Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории международной торговли






Меркантилизм является одной из первых теорий внешней торговли, который был основан в 16-17 веках. Сущность данной теории заключалась в богатстве нации, которая определялась в объемах золота. В результате чего задача национальных государств заключалась в том, чтобы продать как можно больше товаров, а купить как можно меньше, с целью перемещения золота, которое выполняло функцию мировых денег. Международную торговлю меркантилисты рассматривали как игру с нулевой суммой, в которой выигрыш государства неизбежно означал проигрыш ее торгового партнера. Подчеркивалась необходимость в реализации внешнеэкономической политики, которая способствовала бы достижению положительного сальдо торгового баланса.

Рассмотрим классические теории внешней торговли

Теория абсолютных преимуществ А. Смита заключается в том, что благосостояние нации во многом зависит от степени углубления разделения труда, также и международного.

А. Смит сделала вывод, что каждая страна должна специализироваться на экспорте и производстве товаров, имея полное преимущество в их изготовлении, т.е. государство в котором производство определенного экономического блага обходится дешевле, должно не только опираться на удовлетворение потребностей в данном благе собственных жителей, но и осуществлять экспорт этого блага в другие страны, в которых производство этого товара обходится дороже.

Правительство осуществляет отбор отраслей и видов строительства, на которых будет специализироваться государство. От международной торговли каждая нация выигрывает, в силу того, что имеет абсолютное преимущество в производстве каких-либо благ.

Теория относительных преимуществ Д. Рикардо опирается на то, что каждое государство использует свои ресурсы в отраслях, которые обеспечивают его наибольшими выгодами. Опираясь на принцип эгоистического индивидуализма, участники международной торговли осуществляют общее благо для всех. В результате чего происходит эффективное разделение труда между национальными государствами.

Сущность концепции заключается в наличии абсолютного преимущества в национальном производстве определённого товара, который необходим для развития международной торговли. Возникновение сравнительных преимуществ будет там, где альтернативные издержки производства будут наименьшими.

Рассмотрим неоклассические теории мировой торговли.

Теория Хэкшера — Олина — Самуэльсона является современной модификацией теории относительных преимуществ.

Шведские экономисты Эли Хекшер и Беркли Олин смогли теоретически обосновать направленность и необходимость внешнеторговых отношений. В свою очередь американский ученый Пол Самуэльсон смог определить математические условия, при которых может быть определена теория шведских экономистов.

Многие авторы связывают теорию сравнительных преимуществ с теорией цен экономических ресурсов. Страны продают (экспортируют) товары интенсивного использования относительно избыточных ресурсов и ввозят (импортируют) товары интенсивного использования относительно дефицитных для них факторов. В результате происходит выравнивание цен на ресурсы, теряются относительные преимущества, выравниваются условия развития.

Парадокс Леонтьева заключался в том, что в Америке, как правило больше экспортировали трудоемкие товары, а импортировали капиталоемкие. Объяснение парадоксу было в следующем, что один человеко-час труда американского работника равен трем человеко-часам зарубежных работников. Таким образом, США имел излишек труда высокой квалификации, что характеризуется структурой экспорта в стране.

Теория альтернативных издержек Г. Хаберлера заключается в исследовании технологических переменных, которые определяют поведение субъектов на мировой товарном рынке. Суть данной теории заключается в том, что страны наиболее экспортируют продукцию прогрессивного технологического производства, тем самым содействуя распространению новейших технологий в мире. Это приводит к выравниванию технологического уровня, изменению структуры внешней торговли и сокращению экспорта.

Теория жизненного цикла товара (ЖЦТ) Раймонда Варнона заключается в том, что каждый товар имеет свой жизненный цикл.

Эта теория рассматривает взаимосвязь между жизненным циклом нового товара и международной торговлей, согласно следующей схеме:

- появление нового продукта на рынке;

- зрелость продукта;

- выпуск стандартизированного продукта.

С точки зрения международного аспекта производство данных товаров в зависимости от этапа цикла перемещается. Согласно данной теории Р. Варнон хотел показать почему США занимают лидирующие позиции в производстве перспективных и новых товаров. Это происходит в связи с тем, что спрос на данного рода товары на американском рынке возникает раньше, чем на рынках других стран, что дает США технологические преимущества.

Не распространяется данная теория на:

- предметы роскоши;

- товары с коротким жизненным циклом;

- товары, относительно которых фирма применяет стратегию дифференциации с целью поддержания потребительского спроса без использования ценовой конкуренции (рекламные услуги);

- товары с очень завышенными транспортными издержками.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.