Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналоговые






S-VHS. Качество изображения – среднее. Формат S-VHS – это улучшенный формат записи VHS. Улучшенное решение светимо­сти, повышенная четкость. Ширина пленки – 12.65 мм. В S-VHS в отличие от VHS насыщенность цветов неограниченная. При ко­пировании качество резко падает. Кассеты – 187х104х24.

Betacam SP. Качество изображения – высокое. Записывается раздельно яркостная и две цветоразностных составляющих, что уменьшает взаимные влияния и позволяет делать копии с мини­мальными потерями. Очень хорошая компенсация «выпадений». Имеет четыре звуковых канала, временной код. В видеокассете Betacam SP используется лента шириной 0, 5 дюймов. Имеется два типа кассет: съемочная кассета длительностью записи до 30 минут, размером 155x95x25; монтажная кассета длительностью до 90 минут, размером 250x140x25.

Цифровые (DSP – Digital Signal Processing)

DV. Качество изображения – высокое. Идеальные характе­ристики синхроимпульсов при воспроизведении, идеальный стоп-кадр, замедленное воспроизведение без подрывов. Ширина пленки – 6 мм. Компонентная запись видеосигнала на ленту, вре­менной код, два или четыре звуковых канала. Малозаметное на глаз проявление «выпадений» на ленте: полностью отсутствуют свойственные аналоговым форматам «выпадения» выстреливаю­щего характера, а серьезные повреждения ленты выражаются в виде стоп-кадров или «квадратиков». Количество перезаписей без существенной потери качества на порядок выше: исчисляет­ся десятками. Кассета – 66х48х12.

DVCAM. Более совершенная версия формата DV. Скорость движения видеоленты в нем в полтора раза выше, благодаря это­му повышается надежность воспроизведения и хранения данных. Обеспечивается двухсторонняя совместимость DVCAM и DV. Кас­сеты – 66х48х12 и 124х78х14.

DVCPRO. Качество изображения сопоставимо с формата­ми DV и DVCAM. В формате DVCPRO была добавлена продоль­ная дорожка управления (CTL), такая же, как и в любом анало­говом формате. Благодаря этому стала возможна перемотка ленты с большими скоростями без сбоев счетчика ленты и временного кода. Кассета – 98х64х14, с DV и DVCAM несовмес­тима.

DVD. Качество изображения зависит от кодирующего устрой­ства (среднее/высокое/наилучшее). Стандартом DVD предусмо­трена запись на диск в цифровом виде видеосигнала, а также за­пись цифрового многоканального звука. Диаметр диска – 120 мм. С кассетными форматами несовместим.

Сравнительные характеристики различных форматов записи

 

Форматы кадров. Традиционный экран телевизора выводит изображение с пропорциями 4х3, но человек имеет два глаза, рас­положенных так, что их оптические оси лежат в горизонтальной плоскости относительно головы. Это означает, что с прямоуголь­ной картины человек воспринимает больше информации по ши­рине, чем по высоте. Отсюда следует, что для большего удобства восприятия, намного лучше, если кадр изображения имеет более широкий формат. Условно широкоэкранный кадр обозначают как 16х9, но в действительности различают несколько видов широкоэкранных форматов: 1: 1.77, 1: 1.85, 1: 2.2 (анаморфный), 1: 2, 35 (анаморфный).

Тайм-код (ТС), как правило, представляет собой четыре груп­пы по две цифры, разделённых двоеточиями, запятыми или бук­вами: час, минута, секунда и фрейм (кадр).

Примеры записи ТС:

• 00: 01: 34: 00; • 00: 01: 34, 00; • 00h01m34s00f.

Закадровый текст (наговор), как правило, прописывается на 1 звуковой канал (дорожку) как на кассете, так и в цифровом виде в монтажной программе – Channel 1. Уровень наговора в монтаж­ных программах не должен превышать -6 Дб.

Интершум, как правило, прописывается на 2 звуковой канал (дорожку) как на кассете, так и в монтажной программе – Chan­nel 2. Уровень интершума в монтажных программах не должен превышать –18 Дб.

Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 2».

Перед тем, как приступать к производству видеоматериалов, учащихся необходимо познакомить с особенностями основных телевизионных жанров. Ниже мы рассмотрим те жанры, кото­рые используются в информационной тележурналистике. К ним относятся: сообщение, сюжеты (репортаж и специальный репор­таж), интервью, подводка.

Сообщение – самый простой информационный жанр, который можно встретить в любом выпуске новостей. Сообщение пред­ставляет собой небольшой информационный текст, который журналист пишет для ведущего программы. Ведущий озвучивает текст за кадром, а на экране в это время демонстрируется под­готовленный видеоряд. В телевизионной среде сообщение чаще всего называют БЗ (т.е. без звука), тем самым подчеркивая то, что в этом жанре от журналиста требуется только текст без на­говора. Хронометраж (продолжительность) сообщения – 20-40 секунд. Сообщения всегда выходят в прямом эфире.

Сюжет – самый распространенный жанр телевизионного журналистского творчества. Универсальный термин «сюжет» означает, что это полноценный авторский материал журналиста: он готовит текст, сам озвучивает его и участвует в подготовке ви­деоряда. В телевизионной среде сюжет часто называют ВМЗ (от видеомагнитная запись). Сюжет может быть снят при непосред­ственном участии журналиста, но может быть подготовлен им на основании материалов, полученных из других источников.

В том случае, если журналист присутствовал на месте собы­тий, сюжет справедливо можно назвать репортажем. Именно со­бытийный репортаж принято называть «золотым жанром» теле­видения. В основе репортажа лежит только реальное событие, очевидцем которого стал журналист. Его принцип гласит: «уви­деть своими глазами и рассказать о том, что увидел». Репортаж – это, прежде всего, факты. В нем могут присутствовать мнения разных людей, но не мнение самого журналиста. Репортаж – чи­сто информационный жанр, аналитика ему чужда. Хронометраж жанра – от 1 до 5 минут. Репортаж может иди и в прямом эфире – тогда он называется прямым включением. Главная сложность пря­мого репортажа заключается в том, что журналисту нужно рас­сказывать о событии в режиме «живого потока», т.е. без права на паузу и ошибку. Если прямое включение проводится по телефону без камеры, то оно называется «хрипушка».

