Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Отдельные виды юридической профессиональной деятельности






Судьи

Судебная система устанавливается в нашей стране Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации". Согласно ст. 4: " Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не предусмотрено".

Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов. Важным элементом в этой системе выступает система федеральных органов судебной власти. Вместе с судами субъектов Российской Федерации она составляет судебную систему.

Законодатель включил в установленную им судебную систему Российской Федерации федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

Это не простая совокупность судов, а их взаимосвязанная и взаимообусловленная, единая система. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом " О судебной системе Российской Федерации";

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

 

Федеральных судов три вида:

1) Конституционный Суд РФ;

2) федеральные суды общей юрисдикции;

3) арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в Российской Федерации - единственный судебный орган конституционного контроля. Федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов - большее количество. Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:

а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

г) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

д) дает толкование Конституции РФ;

е) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

ж) проверять на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации;

з) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

и) осуществляет некоторые иные полномочия.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, городские суды, межрайонные суды, военные (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона " О военных судах Российской Федерации") и специализированные суды.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным дел. Помимо того, они уполномочены на правосудие по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора; вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, а также осуществляют иные виды деятельности.

 

Перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; а также

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений;

г) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка,

б) предупреждение преступлений и правонарушений,

в) правовое и нравственное воспитание граждан,

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

 

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Высшим судебным органом общей юрисдикции по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Основной его функцией признается судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Им даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по первой инстанции, в качестве суда апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

У верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), а также осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Эти суды в свою очередь признаются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным, городским, межрайонным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районный же суд в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, а в уголовном процессе и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств проверять законность и обоснованность решений (приговоров, постановлений) мировых судей.

Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел районным судом рассматриваются:

- дела об административных правонарушениях;

- вопросы, связанные с исполнением приговора;

- вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

И это неполный перечень закрепленных в законе полномочий районного суда.

По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств).

 

Система арбитражных судов состоит из

· арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов),

· арбитражных апелляционных судов,

· арбитражных судов субъектов Российской Федерации

· специализированного арбитражного суда.

 

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, признается Верховный Суд РФ (Высший Арбитражный Суд РФ ликвидирован). Однако он не отнесен ст. 3 Федерального конституционного закона " Об арбитражных судах в Российской Федерации" к числу судов, которые составляют систему арбитражных судов в Российской Федерации. В то же время именно он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. В связи с чем он наделен полномочиями:

- рассматривать в пределах своей компетенции дела, подведомственные арбитражным судам, в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- давать разъяснения по вопросам судебной практики арбитражных судов;

- осуществлять иные виды деятельности.

Верховный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации и специализированным арбитражным судам.

Арбитражный суд округа создан для того, чтобы в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей компетенции соответственно рассматривают дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в качестве суда первой инстанции, и также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированным арбитражным судом является Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

 

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и являющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи (ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона " О судебной системе Российской Федерации").

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на уровне не Российской Федерации, а всего лишь субъекта Российской Федерации. И соответственно он рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того, он правомочен производить толкование самой конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно разрабатывается и устанавливается законом субъекта Российской Федерации порядок осуществляемого конституционным (уставным) судом данного субъекта Российской Федерации судопроизводства. Между тем одно из положений, составляющих данный порядок, закреплено в ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона " О судебной системе Российской Федерации". Оно заключается в том, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Так как это не федеральный орган, а суд субъекта Российской Федерации, то и его финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а не за счет федерального бюджета.

Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации являются мировые судьи. Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом " О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом " О мировых судьях в Российской Федерации", а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что мировые судьи признаются судами субъекта Российской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем Российской Федерации.

 

Таким образом, судебная система Российской Федерации включает в себя суды различной юрисдикции: конституционной, общей и арбитражной, а также различные уровни: федеральный и уровень субъектов Федерации, что отражается, в частности, в наименовании судов соответственно федеральными и судами субъектов Федерации и положении судей; причем это разграничение по уровням касается только конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции. Арбитражные суды являются федеральными.

Законодатель вместе с тем достаточно развернуто и жестко установил единство судебной системы и статуса судей. По ст. 3 упомянутого Закона оно обеспечивается путем установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Целью существования и функционирования судебной системы является осуществление судебной власти, причем только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, законодатель создал стройную судебную систему, определил основные направления и порядок осуществления судебной власти, решил, во всяком случае принципиально, существенный вопрос о гарантиях единства судебной системы РФ, разграничении федеральных судов и судов субъектов Федерации.

 

В зависимости от того, о каком виде судов идет речь, суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, подразделяются на определенные группы - звенья. У федеральных судов общей юрисдикции три звена, четыре звена - у арбитражных судов. Конституционный Суд РФ один, поэтому понятие звена судебной системы к нему неприменимо.

Под звеном судебной системы Российской Федерации понимается совокупность судов, обладающих равной компетенцией. В то же время следует иметь в виду, что применительно к федеральным судам общей юрисдикции третьего (высшего) звена понятие равной компетенции применяется с определенной долей условности, так как в это звено исторически принято включать Верховный Суд РФ и все военные суды, в том числе окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Применительно же к системе арбитражных судов обособленное место занимает Суд по интеллектуальным правам. Он обладает специфической компетенцией, и поэтому его не следует включать в какое-либо из трех существовавших еще до его создания звеньев системы арбитражных судов.

