Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратите внимание

Важно запомнить

Существует первоначальное и окончательное восприятие текста. Все ошиб-ки смыслового и логического плана обычно легко выявляются при первоначаль-ном чтении текста, когда он воспринимается как совсем новый и незнакомый.

Однако составитель документа, являясь и редактором текста одновременно, не может воспринимать собственный текст как новый, что приводит к определен-ным трудностям поиска смысловых ошибок. Ему кажется, что текст написан именно так, как с его точки зрения правильно сто написать, следовательно, он не видит возможности иного понимания текста. А лингвистами доказано, что умение увидеть создаваемый текст с позиции другого чело века – основа редакторского и стилистического мастерства. Для того чтобы составителю и редактору в одном лице «организовать» первоначальное восприятие текста документа, необходимо на некоторое время отложить написанный текст, затем прочитать текст снова, воспринимая его как незнакомый.

При этом необходимо обратить внимание на характер чтения текста: по-фразное чтение должно быть плавным и непрерывным. Там, где не будет плавно-го чтения с пониманием, необходимо искать смысловую или логическую по-грешность. Поэтому редактор осуществляет плавное скольжение глазами по стро-кам документа.

Если же при непрерывном и плавном чтении возникла непроизвольная оста-новка, то это означает, что в тексте есть смысловая ошибка, которую необходимо исправить. Пропущенная смысловая или логическая ошибка может привести к то-му, что адресат неправильно истолкует фразу, а затем и неверно поймет содержа-ние всего служебного документа.

Обратите внимание

Если первичное чтение фраз текста прерывисто и затруднено, то это озна-чает, что в данном месте есть какая-то ошибка, которая должна быть найдена и исправлена редактором.

Главной задачей второго этапа работы с текстом является проверка факти-ческого материала, используемого при создании и редактировании документа. На этом этапе редактор документа должен внимательнейшим образом проверить и перепроверить следующее:

• опирался ли при создании и оформлении нового документа автор-состави-тель на последние государственные стандарты РФ по написанию организационно-распорядительной документации;

• использовал ли автор-составитель первоисточник при составлении текста нового документа;

• имеются ли выходные данные тех документов, на которые опирался автор-составитель при написании нового документа;

• включен ли в составленный документ только новый и достоверный циф-ровой и фактический материал из документа первоисточника;

• уточнены ли при составлении текста все цифровые и фактические сведе-ния, касающиеся адресата и адресанта (фамилии, имена, отчества, названия и адреса организаций, географические обозначения и т.д.);

• опирался ли составитель текста документа на последние ортологические (нормативные) словари и справочники по современному русскому языку, что является крайне необходимым при решении сложных языковых вопросов, каса-ющихся культуры деловой письменной речи.

На третьем этапе осуществляется собственно редактирование документа, проводится тщательная языковая и стилистическая правка каждого предложения документа.

Для успешного исправления всех видов ошибок в предложении необходимо владеть двумя техническими приемами:

• сопоставление каждой исправленной фразы с первоначальным вариантом;

• сопоставление каждой исправленной фразы с предшествующей и последующей фразами.

Первое сопоставление должно осуществляться с точки зрения изменения, появления или утраты в исправленной фразе каких-либо смысловых оттенков, сведений, фактов по сравнению с первоначальной фразой.

Второе сопоставление необходимо, поскольку каждая фраза – это элемент композиции целостного текста, тесно связанный с другими элементами. Фразу нельзя рассматривать изолированно, вне композиционных связей, иначе можно разрушить весь текст.

Анализируя материал таким образом, редактор постепенно продвигается от фразы к фразе, от начала текста к его концу. В ходе этого поступательного движе-ния он ликвидирует все языковые ошибки и устраняет стилистические недочеты.

Лингвистический анализ документов, используемых служащими в повсе-дневной практике, показывает, что существуют наиболее типичные ошибки языка документов, возникающие из-за особенностей и некоторых трудностей официаль-но-делового стиля речи.