Более сложным телевизионным жанром является специаль­ный репортаж. Здесь в основе лежит уже не событие, а явление или проблема. Тематический специальный репортаж менее опе­ративен, но требует от журналиста более глубокого погружения в материал. В этом жанре уже допустимы элементы аналитики, но все же мнение журналиста не принято озвучивать напрямую. Его взгляд отражается в подборе имеющихся фактов и мнений других людей. Хронометраж специального репортажа – от 3 до 8 мин. В прямом эфире специальные репортажи не делаются.

Интервью по праву считается самым сложным и коварным жанром телевизионной журналистики. По форме оно представ­ляет собой разговор журналиста с собеседником, происходящий в студии или в любом другом месте. Главная сложность интервью заключается в том, что журналисту необходимо постоянно «регу­лировать» собеседника: не давать ему отступать от темы, уходить от ответов, своевременно задавать подготовленные вопросы, во­время поднимать и опускать «градус» разговора. Все это требует знания профессиональных методик экранного общения. Выде­ляют два основных вида интервью: событийное (собеседник изла­гает то, что он видел и знает) и экспертное (собеседник излагает свои мысли по тому или иному поводу). Традиционного хроно­метража у интервью как самостоятельного жанра нет. Интервью зачастую идут в прямом эфире.

Подводка – жанр, в котором работают ведущие информацион­ных программ. Это краткие введения (отсюда и термин) к сюже­там, которые подготовили другие журналисты. Задача подводки – сказать о событии самое важное, оставив подробное изложение фактов автору сюжета. Секрет подводки заключается в том, что ее текст, озвучиваемый ведущим в студии, должен максимально заинтересовать зрителя. Хронометраж подводки – от 10 до 30 секунд. Подводка всегда идет в прямом эфире.

Программа новостей может включать как все вышеперечис­ленные жанры, так и некоторые из них. Подводки, сообщения и репортажные сюжеты составляют «хребет» любого информаци­онного выпуска. Образно говоря, это «кирпичики», из которых складывается «здание» программы. Как и в любом конструкторе, количество и последовательность расположения деталей (вер­стка) здесь может меняться. Термин «программа» вообще очень универсален. Программа является главной единицей сетки веща­ния – расписания телевизионного эфира. Помимо классических выпусков новостей, собственно журналистскими также считают­ся публицистические программы, документальные фильмы, ток­шоу.

Ключевыми терминами, которые учащиеся должны осво­ить перед началом реальной практики, являются наименования структурных элементов сюжета. К ним относятся: наговор, син­хрон, лайф и стендап. Без этих элементов сюжет не существует физически.

Наговоры как части сюжета представляют собой озвученные куски текста автора, перекрытые видеорядом. В отсутствие ви­деоряда закадровый текст выглядел бы на экране как звучащее черное поле. Наговор всегда сопровождается интершумом. Фи­нальная часть наговора, где автор сюжета называет свое имя и имя оператора (если он был), называется представлением. В пред­ставлении могут фигурировать не более трех имен и фамилий.

Синхроны – это фрагменты записанных интервью, взятые ав­тором в сюжет, «цитаты» из сказанного людьми, участвовавши­ми в съемках. Термин «синхрон» происходит от слова «синхро­низация», т.е. совпадение видео и звука. Чаще всего фрагменты интервью в сюжете именно синхронны (СНХ), т.е. мы видим на экране самого говорящего человека. Но интервью бывают и не­синхронизированными (НСНХ). В этом случае мы слышим голос интервьюируемого человека за кадром, но он «перекрыт» другим видеорядом. Например, ветеран войны рассказывает о своем боевом прошлом, а на экране показываются его фотоснимки с фронта.

Лайфы – это фрагменты видеоряда с интершумом, но без на­говора. Термин происходит от английского слова «Live» и озна­чает, что этот фрагмент «живого видео» не требует текстового сопровождения. Обычно лайфы – это самые эмоциональные ча­сти сюжета. Например: выступление музыкантов, перестрелка, овации болельщиков и т.п.

Стендап (Stand up) – это фрагмент сюжета, где автор произно­сит текст в кадре. Стендап уместен в трех случаях:

1) когда журналист находится «на фоне» яркого события (на­пример, рассказывает о военном параде);

2) когда журналист иллюстрирует что-либо (например, пока­зывает, как работает техническая новинка);

3) когда журналист реконструирует что-либо (например, по­казывает, каким путем нарушителю удалось уйти от милиции).

Стендап может быть как статичным (автор в кадре непод­вижен), так и динамичным (автор в кадре двигается – делает «проход»). Главное, чтобы движение в кадре было обосновано, т.е. было бы понятно, куда идет журналист и зачем. Появление в стендапе любого предмета, равно как и наличие самого стенда­па, не может быть случайным: все, что делается на экране просто «для красоты», всегда выглядит нелепо.

Структурные элементы сюжета тоже представляют собой «конструктор». Их композиция может выстраиваться по-разному, вот несколько типовых примеров:

1) стендап+наговор+синхрон+наговор+синхрон+наговор;

2) лайф+наговор+стендап+наговор+синхрон+наговор;

3) лайф+стендап+лайф+наговор+синхрон+лайф+наговор+ лайф.

Таких комбинаций существует неограниченное множество. Единственное правило гласит: сюжет не может начинаться с син­хрона и не может заканчиваться синхроном. Основной же совет звучит так: поменьше наговора, побольше лайфов и синхронов, поскольку телевидение – это, прежде всего, «живая картинка», а не текст. Желательно, чтобы каждый отдельный элемент сюжета не превышал по хронометражу 15-20 секунд.

Для понимания психологии зрительского восприятия уча­щимся необходимо объяснить несколько классических правил построения телевизионного сюжета.

Правило первое: рассказывая о чем-либо, всегда нужно следовать принципу «от частного – к общему». Многие начинающие журна­листы совершают эту ошибку: сначала выскажут главную мысль, а затем приводят примеры. Все должно быть наоборот: сначала излагаются конкретные факты, потом делаются выводы из них.

