Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная педагогика






Становление идей социальной педагогики в контексте культуры 10-17 веков. Первые русские памятники социально-педагогической мысли: жития святых, поучения, сборники изречений, бытовые повести («Поучение Владимира Мономаха детям», «Житие Александра Невского», «Повесть о Хмеле», «Домострой» и др.). Основные социально-педагогические идеи. Выделение педагогики в самостоятельную науку (17 в.). Первые педагогические книги в Европе (В. Ратихия, Я. А. Коменский, Д. Локк).

Становление идей социальной педагогики в контексте российской и европейской педагогики 18-20вв. Опыт реализации социально-педагогических проектов в деятельности воспитательно-образовательных учреждений разного типа (филантропии, социально-педагогический эксперимент И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна). Создание теорий гуманного развития природных творческих сил ребенка (Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и Д. Дидро, К. Д. Ушинский). Опыт организации школьного обучения, содержательно отличающий образовательные пространства различных социальных групп населения и различных стран. Расширение направлений предметной области исследования педагогики.

Народная педагогика как источник социальной педагогики. Социально-педагогические идеи в контексте развития педагогической науки. Влияние бурных событий в макропроцессах в начале 20 века на развитие социальной педагогики. Андрология, герогогика, пенитенциарная педагогика. Начало разработки социальной педагогики в Германии, Франции, США.

Предмет социальной педагогики с точки зрения различных авторов – П. Наторп, Е. Молленхауер, Х. Мискес, В. Д. Семенов, А. В. Мудрик и др. Теоретические и практические задачи социальной педагогики. Функции: гуманистическая, теоретико-познавательная, прикладная.

Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Связь социальной педагогики с другими науками. Структура социальной педагогики: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, методика социального воспитания, психология социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.

Основные категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное образование, социализация, социальная работа, социальная адаптация, социальная защита, социальная поддержка.

Социальное воспитание. Сущность. Сферы социального воспитания: образование, организация социального опыта, индивидуальная помощь. Объект и субъекты социального воспитания. Индивидуальный, групповой и социальный субъекты социального воспитания.

Сущность принципов социального воспитания. Принципы социального воспитания: природосообразности, гуманизма, социальной взаимоответственности, целостной поддержки личностного самоопределения, народности, культуросообразности, дополнительности в социальном воспитании и др.

Направления социального воспитания. Методы социального воспитания. Классификация методов социального воспитания Ю. К. Бабанского, Т. Е. Конниковой, Н. Ф. Масловой, З. И. Васильевой.

Социально-педагогический комплекс как интегративная модель социального воспитания. Его задачи, функции, структура.

Реабилитационная служба в социальном воспитании. Сущность реабилитации. Виды реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация. Объекты и субъекты реабилитации. Концептуальные основы реабилитационной службы в социальном воспитании. Модели и механизмы функционирования реабилитационной службы.

Сущность социализации. Естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические задачи. Направления содержания процесса социализации.Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Психологические, социологические, педагогические подходы к выделению механизмов социализации личности.

Общая характеристика факторов социализации. Влияние космоса на социализацию личности. Планетарные и мировые процессы: экологические, экономические, демографические, военно-политические. Их влияние на социализацию человека.

Страна как географически-культурный феномен. Влияние природных и климатических особенностей страны на протекание социализации ее жителей.

Определение этноса. Витальные и ментальные особенности этноса и их влияние на социализацию. Особенности социализации в условиях влияния нескольких этносов. Типы межкультурных контактов. Возможности социально-педагогической помощи.

Общество как политолого-социологическое понятие. Полоролевая и возрастная структура общества. Уровень экономического развития общества и его влияние на особенности протекания социализации. Социальная стратификация. Возможности горизонтальной и социальной мобильности и их значение в социализации. Воспитание как социальный институт. Его характеристика, элементы, функции.

Государство как понятие политолого-юридическое. Государственная политика в сфере воспитания. Государственная система воспитания.

Регион как пространство социализации человека. Влияние характерных особенностей региона на социализацию: природно-географических, социально-географических, климатических, экономических, социально-экономических, социально-демографических, этнических, исторических, культурологических и т.д. Региональная политика в сфере воспитания. Особенности региональной политики в сфере образования и воспитания в Кировской области.

Особенности средств массовой коммуникации в современных условиях. Социально-психологические функции СМК: социальная ориентировка, аффилиация, контакт с другими людьми, самоутверждение, эмоциональная разрядка. Роль средств массовой коммуникации в социализации личности. Функции СМК в социализации личности.

Понятие субкультуры. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений, статусная структура, эстетические пристрастия, предпочитаемые источники информации. Влияние субкультуры на социализацию личности.

Особенности сельских типов поселения и их влияние на социализацию. Город и особенности влияния городского типа поселения на социализацию. Поселок как тип поселения и его роль в социализации. Муниципальная система социального воспитания.

Понятие о семье. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический. Социализирующие функции семьи. Стили воспитания в семье. Особенности социализации в различных типах семей: многодетной, неполной, расширенной и др.

Понятие соседства. Роль соседства в социализации людей различных возрастных групп.

Группа сверстников как объединение людей на основе общих ценностей, совместной деятельности. Классификации групп сверстников. Функции группы сверстников в процессе социализации.

Сущность детских общественных объединений. Функции детских общественных объединений. Типологии детских общественных объединений.

Понятие воспитательная организация. Характеристика параметров воспитательной организации. Функции воспитательных организаций в процессе социализации: приобщение человека к культуре общества, создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации, автономизация подрастающих поколений от взрослых, дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Понятие микросоциума. Основные характеристики микросоциума: пространственные, архитектурно-планировочные, демографические, функциональная структура, культурно-рекреационная инфраструктура.

Религиозные организации и их функции в процессе социализации (ценностно-ориентационная, регулятивная, коммуникативная, милосердная, компенсаторная, воспитательная). Религиозное воспитание. Рациональный и мистический уровни религиозного воспитания. Формы и средства религиозного воспитания в ходе социализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.