятие государства. Многочисленные теории (теологическая, «трехэлементная», социологические, юридические, технократические и др.) акцентируют внимание на различных сторонах деятельности государства, как правило, оценивая их не вполне адекватно.

Представляется что ближе всего к истине социологический подход, исходящий из представления о государстве как орудие, инструменте общества для обеспечения его (общества) существования. Но в рамках социологического подхода есть 2 крайности: одни считают, что государство – это орудие для достижения общей пользы, общего блага, другие, что государство – орудие в руках экономически господствующего класса для достижения, прежде всего защиты их интересов (классовая теория).

Истина, вероятно, заключается в признании того, что сущность государства заключается в необходимости сочетания частных (классовых) интересов и общесоциальные, направленных на защиту самих основ существования общества. Причем комплекс общесоциальных интересов должен превалировать, быть основным. Там, где обеспечивается разумное сочетание, там государство развивается. Где оно деформировано в сторону защиты классовых или иных частных интересов, там государство прекращает свое существование в результате социальных катаклизмов.

Чтобы дать определение государства надо назвать его признаки. Для социологического подхода характерно признание важности признаков, характеризующих государственную власть как атрибут государства, главную его составляющую, обеспечивающую его функционирование. Среди признаков должны быть названы следующие:

1.) Власть в государстве не совпадает с населением, а осуществляется особой группой людей (чиновниками).

2.) Власть имеет территориальное устройство, т.е. не просто распространяется на определенную территорию, но сама устроена применительно к территориальному устройству.

3.) Государство – универсальная организация, распространяющая свое влияние на все структуры общества, официально представляющая общество в отношениях с другими государствами.

4.) Государство – суверенная (независимая от других видов власти внутри и вне данного общества;

5.) Государственная власть стремится выполнять роль социального арбитра даже в откровенно классовых обществах, но это зачастую бывает малоэффективным;

6.) В связи с необходимостью поддержания установленных порядков государство применяет легальное (законное) насилие через систему специальных органов на основе норм права;

7.) Право является в связи с этим специфическим признаком государства.

 

На основе синтеза названных признаков можно дать следующее определение понятию государства:

Государство – это форма организации общества, обусловленная его экономической природой, характеризуемая наличием универсальной, суверенной, территориально-организованной власти, выступающей как официальный представитель общества, создающей и охраняющей условия стабильного его существования методами, включающими использование легального насилия.

 

2. Функции государства характеризуют его деятельность. Деятельность государства определяется главной целью любого государства – сохранением стабильного его существования и развития. Эта цель определяет существование соответствующей общесоциальной функции государства и конкретизируется задачами, стоящими перед государством на определенном этапе его развития. Функции государства представляют собой основные направления деятельности, которые направлены на решение главных экономических, политических, социальных, духовных (в сфере науки, культуры, образования), экологических и ряда других задач, стоящих перед обществом и государством. В них проявляется сущность государства, раскрывается основное его назначение и содержание его деятельности как официального представителя общества.

Основными критериями разграничения функций государства являются объекты воздействия, т.е. сферы общественной жизни. Наукой об обществе принято выделять экономическую, политическую, социальную и духовную сферу (наука, искусство, культура, образование). Ряд авторов выделяют в качестве самостоятельной сферы экологическую. Соответственно у государства могут быть выделены экономическая, политическая, социальная функции и функция в сферах развития науки, культуры, образования).

Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, не во всех государствах в полной мере развиты все названные функции. В частности, например, социальная функция появилась только у государств Европы и Америки лишь во второй половине XX века. Экономическая функция имела всеобъемлющий характер в государствах Древнего Востока и в так называемых странах народной демократии, включая СССР. В других государствах она зачастую сводиться к сбору налогов, строительству общезначимых социальных объектов, контролю и организации денежного обращения и финансовой системы в целом. Во-вторых, в рамках данных направлений существует много более конкретных. Например, в сфере экономической – сбор налогов, организация денежного обращения, прогнозирование экономического развития, контроль за инвестициями и т.д. Многие авторы именуют их также функциями государства. Правильнее считать их функциями отдельных государственных органов, которым поручено решение соответствующих задач.

Ряд исследователей называют в качестве функций государства также виды его деятельности как правотворчество, правоисполнительную и правообеспечительную деятельность, включая правосудие. Это иной аспект. Он может быть рассмотрен в рамках вопроса о правовых формах осуществления функций государства. Реально данных виды деятельности представляют собой функции специальных органов государства.

Кроме названного основания выделения видов функций принято также делить функции государства на внутренние, т.е. осуществляемые внутри государства и внешние, реализуемые во взаимоотношениях с другими государствами. Для этого есть известные основания. Но необходимо подчеркнуть, что деятельность как внутри государства, так и во вне осуществляется в рамках экономической, политической и других названных сфер. Поэтому ее вполне можно проанализировать при рассмотрении указанных функций с учетом особенностей, возникающих в межгосударственных отношениях.

Уже упомянутые формы осуществления (реализации) функций государства – это характеристика правовой основы реализации функций, характер связи деятельности государства, его органов в той или иной области (в рамках определенной функции) с правовой регламентацией, с реализацией норм действующего права. С этих позиций можно выделить два вида форм: правовые и организационные. Первые представляют собой деятельность органов государства по принятию в связи с реализацией функций правовых актов, как нормативных (законов, указов и т.д.), так и индивидуальных, управленческих. Организационные формы не связаны, напрямую с принятием правовых актов. Они осуществляются проведением форумов, совещаний, заседаний, «оперативок» и т.д.