Правило второе: в каждом сюжете должна присутствовать хотя бы одна «человеческая история» (human story). Любое событие, любую проблему нужно показывать через конкретного человека, героя. Герой сюжета, о котором рассказывает журналист, делает тему нагляднее всего, ему верят зрители.

Правило третье: драматургической единицей сюжета являет­ся эпизод. Он характеризуется конкретным действием, проис­ходящим в конкретном пространстве в конкретное время, при участии героя. В идеале сюжет должен состоять из цепочки взаи­мосвязанных эпизодов. Эпизоды могут быть выстроены в линию, а могут последовательно «переплетаться». Полное единство вре­мени, пространства и действия в эпизоде достигается при гра­мотном соотнесении речи, видео и звуков.

Правило четвертое: нельзя пренебрегать деталями. Деталь (чаще всего, какой-то предмет или персонаж) зачастую явля­ется «изюминкой» сюжета, привлекающей внимание зрителя. С «обыгрывания» интересной детали вполне можно начать сю­жет. Вообще, чем больше в сюжете конкретики и чем меньше обобщений, тем ярче он смотрится на экране.

Правило пятое: в телевизионном сюжете не может быть ника­ких повторов. Каждое высказывание, каждый план может быть использован только один раз. Повтор – проявление крайнего не­профессионализма автора.

Дабы предупредить ошибки, влекущие за собой различные неприятности, учащимся нужно разъяснить основные этические нормы телевизионного творчества. Прежде всего, существуют общие правила журналисткой профессии:

• журналист – не проповедник, его задача – информиро­вать;

• все факты нужно проверять, а иногда и перепроверять;

• домыслы, фантазии, подтасовки неприемлемы ни при ка­ких обстоятельствах;

• интервью неприкосновенно, герою нельзя приписывать то, чего он не говорил;

• для работы на частной территории необходимо согласие ее владельца;

• при любой конфликтной (неоднозначной) ситуации не­обходимо представлять разные точки зрения;

• огульная критика чего-либо без веских аргументов недо­пустима;

• анонимный источник информации не может быть един­ственным;

• журналист не имеет права навредить своим героям;

• начальство не может быть правым только потому, что оно – начальство;

• категорически недопустима нецензурная брань.

 

Простой пример: если учащийся рассказывает о финале школьного чемпионата по баскетболу, то он должен привести мнения представителей обеих команд финалистов, он не может высказываться в поддержку той или иной команды. Помимо это­го, существуют некоторые этические принципы, касающиеся, прежде всего, деятельности телевидения:

• нельзя снимать человека или его ребенка, если он актив­но возражает против этого;

• нельзя показывать крупным планом сцены, которые мо­гут травмировать зрителя (кровь, насилие);

• нельзя использовать архивное видео, не указывая, что оно взято из архива;

• нельзя использовать видео другого автора без его согла­сия;

• нельзя показывать процесс изготовления запрещенных предметов и веществ;

• нельзя снимать объекты, отнесенные по закону к страте­гическим.

 

Простой пример: если учащийся снимает опрос прохожих на улице для того, чтобы узнать мнение о какой-то насущной про­блеме (так называемый Street talk), нельзя назойливо приставать к людям, которые отказываются от съемки. Это право любого че­ловека, и с ним необходимо считаться.

Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 3»

После того, как вы разобрали с учащимися ключевые поня­тия телевизионного процесса, следует перейти к его следующему уровню – организационному. В процессе изучения основ органи­зации работы телевизионной редакции и студии вы сможете не только передать учащимся комплекс знаний в этой области, но и сформировать собственно «выпускающую» бригаду, группу уча­щихся, которая будет создавать программу.

Для определения понятия «телевизионная редакция» реко­мендуем использовать следующие упрощенные формулировки:

1. Основной организационной структурой телевизионно­го производства является редакция;

2. Телевизионная редакция – это группа журналистов, обе­спечивающая выпуск/производство телевизионной программы. Их рабочее место обычно называется Newsroom;

3. Телевизионная студия/павильон – это специально обо­рудованное помещение для проведения съемок. Оборудование студии включает в себя телекамеры, микрофоны, осветительные приборы, элементы интерьера или хромакей (зеленый экран), который с помощью различных технологий возможно заменить “виртуальной реальностью”, любым изображением.

 

Форма организации редакции зависит от запланированного итогового продукта (программы). Рекомендуем привести приме­ры организации редакции известных телевизионных программ различного формата и длительности: «Вести» телеканала «Рос­сия» и «Поле чудес» «Первого канала».

Информационная программа «Вести» длится в среднем 25-30 минут, каждый день в прямом эфире выходят около 15-и выпу­сков программы, общее число оригинальных сюжетов, переда­ваемых в эфир ежедневно, также около 15-и. Для организации производства такой программы требуются до 300-т человек.

Развлекательная программа «Поле чудес» длится в среднем 50 минут, выходит в эфир раз в неделю по пятницам, не содержит сюжетов и не требует дополнительных съемок, поскольку состо­ит полностью из съемок в студии. Для производства подобной программы требуются не более 30-и человек.

Необходимо уточнить для учащихся, что в редакциях работа­ют не только известные всем репортеры и ведущие, они только «верхушка айсберга», а большую часть редакции составляют жур­налисты и сотрудники другой специализации (программисты, дизайнеры компьютерной графики, гримеры/стилисты, во­дители, бухгалтеры, переводчики, сотрудники службы архива и многие другие).