Все ошибки условно можно разделить на шесть видов: логикосмысловые ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, ошибки, связанные с нарушением делового этикета, ошибки правописания.

Внутри каждого вида они могут быть нормативно-стилистическими, возни-кающими из-за незнания литературных норм официально-делового стиля речи, и собственно стилистическими, возникающими в результате проникновения в доку-мент языковых средств из других стилей.

 

 

__________________________________________________________________________________

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

__________________________________________________________________________________

 

1. Укажите логические ошибки в доказательствах.

1. Не нужно думать, что предлагаемая система снабжения строек стройматериалами луч-ше действующей. Во всяком случае, в тресте еще не было ее широкого обсуждения. Не прово-дились и эксперименты по ее применению. Кроме того, введение новой системы снабжения поставит стройки в затруднительное положение.

2. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:

а) конференции должны готовиться заранее;

б) доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться ве-дущими преподавателями;

в) следует назначать ответственных за проведение заседаний секций.

3. Победителями этого состязания будут, конечно, россияне: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают дома, а дома, как известно, побеждать легче.

4. Делегаты собираются 25 мая, в 16 часов, в 1-й аудитории, т. к. в плане лаборатории не были намечены ранее разработанные мероприятия.

5. Павлова нужно наказать. Он все время прогуливает. Ну, и что, если он представляет справки? Вот и сегодня он не был на первой лекции. Тоже был болен? Я буду голосовать за выговор.

6. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июля, так как я приобрел путевку в санаторий.

2. Укажите логические ошибки в определениях.

1. Глаз – орган зрения у животных.

2. Глина – весьма распространенная землистая горная порода.

3. Публицист – автор публицистических произведений или выступлений.

4. Изобретение – существенный вклад в развитие науки или техники.

5. Делопроизводство – учебная дисциплина, изучаемая на отделениях делопроизводства.

6. Инструктивное письмо – письмо, служащее руководством к действию.

7. Дефект – недостаток.

8. Диалог – обычная составная часть драматического произведения.

9. Досье – совокупность документов.

 

 

       
 
 
   

 

 


Законы логики предъявляют к доказательствам ряд важных требований: Законы логики предъявляют к определениям предъявляются такие требования:
1. Тезис и аргументы должны быть суждения-ми ясными, точно сформулированными. Лю-бая ошибка в выборе слова, возможность дво-якого истолкования фразы, нечеткий стиль изложения – все это может быть использовано против того, кто пытается что-то доказать. 1. В определении должны указываться важней-шие отличительные признаки предмета, а не малосущественные или случайные.
2. В ходе доказательства тезис должен оста-ваться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение. Если это правило не выполняется, тезис остается недоказанным. 2. Определение не должно содержать «круга».  
3. Тезис и аргументы не должны быть сужде-ниями, внутренне противоречивыми. Они не должны противоречить и ранее высказанным утверждениям. 3. Определение не должно содержать понятий, которые сами нуждаются в определении.
4. В качестве аргументов следует использовать положения, истинность которых не вызывает сомнения. Все доводы должны быть сужде-ниями, доказанными самостоятельно и прове-ренными на практике. 4. Определение не должно быть только отри-цательным (возможность использования отри-цательных по своей структуре определений крайне ограничена). Смысл определения как логического действия заключается в том, чтобы указать, чем является данный предмет, какими признаками он обладает, что отличает его от других предметов (а не в том, чтобы сказать, чем он не является или какими признаками не обладает).
5. Доказательство должно быть полным, дос-таточным. Нарушение этого правила часто за-ключается в том, что в ходе доказательства ис-пользуются аргументы, логически не связан-ные с тезисом и, естественно, не доказыва-ющие его истинности (эта ошибка обознача-ется формулой «не вытекает» или «не следу-ет»). 5. Не являются определениями (с логической точки зрения) и не могут использоваться в ка-честве определений предложения, в которых содержатся толкования значений заимствован-ных слов.    

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Журналы ордера и ведомости | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.