Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ реализации механизма внешнеэкономической политики в РФ






На федеральном уровне задачи внешнеэкономической деятельности решают Государственный таможенный комитет, Министерство торговли и экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, службы по валютному и экспортному контролю, Центральный банк РФ.

 

 

Сфера совместного ведения целого комплекса вопросов Фе­дерацией и ее субъектами сужена против ранее разрешенных в силу того, что на практике такое распыление ответственности и несогласованность интересов привели к трудностям и в прогно­зировании, и в обеспечении сбалансированности ВЭД, а также к затягиванию процесса принятия программ, имеющих важное значение или для региона, или для отдельного комплекса пред­приятий, связанных единым технологическим циклом, но рас­положенным в разных региона. Активизация внешнеэкономи­ческой деятельности на региональном уровне - это объективная тенденция хозяйственного развития в условиях рыночной эконо­мики. Своего рода «регионализация ВЭД» — это условие повыше­ния экономической эффективности внешнеэкономической дея­тельности, в первую очередь внешней торговли. Однако такая деятельность не должна противоречить ни национальным эко­номическим интересам, ни усиливать долговую нагрузку на ВВП страны в целом, ни тем более базироваться на привилеги­ях отдельных регионов по сравнению с другими в силу лоббиро­вания региональных органов власти.

В связи с этим перед региональными органами власти стоят задачи, связанные с обеспечением эффективности использова­ния местных природных и сырьевых ресурсов, адекватных форм и видов ВЭД в целях достижения сбалансированного социаль­но-общественного развития как на уровне региона, так и в ин­тересах государства в целом. Особое значение придается фор­мированию региональных программ ВЭД, согласованных с федеральными целями и задачами. В условиях трансформирования хозяйственного комплекса Российской Федерации выделяются как правило, три типа регионов, имеющих специфику при организации внешнеэкономических связей:

агропромышленные и трудоизбыточные регионы (Северный

Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и др.); добывающие преимущественно минеральные ресурсы и драгоценные металлы (Тюменская область, Саха-Якутия, Татарстан и др.); урбанизированные промышленные регионы (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток и Приамурье и др.)

Регионы первого типа имеют реальные предпосылки привле­чения зарубежных и национальных инвесторов с целью создания быстроокупаемых производств, в том числе ранее относимых к местной промышленности, по переработке сельхозпродукции выпуску продуктов питания, развитию сельскохозяйственных производств и хранению сельхозпродукции, преследуя в конеч­ном счете цель производства продуктов питания для народона­селения страны, постепенно снижая уровень зависимости от импорта. В этих регионах существует возможность создания до­полнительных рабочих мест в агропромышленном комплексе, включая и рабочие места для работников, передислоцируемых и высвобождающихся по причине реконструкции или закрытия

производств.

В добывающих регионах необходимо формировать среду благоприятного производственно-предпринимательского кли­мата, в том числе и для зарубежных инвестиций, преследуя цели всемерного снижения уровня издержек производства добычи этого рода ресурсов, их очистки и переработки, и только после этого реализуемых на внешних рынках. В связи с этим можно ре­комендовать разработку соответствующих программ стимулиро­вания производственного предпринимательства, использования систем льготирования, преферениирования на конкурсной ос­нове и в рамках местных бюджетов, прибегая также к помощи и нетарифных методов реализации хозяйственной стратегии в регионах данной группы.

В урбанизированных регионах дела обстоят значительно сложнее, поскольку в них имеет место система «градообразующих» предприятий, располагающих мощным научно-технологическим потенциалом, и стоит задача коренной реструктуризации и препрофилирования их в рамках конверсионных программ. Однако именно эти регионы обладают потенциалом «прорыва» на внешние рынки с инновационной продукцией, не имеющей аналогов в мировой торговле. Поэтому в данных регионах целесообразно формировать на локальной территории зоны специального хозяйственного режима, технопарки и инновационные инкубаторы, которые могли бы служить задаче развития экспортного потенциала страны качественного иного типа, чем сырьевая ориентация.

Для проведения внешнеторговой политики как составной части ВЭП характерно сегодня то обстоятельство, что ей не свой­ственна географическая диверсификация ни в экспорте, ни в им­порте. Широкомасштабная либерализация внешнеторговой де­ятельности на начальных этапах процесса трансформирования экономики России в силу ряда причин субъективного и объек­тивного характера привела к усилению конкуренции между рос­сийскими субъектами ВЭД на одних и тех же товарных рынках, в одних и тех же товарных сегментах. Зарубежные конкуренты использовали механизмы разногласий и недобросовестной кон­куренции между российскими субъектами ВЭД и постепенно стали завоевывать принадлежащие бывшему СССР «рыночные ниши», ориентируя Россию на сырьевую направленность в экс­порте и на импорт ширпотреба и продуктов питания. Так, поч­ти 90% товарооборота РФ сконцентрировано в 20 странах, в том числе более 50% продукции экспорта — на рынках всего 3-5 стран. Причинами являются отсутствие четких ориентиров в ВЭП. преследование сиюминутных целей новыми участниками ВЭД, практически некоординируемое их поведение на внешних рынках при несоблюдении общегосударственных интересов. В результате происходят сделки чаще всего разового характера, недобросовестно реализуемые, периодические административ­ные изменения в управленческом аппарате и контролирующих внешнеэкономическую деятельность органах и ведомствах, а отмечается потеря профессионально подготовленного кадрового состава.

Таким образом, к вопросам компетенции в сфере ВЭП на уровне регионов можно отнести следующие аспекты (за исклю­ем эксклюзивных прав согласно соглашениям о разграничении полномочий между центром и отдельными регионами): раз­витие экспортно-импортных операций и иной ВЭД в целях совершенствования структуры экономики региона; кредитование, страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с регионами различных государств (т.е. несубъекты международного права оформляют договоры и соглашения с регионами зарубежных стран, которые тоже не являются субъектами международного права); организация информационной и технического сервиса структуры экспортной деятельности.

В связи с вышеизложенным представляется объективно необходимым разработка целенаправленной стратегии, ориентированной на национальные приоритеты хозяйственного развития, на создание экономики, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. Поэтому современная ВЭП должна быть сконцентрирована: на обеспечении доступа отечественных предприятий к мировому рынку машинотехнической продук­ции, технологий и информации, капиталов и минерально-сырь­евых ресурсов, к транспортным комуникационным системам; на формировании благоприятного торгово-политического ре­жима с зарубежными странами и их торгово-политическими группировками и союзами; на создании эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов и приоритетов Рос­сии (валютный контроль, контроль за экономической эффек­тивностью экспорта и импорта и д.т.); на усилении организационно-регулирующей роли государства и уполномоченных им ведомств в координации внешнеэкономической деятельности России при трансформационном преобразовании хозяйствен­ного комплекса страны.

Исходя же из задач присоединения России к ВТО в целях фор­мирования международного правового поля экономического

сотрудничества, адекватного имеющемуся потенциалу российского хозяйственного комплекса в целом, следует подчеркнуть, что региональная торговая политика в сфере внешнеэкономического партнерства есть составная часть общегосударственной внешнеэкономической политики. Поэтому ни одно сепаратно принятое решение (без учета интересов России в целом) не может быть расценено как позитивное, поскольку в рамках многостороннего межгосударственного регулирования практически всего спектра составляющих международного сотрудничества (в рамках ВТО) все принимаемые и реализуемые решения относится к компетенции государства в целом как субъекта между­народного права.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.