Рекомендуем остановиться подробнее на ключевых специа­лизациях телевизионного журналиста и кратком перечислении их функций:

10. Шеф-редактор – редакционный руководитель, коорди­нирует работу журналистов над программой, обеспечивает со­ответствие журналистских произведений (в первую очередь, текстов) стандартам качества. Шеф-редактор нередко является главным ответственным за производство программы лицом, ру­ководителем программы;

1. Режиссер – художественный руководитель программы, координирует работу операторов и режиссеров монтажа, рабо­тающих над программой, обеспечивает соответствие визуальной части (видео и графика) стандартам качества. Режиссер, как и шеф-редактор, является одним из ответственных за производ­ство. Можно сказать, что режиссер программы соединяет все ее визуальные составляющие вместе, обеспечивает выход програм­мы в эфир;

2. Репортер/корреспондент передает информацию с ме­ста события. Рассказывать о событии репортер может как в фор­ме сюжета (репортажа, специального репортажа), так и в форме «прямого включения», в т. ч. по телефону. Уточним, что во мно­гих редакциях слово «корреспондент» – это название штатной единицы, должность, в то время как слово «репортер» скорее воспринимается как творческая специализация;

3. Продюсер составляет «календарь событий», план съе­мок, обеспечивает работу съемочной группы (доставку к месту съемки, проживание, аккредитацию (разрешение) при необхо­димости и проч.), договаривается с героями и комментаторами об интервью;

4. Редактор/райтер передает информацию из редакции. Рассказывает о событии на основании «ленты» и «перегонов» информационных агентств;

5. Ведущий общается со зрителем напрямую, объединяет все элементы программы посредством их представления/интро­дукции в кадре, используя подводки. Поскольку в информацион­ной программе ведущий работает в прямом эфире (в настоящем времени), это позволяет ему оперативно передавать наиболее свежую информацию, которая поступила в редакцию уже после того, как были подготовлены все сюжеты и сообщения выпуска;

6. Оператор – сотрудник, осуществляющий видеосъемку. В его руках – телекамера, главный технический инструмент ТВ. Однако роль оператора не сводится только к техническому вла­дению камерой. Запечатлеть событие возможно только следуя целому набору не только технических, но и творческих правил;

7. Режиссер монтажа осуществляет монтаж видеоряда эле­ментов программы. В информационном выпуске он отвечает за монтаж отдельных сюжетов и сообщений. Режиссер монтажа не­редко является технической фигурой, выполняющей указания режиссера или репортера, специалистом, который умеет «нажи­мать на кнопки»; Звукорежиссер отвечает за аудиосоставляющую про­граммы – качество наговоров и интершумов. Для упрощения восприятия учащимися этого материала воз­можно провести следующую параллель: шеф-редактор програм­мы отвечает за тексты, режиссер за видео, звукорежиссер – за аудио.

Обратите внимание учащихся на то, что в современном мире границы специализации журналистов и технических специали­стов размываются. Происходит это благодаря развитию цифро­вых медиатехнологий. Простые в обращении, компактные и лег­кие телекамеры, компьютерные программы монтажа, Интернет­технологии, все это позволяет репортеру быть и оператором и режиссером в одном лице. Сегодня все больше в телевизионной журналистике распространяется практика «человек – оркестр», когда в одном журналисте совмещены многие функции (специа­лизации).

В дополнение к вышесказанному нам представляется важным подчеркнуть, что зритель чаще всего не задумывается, что за тем, что он видит на экране, стоит целый комплекс работ. Чем выше качество программы, чем больше труда затрачено на ее производство, тем больше эффект «цельности», зритель не ви­дит «швов» текста, видео и звука.

На этом этапе занятия следует предложить участникам фа­культатива выбрать себе специализацию. Спросите учеников, кто чем хотел бы заниматься и почему. Это поможет сформиро­вать учебную редакцию телевизионной программы.

В рамках одного факультатива, в течение года или двух, воз­можно организовать выпуск как информационной учебной теле­программы, так и развлекательной. Рекомендуем начать с инфор­мационной программы.

При распределении специализаций для создания первой учебной программы, следует избегать ситуаций, в которых кто­либо из учащихся остается «обиженным», получает нежелан­ную специализацию. Для этого необходимо упростить струк­туру учебной редакции (по сравнению с профессиональной), распределить функции схематически, исключить иерархию в распределении обязанностей. Шеф-редактором и режиссером, руководителями программы могут стать преподаватель (или пре­подаватели). Кто-то из учащихся может стать ведущим програм­мы (ведущих может быть несколько), кто-то репортером, кто-то оператором, а кто-то режиссером монтажа. Отдельные специа­лизации функции звукорежиссера и продюсера – стоит опустить, их функции так или иначе будут выполнять все участники про­цесса.

После распределения специализаций в первой учебной ре­дакции следует перейти к рассмотрению основных этапов про­изводства телевизионной программы:

• формулировка идеи, создание сценарного плана/заявки про­граммы;

1. Создание детального плана производства программы (pre-production);

2. Производство программы (production). В западной тради­ции под словом «продакшн» подразумевают собственно съемки, ключевой этап производства программы. В русском языке слово «производство» имеет широкое значение, применимо ко всем этапам создания программы;

3. Финализация производства (post-production). На этом этапе происходит обработка собранного/отснятого видео­материала: монтаж, озвучивание, наложение титров и спецэф­фектов – создание окончательного продукта (контента).

 

Важно указать на тот факт, что большинство телепрограмм на российском телевидении (да и во всем мире) производятся частными компаниями, независимыми студиями по заказу теле­каналов. Собственно вещатели нередко вообще не имеют своей производственной базы, а только покупают программы, создан­ные продюсерскими центрами/сторонними производственны­ми базами.

Идея той или иной оригинальной программы может «заро­диться», как у программного директора телеканала (руководите­ля, отвечающего за содержание и состав вещания), так и у неза­висимого продюсера, журналиста частной студии. В первом слу­чае телеканал может заказать производство программы частной студии. Во втором случае частная студия будет предлагать свою уникальную «придумку» различным телеканалам, пока не заклю­чит контракт с одним из них на производство этой программы. Чтобы предлагать идею программы потенциальному покупате­лю необходимо оформить сценарную заявку – документ, в котором описаны идея и примерный сценарий программы. Чтобы повы­сить свои шансы получить заказ, заявка должна быть как можно более наглядной, и для этого многие продюсеры производят так называемый «пилотный выпуск», одну пробную программу.

Каким бы ни был продукт (двухминутный репортаж или мно­госерийный документальный фильм), его производство плани­руется заранее. Производство программы – это цепочка органи­зационных составляющих, и если одно из звеньев этой цепи от­сутствует, под угрозой весь комплекс производства. Нередко из­за ошибочного планирования съемок компании несут большие убытки. И чем сложнее программа в производстве, чем большее число журналистов участвуют в ее создании, тем важнее план ра­боты, синхронизация действий всех участников.