Правовые формы включают правотворчество, управленческую (правоисполнительную) деятельность и правообеспечительную. Последняя состоит из правосудия, надзора и контроля за исполнением действующих норм. Иногда в качестве формы реализации функций государства называют правоприменительную деятельность. С этим трудно согласиться, ибо правоприменение имеет место и в процессе правосудия, надзора и контроля и при принятии управленческих решений.

3. Типология, т.е. распределение изучаемых объектов на определенные виды по сущностным, определяющим их природу признакам, важна для любой отрасли знаний. Собственно наука начинается там, где исследователь переходит от простого описания известных ему явлений природы или общества к их классификации, т.е. распределению на типы, виды, классы и т.д. Применительно к государству первые попытки типологии были предприняты еще в древности. Так, Аристотель, например, делил все государства по их формам. (Такие термины как республика, демократия, тирания, использованные Аристотелем, сохранились и поныне). Известны попытки делить государства по географическим признакам, размером и т.д. Но они не имеют принципиального познавательного значения, ибо основаны на характеристиках, не относящихся сущности государства.

Первой научной классификацией государств являлась классификация государств на типы в зависимости от характера лежащих в их основе экономических, производимых отношений, составляющих определенный способ производства. Поскольку эта классификация связана с ученым о формациях (этапах) развития человеческого общества, она получила название формационного подхода.

По Марксу человеческое общество развивается от безгосударственного, соответствующего первичной, доэкономической формации, к государственно организованному обществу, соответствующему вторичной экономической формации. Впоследствии уже в рамках третичной (постэкономической) формации общество должно придти к иной, постгосударственной форме организации. В рамках вторичной формации Маркс выделил четыре способа производства: азиатский, рабовладельческий (античный), феодальный и буржуазный. Каждому из этих способов соответствует определенный тип государства: азиатский (восточная деспотия), рабовладельческий, феодальный и буржуазный.

Отличаясь экономической основой, эти типы государства различны и по своей социальной базе, составу населения, природе и характеру государственной власти. В государствах азиатского тип власть принадлежала элите, состоявшей из жрецов и чиновников, безраздельно распоряжавшихся формально принадлежавшими всему обществу землей, орудиями производства и получаемыми результатами труда. По мере развития этот тип эволюционировал либо в рабовладельческий, либо в феодальный. По форме это были монархические с деспотическим режимом государства (Восточной деспотии).

В рабовладельческом и феодальном государстве власть принадлежала классу-собственнику средств производства, соответственно рабовладельцам и феодалам. Это неприкрытая диктатура правящего класса. Все население, кроме правящей элиты, лишено элементарных гражданских прав. Рабы в рабовладельческом государстве находятся в собственности своих господ, крестьяне в феодальных – в полной или частичной личной зависимости. Общество носит сословный характер, правовой статус отдельных групп населения существенно отличается друг от друга. По форме это, как правило, монархии, хотя имели место и республики.

Буржуазное государство, зародившееся в Европе в XVII-XVIII вв. и сформировавшееся после буржуазных революций, свергнувших господство феодалов, достаточно принципиально отмечается от предшествовавших типов. Хотя реально власть по прежнему находится у собственников средств производства – буржуа, но она формируется и сохраняется в условиях формального равенства всех перед законом, выборности органов государственной власти, закреплением за населением по мере развития государства демократических гражданских прав и свобод в экономической политической, социальной, духовной и личной сфере.

Разумеется, буржуазное государство развивается в сторону совершенствования демократических институтов, и нынешние страны отличаются от буржуазных государств периода становления. По форме – это, прежде всего, демократические республики и парламентские монархии. Хотя в особых условиях возникают и тоталитарные режимы (фашизм в ряде стран в первой половине XX в.).

Во многих изданиях упоминается еще один тип – социалистический. Это не вполне корректно, ибо Маркс и Ленин говорили не о социалистическом типе государства, а лишь о государстве переходном от буржуазного к будущей государственности, природу которой по их мысли еще предстоит определить в ходе развития. Опыт СССР и ряда других стран свидетельствует, что насильственное подталкивание хода истории ничего кроме страданий народа не может принести.

Формационный подход не решает ряда возникших вопросов. Так, как уже отмечено, нет ясности в понимании природы перехода от одного типа к другому. Господствующая ныне в учебниках позиция о необходимости революции вытекает из сталинской концепции насильственного перехода от одного типа к другому, выдвинутой для обоснования неизбежного краха буржуазных государств, прежде всего, путем революционного переворота.

В противовес формационному подходу был выдвинут так называемый цивилизационный. Его авторы заявляют, что характер и природа государства зависят в первую очередь не от экономики, а характеристики духовной жизни, особенностей морали, религии. Классик этого подхода – А.Тойнби. Существуют и другие варианты. Ряд авторов, открещиваясь от формационного подхода, вводят в свои построения экономические и социальные факторы (А.Белл, У. Ростоу).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заболеваемость: состояние и основные тенденции | Внутривидовые отношения




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.