На первом этапе занятий следует обсудить с участниками факультатива концептуальное содержание учебной программы. Рекомендуем остановиться на следующем формате информаци­онной программы: ведущий (или ведущие, в зависимости от чис­ленности учащихся) представляет сюжеты, созданные репорте­рами. Для определения идеи, задайте всем участникам (как веду­щим, так и репортерам, операторам и режиссерам) следующие вопросы:

1) Какие события или проблемы им было бы интересно осветить?

2) Почему именно это представляется им важным?

3) Что они хотят сказать?

4) В каком жанре и каким образом это можно сделать?

Любое событие «привязано» к определенной дате: оно либо произошло только что, либо запланировано. Производство со­бытийного сюжета (репортажа) требует соответствия жестким временным рамкам: рассказывать о событии необходимо в тот же день, и чем скорее зритель узнает о нем, тем лучше. Скорость передачи информации о событиях – одна из главных профессио­нальных характеристик информационной программы. Произ­водство тематического сюжета (специального репортажа) не свя­зано с событием напрямую. Тем не менее, нередко тематические репортажи опосредованно связаны с тем или иным событием, в таком случае это событие становится «информационным поводом» для публикации тематического репортажа.

Спектр событий и тем для школьной телестудии весьма ши­рок. Преподаватели факультатива как шеф-редакторы и режис­серы, как руководители учебной программы, конечно, способны самостоятельно найти объекты интереса вокруг. Тем не менее, необходимо помнить о специфических требованиях телеэкрана – видеофактура является здесь приоритетной. Кроме того, необ­ходимо ограничить географию съемок. Настоятельно рекомен­дуем избегать проведения съемок вне территории школы. Если учащиеся настаивают на съемках вне школы, это должно быть за­документировано как их добровольное решение. Если вы желае­те организовать съемки вне школы, обязательно сопровождайте съемочные группы.

Очевидными «информационными поводами» и объектами съемок являются плановые события в школе: праздники, дис­котеки, конкурсы в разных классах, олимпиады, соревнования, спортивные матчи, театральные постановки, концерты, визиты ветеранов, известных людей, общественных деятелей. Также в фокусе учебной телекамеры могут оказаться и происшествия: раз­битое окно, прорванная труба и проч. Героями отдельных интер­вью и репортажей могут стать учителя, сотрудники школы и др.

Каждый из вариантов сюжета может и должен включать ин­тервью (СНХ или НСНХ). Объекты интервью могут быть как героями события или рассказа о проблеме, а так и их коммен­таторами. Эти понятия подразумевают различную степень уча­стия людей в событии или проблеме, а также разную степень их участия в съемке. При съемке героя одного интервью будет явно недостаточно, потребуется также съемка его в различных обстоятельствах. В случае с комментатором можно ограничиться только интервью. Например, при съемке тематического сюжета о проблеме курения, героем может стать школьник, имеющий вредную привычку, а комментатором (экспертом) – авторитет­ный медик.

После распределения специализаций, выбора событий и тем для сюжетов, необходимо составить производственный план программы, то есть определиться, какими средствами и когда бу­дут проводиться съемки, монтаж и «эфир».

Разбейте учащихся на пары – «съемочные группы». В условиях факультатива наиболее эффективным будет предоставить уча­щимся возможность попробовать себя в разных ролях. Поэтому предложите им меняться обязанностями в процессе съемки, по­пробуйте организовать работу таким образом, что одна пара/ съемочная группа снимает в ходе создания программы два сю­жета. В этом случае каждый учащийся сможет попробовать себя и в качестве оператора и в качестве репортера. Определиться с ведущим предстоит преподавателю факультатива. Ведущий мно­гим представляется особенной, выдающейся фигурой, поэтому с целью избежать необоснованного «выделения» одного из уче­ников, можно пренебречь этой ролью и составить программу из отдельных репортажей, без появления ведущего. Кроме того, ве­дущим может быть и преподаватель факультатива.

После обсуждения и распределения тем для репортажей между установленными парами, «съемочные группы» должны приступить к написанию сценария сюжетов. В сценарии следует указать, в первую очередь, приблизительную структуру будущего журналистского произведения.

Сценарий – это детальный план, содержащий текст речей участников программы и описание видеоряда. Текст речей зави­сит от формата программы. В художественном телевизионном фильме актеры практически не отклоняются от заранее напи­санного сценария, от своих реплик, прописанных сценаристом. Очевидно, что в документальном фильме речь реальных людей (интервью) может не соответствовать первоначальному сцена­рию, однако важно подчеркнуть, что наличие детально прорабо­танного плана съемки, включающего предположительные выска­зывания реальных героев, обеспечивает наибольшую эффектив­ность процессу создания документального фильма.

Телевизионный сценарий может принимать разные формы – от набросанного от руки плана до многостраничного документа с подробным текстом, зарисовками или фотоэтюдами предпола­гаемого видеоряда (story board), детальной проработкой произ­водственных этапов и пр. Следует обратить внимание учащихся на то, что нередко содержание репортажа напрямую зависит от видеоматериалов, имеющихся в наличии. Во многих западных информационных телекомпаниях (например, «Euronews») во­обще принято сначала собирать видеоряд и, уже исходя из него, писать закадровый текст.

В сценарии сюжета должен быть написан предполагаемый за­кадровый текст, указаны объекты интервью (связанные с событи­ем/темой) с описанием того, о чем будут говорить эти люди. Так­же важно объяснить учащимся, что рядом с закадровым текстом (желательно, в соседней колонке таблицы) необходимо описать предполагаемый видеоряд, изображение, которое будет видеть зритель на экране в то время, как за кадром будут звучать слова репортера. Благодаря этому плану учащиеся смогут наиболее эф­фективно провести съемку (снять то, что нужно), а главное – за­дать необходимые вопросы объектам интервью. По итогам съем­ки закадровый текст необходимо будет переписать, добавить факты. Может сложиться так, что все в целом пойдет не по плану и первоначальный сценарий придется отправить «в корзину». Однако это не уменьшает необходимость планирования.

Сценарий всей программы в целом называется монтажным листом. Это детализированный план, указывающий последова­тельность показа, краткое содержание и хронометраж всех эле­ментов выпуска (подводок, сообщений, сюжетов). Верстка мон­тажного листа подчиняется одному закону – «от главного к второ­степенному». Выпуск новостей не может начаться с сообщения о конкурсе красоты, а закончиться сообщением о террористи­ческом акте; все будет ранжироваться наоборот. Монтажный лист может разделяться на тематические блоки (традиционные блоки информационной программы – происшествия, политика, международные новости, экономика, спорт, погода). Расположе­ние материалов внутри блока подчиняется тому же закону «от главного к второстепенному». В выпусках новостей, как правило, присутствует «шпигель» – краткие анонсы основных тем. «Шпи­гель» зачитывает ведущий в начале программы или ее блоков.

Программа обычно начинается с шапки – графического ролика с ее названием, между блоками ставятся отбивки – более краткие графические ролики.

При создании сценария и планировании программы теле­журналист использует широкий спектр различных источников информации. Редакции информационных программ получа­ют информацию и видеосъемки не только от своих съемочных групп. Одним из основных источников новостей для многих ре­дакций являются информационные агентства. В их распоряже­нии широкие сети сбора информации, которую они передают своим «подписчикам» на коммерческой основе. В России можно назвать три крупнейших агентства: «РИА-Новости», ИТАР-ТАСС и «Интерфакс». В мире наиболее известными являются «Ассо­шиэейтед пресс» (США) и «Рейтерс» (Великобритания). Кроме текстовой информации, они также передают своим клиентам/ подписчикам видеосъемки со всего мира.

Другим важнейшим источником информации является Ин­тернет. Нам представляется крайне важным разграничить для учащихся интернет-сайты именно по признаку достоверности информации, качества журналистики. Кроме интернет-сайтов упомянутых агентств, крупнейших печатных изданий («Коммер­сантъ», «Московский комсомолец», «Известия» и др.) и извест­ных информационных ТВ программ («Новости», «Вести», «Се­годня» и др.), можно выделить следующие качественные и досто­верные источники информации: www.lenta.ru, www.gazeta.ru, www. newsru.com.

Помимо источника новостей, Интернет является также и эффективной базой данных по всем вопросам. С помощью так называемых «поисковиков» (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www. google.com, www.yahoo.com) можно найти различную информацию, просто введя ключевые слова в строке поиска. Поиск по ключе­вым словам практически не регулируется, поэтому нередко сре­ди сайтов, попавших в список результатов поиска, множество не­достоверных источников информации. Рекомендуем для поиска энциклопедических данных использовать такие интернет источ­ники как https://slovari.yandex.ru, www.gramota.ru, www.krugosvet.ru, а также https://ru.wikipedia.org. Обращаем ваше внимание на то, что так называемая «свободная энциклопедия» Википедия не яв­ляется энциклопедией в традиционном понимании этого слова, написать статью в этом источнике может практически любой человек. Однако и изменить статью может любой желающий. Тем не менее, именно свобода доступа делает этот источник предельно содержательным, информативным и вполне досто­верным.

Содержание занятий (мастерских) по «Разделу 4»

Технологическое развитие сделало телевизионное оборудо­вание доступным для более широкой аудитории. Сегодня впол­не возможно эффективно и при минимальных финансовых за­тратах организовать работу школьной телевизионной студии/ редакции. Многие учащиеся средней школы ХХI-го века владеют элементарными навыками видеосъемки, а также использования компьютера и Интернета. Старшеклассники регулярно снимают видео на свои мобильные телефоны, бытовые видеокамеры, пу­бликуют это видео в Интернете на своих страницах в социаль­ных сетях, или же в открытом доступе на видеосерверах, участву­ют в обсуждении этих съемок «он-лайн». Отметим, что нередко подобная коммуникация провоцирует насилие. Наибольший от­клик, реакцию в Интернете школьники получают на свои съем­ки, связанные с насилием, агрессивными субкультурами или другими антисоциальными явлениями. В числе задач школьной видеостудии – создание новой коммуникационной платфор­мы, которая предотвратила бы потенциально опасные склон­ности.

В организации работы школьной телевизионной редакции предлагаем вам максимально использовать уже имеющиеся у участников факультатива технические средства.

На очередном занятии факультатива, разберите с учащими­ся технологии, которые использует современное телевидение. На этом же занятии опросите школьников: кто из них владеет элементарными средствам съемки (мобильный телефон, видео­камера), кто умеет монтировать/обрабатывать видео на ком­пьютере, кто регулярно пользуется Интернетом, кто публикует видео в Интернете. На основе этого опроса вы сможете в даль­нейшем распределить задания и скорректировать ход факуль­татива.

Ключевой технической единицей работы телевизионной ре­дакции является ТЖКтелевизионный журналистский комплект. В него входят следующее оборудование: видеокамера, штатив, комплект звукозаписи, портативный комплект освещения. С их помощью съемочная группа осуществляет видеосъемку, запись интервью. В современные ТЖК нередко входит также и порта­тивный компьютер (ноутбук), с помощью которого можно осу­ществлять монтаж видеоматериалов фактически в любом месте, без необходимости возвращения на студию.

Расскажите учащимся, что важнейшей характеристикой циф­рового века телевидения является скорость передачи данных и мобильность съемочных групп. Это проявляется на разных эта­пах работы съемочных групп. Например, весьма популярные в 1990-е годы аналоговые камеры Sony Betacam, которые пока еще являются частью имиджа оператора, весили вместе со штативом более 20 кг. Для транспортировки такого ТЖК требовался авто­мобиль. Для эксплуатации ТЖК со звукозаписывающим и осве­тительным комплектами требовался еще и дополнительный со­трудник (во многих редакциях его называют «видеоинженер»). Для монтажа видеосъемок была необходима стационарная сту­дия, либо громоздкое переносное оборудование весом до 30 кг. А для передачи видеосъемок в редакцию нужно было прибегать к помощи мобильной студии (чаще всего в виде микроавтобуса со спутниковой тарелкой – ПТС) или стационарной студии со спут­никовой связью.

Современные цифровые ТЖК и технологии передачи дан­ных не столь громоздки и тяжелы. Нередко все оборудование (за исключением комплекта освещения) умещается в один рюк­зак, общим весом не более 10 кг. Появилось даже такое явление, как «рюкзачная журналистика» (Backpack journalism), когда один журналист совмещает в себе функции оператора, репортера, ре­жиссера монтажа и проч. Для передачи видеосъемок зачастую достаточно ноутбука с подключением к Интернету. Отметим, что размеры и вес профессиональных камер практически не измени­лись, потому что они зависят от оптической части камеры (объ­ектива).

Портативный комплект освещения используется в работе съемочных групп не так уж часто. Он представляет собой кейс со сложенными штативами для осветительных приборов и соб­ственно приборами (фонарями). Осветительные приборы на штативах используют, главным образом, для записи хорошо спланированных интервью в помещении. Поэтому нередко ком­плект освещения не берут с собой на съемки. Между тем, стоит обратить внимание учащихся на то, что при профессиональ­ных съемках часто используется так называемый «накамерный» свет – это специальный фонарь для освещения объектов перед камерой.

Для успешной работы учебной телестудии вполне достаточ­но «рюкзачных» цифровых ТЖК. Это простейшие цифровые ка­меры с возможностью подключения внешнего микрофона, шта­тивы к ним, ноутбук или стационарный компьютер на учебной базе. Компьютерный класс школы может временно превращать­ся в редакцию, что не требует серьезных финансовых вложений и особенных навыков в использовании.

Рис. 4. Простой Newsroom

Бытовые цифровые видеокамеры вполне успешно работают в автоматическом режиме, недаром в западной практике их называ­ют point-and-shoot (направил и снял). Рекомендуем использовать ка­меры со встроенным жестким диском или картой памяти, так вы сможете избежать ненужных финансовых расходов на закупку кас­сет и лишних затрат времени на перенос видеоматериалов в ком­пьютер. Использование камеры со штативом значительно улуч­шает качество изображения: оно не трясется, что характерно при ручной съемке, композиция кадра улучшается, поскольку штатив подразумевает более длительную подготовку к процессу записи.

Использование внешнего микрофона позволит репортерам и ведущим брать интервью, а также записывать стендапы с хоро­шим качеством звука (в сравнении с качеством записи встроен­ного микрофона). Выделяют четыре функциональных типа вы­носных микрофонов:

«колотушка» – средних размеров микрофон, который журна­листы держат в руке. Используется для записи интервью на ули­це и стендапов;

«пушка» – средних размеров микрофон, закрепляемый на ка­мере. Идеально подходит для записи лайфов;

«петличка» – маленький незаметный микрофон, который ве­шается на одежду говорящего. Используется для записи интер­вью в помещении и стендапов;

«удочка» – средних размеров микрофон, закрепляемый на те­лескопическом держателе длиной 3-5 м. Может использоваться в любых ситуациях.

Считается, что микрофон должен как можно меньше попа­дать в поле кадра. Зрителю важно знать, что снимали, а не то, как это происходило.

Портативным комплектом освещения в работе учебных съе­мочных групп можно пренебречь, однако рекомендуем вам обо­рудовать простейшими световыми приборами помещение, в ко­тором будет располагаться учебная студия и будут записываться подводки ведущих. Для этого потребуются 3 небольших «фона­ря» со штативами. Один из приборов располагается фронтально по отношению к ведущему (освещает лицо), другой устанавлива­ется таким образом, чтобы освещать затылок и спину ведущего (на контур). При изменении расстояния от прибора до объекта съемки изменяется и площадь освещенности, поэтому возмож­но использовать один и тот же «фонарь» для освещения двух человек в кадре. При этом оба «фонаря» лучше расположить по углам условного квадрата, в центре которого находится ведущий. Третий фонарь освещает фон за спиной у ведущего. Его можно использовать для улучшения фронтальной освещенности, в том случае, если ведущих двое или более. Необходимо проследить за тем, чтобы ни один из приборов не фигурировал в кадре. Ком­плект из трех световых приборов в разобранном состоянии уме­щается в небольшой кейс. Рис. 5. Расстановка световых приборов

После того, как окончательно определены темы сюжетов, распределены «роли», разработан предварительный сцена­рий и спланированы места и герои, группы могут приступать непосредственно к съемкам – выходить «в поле». Советуем перед этим проговорить основные правила и «секреты» видео­съемки.

Каждый объект съемки желательно снимать общим планом в течение 5-8 секунд, а затем средним и крупным. Еще раз обра­тите внимание учащихся на то, что в итоговый материал войдут только фрагменты этих планов. Но так называемый исходник всегда должен быть длиннее, чтобы оставалась возможность вы­брать наиболее подходящий фрагмент при монтаже. Несложно подсчитать, что общее число планов в сюжете длиной 3 минуты составляет в среднем 60, а это значит, что минимально потре­буется 60 нажатий кнопки «запись» (Record) на камере, 60 смен крупности плана в видоискателе камеры (не считая интервью и стендапов). Нормальное соотношение хронометража исходно­го материала к хронометражу итогового материала составля­ет 1: 10. Т.е. для трехминутного сюжета нужно полчаса исход­ника.

Запись стендапа представляется одной из наиболее интерес­ных творческих задач. Во время записи стендапа репортер адре­сует свои слова напрямую зрителю, то есть смотрит в объектив камеры. По месту в композиции репортажа стендапы делятся на открывающие (в начале), связующие (в середине) и закрываю­щие (в конце). Выбор типа стендапа зависит от репортера, шеф­редактора и режиссера. Среди основных задач стендапа – пока­зать, что репортер действительно находится в гуще событий. Поэтому крайне важен фон стендапа, он должен быть инфор­мативным. К примеру, в репортаже о спортивном матче будет уместно разместить камеру и журналиста таким образом, чтобы в кадре на фоне репортера зритель видел играющих спортсменов. А в сюжете о разбитом школьном окне, информативность стен­дапа обеспечивается наличием этого окна в кадре одновременно с репортером.

Главным «секретом» стендапа (как и подводки ведущего в сту­дии) является его энергетика: автор должен произносить свой текст «не перед камерой», а «рассказывать камере», т. е. зрите­лю. Это профессиональное умение, базирующееся на артистиз­ме, приходит со временем. Страх перед объективом преодоле­вается только тренировкой. Стендап может записываться с не­скольких дублей. Если во время записи автор держит микрофон­«колотушку» в руке, то рука сгибается в локте под углом 90° (микрофон не надо «глотать»).

Рис. 6. Запись стендапа

При записи интервью необходимо также соблюдать основ­ные правила. Объект интервью должен говорить с репортером, смотреть на него, а не прямо в камеру. Общение со зрителем на­прямую, «глаза в глаза» – прерогатива журналиста, он «уполно­мочен» обществом сообщать информацию. Синхроны же героев и комментаторов – это результат общения журналиста с людьми, поэтому по визуальной логике говорящие должны обращаться к репортеру, а не к зрителю. На синхроне зритель, как правило, не видит репортера в кадре, а интервьюируемый говорит как бы в сторону, поскольку журналист во время интервью чаще всего стоят или сидят сбоку от камеры. При этом зритель всегда дол­жен видеть глаза интервьюируемого, поэтому угол поворота его головы не должен быть слишком крут.

Рис. 7. Запись синхрона

Если автор держит микрофон сам, то действует жесткое пра­вило: «колотушка» всегда должна находиться той руке, которая находится дальше от оси съемки. В противном случае рука с ми­крофоном все время будет неуклюже попадать в кадр. Нормаль­ная дистанция между микрофоном и говорящим – 20-30 см.; со­гласно технике безопасности микрофон никогда нельзя отдавать в руки интервьюируемому.

Технический «секрет» интервью заключается в том, что после окончания записи беседы всегда «доснимаются» несколько пла­нов, которые потом будут использоваться при монтаже. Традици­онный набор этих планов: журналист и интервьюируемый стоят вместе, репортер слушает собеседника, репортера видно через спину интервьюируемого, собеседеника видно через спину репор­тера. Эти дополнительные планы называются «восьмеркой». При съемке «восьмерки» важно соблюдать правило: оператор должен снимать оба объекта (журналиста и интервьюируемого) с одной стороны, не пересекая условную прямую линию между ними.

Непрофессионализм репортеров часто проявляется в дли­тельности интервью. Глупо разговаривать с человеком полчаса, чтобы потом использовать 20 секунд записи. Именно поэтому особенно тщательно необходимо продумать вопросы, прежде чем говорить с интервьюируемым. Многие телеканалы требуют от своих репортеров непременно просить интервьюируемого называть во время записи свое имя и должность – это помогает избежать ошибок при создании титров.

Рис. 8. Работа с микрофоном-«колотушкой»

Главной проблемой журналистов являются неразговорчивые собеседники. Зачастую люди, даже охотно согласившиеся дать интервью, в момент начала записи как бы «замораживаются», теряют дар речи, отвечают односложно или вообще молчат. Бо­язнь объектива и направленного микрофона – естественная реак­ция, а команда «Мотор!» вообще вводит людей в ступор. Самым эффективном методом преодоления этого психологического ба­рьера является так называемая «встречная исповедь». Суть приема заключается в том, что журналист рассказывает собеседнику о себе, просто разговаривает с ним на разные темы. Ощущение «допроса», таким образом, исчезает, собеседник расслабляется и начинает нормально говорить. Молчащий перед интервью автор всегда рискует получить ответное молчание. Иногда помогает переключение внимания собеседника на какой-нибудь предмет. Например, с любителем книг уместно поговорить о каком-нибудь фолианте из его коллекции и таким образом настроить его на «привычную волну». Установление контакта стоит отступления от темы.

Что же касается самих вопросов, то, безусловно, предпочте­ние следует отдавать «открытым», т.е. тем, которые предпола­гают развернутый ответ (а не ответы «Да» или «Нет»). В конце концов, интервью берется для того, чтобы записать речь челове­ка, а не его кивания головой. Вообще, чем меньше интервью по­хоже на заполнение анкеты, тем оно будет интереснее. При этом нужно помнить: иногда пауза (молчание) собеседника имеет свой смысл, взгляд может сказать больше, чем слова.

Техническая справка к «Разделу 4»

Для полноценной работы студии и ньюзрума, требуется пра­вильная организация рабочего пространства и соответствующее компьютерное обеспечение.

Newsroom. Комната или класс, оборудованные для видеомон­тажа, записи и обработки звука, должны иметь компьютеры при­мерно следующей конфигурации:

PC. Процессор Intel Core i7 860, обладающий четырьмя ядрами и поддержкой технологии Hyper Threading. Кеш 8 Мб и тактовая частота 2.80 ГГц. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) от 4 Гб. Жесткий диск не менее 500 Гб, рассчитан на интерфейс SATA II, обладающий кешем памяти объемом 16 Мб, поддержи­вающий технологию оптимального чтения данных NCQ. Графи­ческий адаптер на базе чипа GeForce GTX и четыре Гб памяти. (1600x1200 точек в режиме 32 миллиона цве тов). Fire Ware порт, для подключения видеокамеры и видеомагнитофона. Звуковые порты, для подключения аудиомикшера с последующим подклю­чением к нему микрофона и выводящих звук устройств (коло­нок).

Macintosh. Укомплектованный компанией Apple модели Mac Pro, компьютер с процессором Dual-Core Intel Xeon 5100, обеспечи­вающий производительность 4-ядерной рабочей станции. Такто­вые частоты: 2, 2, 66 и 3 ГГц. Архитектура Dual-Core Intel Xeon ис­пользует 4 Мбайт общей кэш-памяти 2-го уровня на процессор и 64-разрядную шину данных и регистров. Прекрасно продуман­ный корпус Mac Pro вмещает 4 жестких диска общей емкостью до 2 Тбайт и 2 дисковода SuperDrive с поддержкой двухслойных дисков (DVD+R DL/DVD±RW/CD-RW). Система поддерживает 8 слотов высокоскоростной памяти на двух картах по 4 слота на карту, максимум — 16 Гб.

Студия. Для студии потребуется специально отведенное по­мещение периметром не менее 5 на 5 метров и высотой не менее 3 метров. Все стены в этой комнате можно сразу покрыть специ­альной краской (светло-зеленого или синего цвета) или тканью. Это так называемый хромакей – задник, который будет использо­ваться с целью наложения любого фонового изображения в про­цессе обработки и монтажа отснятого материала. Также жела­тельно покрыть стены студии звукоизоляционным материалом (например, ковролином) для предотвращения проникновения посторонних звуков. Мебель в студии может быть любой, но от­личаться по цвету от хромакея.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.