К судам второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции относятся областные, краевые суды, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Эти суды осуществляют правосудие путем рассмотрения дел не только по первой инстанции, но и в апелляционном, кассационном порядке и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств).

Суды первого (основного) звена федеральных судов общей юрисдикции - это все виды районных судов. Судами данного звена рассматривается большое количество уголовных и гражданских дел, а кроме того, подведомственные судам общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Они осуществляют правосудие по делам об административных правонарушениях, а равно разрешают уголовные и гражданские дела по первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Нижестоящими по отношению к районным судам являются мировые судьи, которые не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции. Они образуют одно из звеньев судов субъектов Российской Федерации.

Система арбитражных судов в отличие от системы федеральных судов общей юрисдикции по своей структуре состоит, как минимум, из четырех, а не из трех звеньев. Первое звено в ней отведено арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Второе - арбитражным апелляционным судам. Третье - федеральным арбитражным судам округов. И, наконец, четвертым самостоятельным звеном системы арбитражных судов является Суд по интеллектуальным правам. Верховный Суд РФ рассматривает и разрешает дела, подведомственные арбитражным судам. Однако законодатель его не относит к указанной разновидности судов.

Звеном судебной системы субъектов Российской Федерации и в этом смысле звеном судебной системы Российской Федерации следует также признавать конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

 

Звено - это понятие судоустройственное. Судебная инстанция - судопроизводственное. Судебная инстанция - это предусмотренный законом порядок рассмотрения дела в суде.

Судебной системе Российской Федерации известно пять общих порядков осуществления правосудия (пять инстанций):

1. Рассмотрение дел по первой инстанции.

2. Апелляционная инстанция.

3. Кассационная инстанция.

4. Надзорная инстанция.

5. Возобновление производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам).

 

Рассмотрение дел по первой инстанции - основная, главенствующая часть уголовного, гражданского и арбитражного процессов. Именно здесь впервые осуществляется правосудие и реализуется основная часть всех принципов правосудия, от открытого разбирательства дел во всех судах до независимости судей и подчинения их только закону и др.

Судопроизводство по первой инстанции отличается от других порядков осуществления правосудия тем, что при этом доказательства впервые исследуются судом непосредственно.

При рассмотрении уголовного дела по первой инстанции могут быть осуществлены допросы, осмотры (вещественных доказательств, местности и помещений), следственные эксперименты, предъявления для опознания, освидетельствования, оглашены показания, данные во время предварительного расследования, а равно протоколы следственных действий, заключения экспертов (специалистов), приобщенные к делу или представленные в судебном заседании документы, воспроизведена звукозапись показаний, назначена и произведена судебная экспертиза.

Однако в связи с такой чертой данной инстанции, как непосредственность во время судебного разбирательства, протокол допроса свидетеля, составленный на стадии предварительного расследования, не зачитывается, если есть возможность всем составом суда заслушать показания свидетеля. По этим же причинам суд не знакомится с протоколом осмотра предмета - холодного оружия, а осматривает само вещественное доказательство и т.п. В судебное заседание вызываются подсудимый, стороны, свидетель и другие заинтересованные лица.

Суду предоставляется возможность самому непосредственно, а не при помощи органов предварительного расследования, проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вынести обвинительный либо оправдательный приговор (решение по существу дела).

Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд судебной системы, за исключением арбитражного апелляционного суда. Существенно отличается от общепринятого порядок рассмотрения дела Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Но и он может именоваться рассмотрением дела по первой инстанции с одним уточнением - иных инстанций в конституционном (уставном) судопроизводстве не предусмотрено.

 

Апелляционная инстанция в современной российской судебной системе появилась сначала в арбитражном процессе. В настоящее время она имеется также в уголовном и гражданском процессе судов общей юрисдикции. В апелляционном порядке вышестоящие суды проверяют законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным нижестоящими судами в первой инстанции, повторно рассматривая дело.

Основные черты апелляционной инстанции следующие.

Свобода обжалования, которая означает возможность принесения апелляционной жалобы широким кругом лиц.

В арбитражном процессе право на подачу апелляционной жалобы принадлежит: сторонам, третьим лицам; заявителям и иным заинтересованным лицам - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК случаях; прокурорам, государственным органам, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, гражданам, обращавшимся в арбитражный суд с иском в случаях, предусмотренных АПК, а равно иным лицам в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 257 АПК).

В гражданском процессе решения и определения мирового судьи могут быть обжалованы сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Апелляционную жалобу здесь вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом (ст. 320 ГПК).

И, наконец, в уголовном процессе право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а в части, относящейся к гражданскому иску, - гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их законным представителям и представителям (ст. 389.1 УПК).

Осужденный и потерпевший вправе приносить жалобы не только в своих интересах, но и в интересах других субъектов уголовного процесса.

Согласно закону и подзаконным нормативным актам обжалованию подлежит любой приговор, а в ряде случаев и иное решение (определение) суда, принятые на стадиях назначения судебного заседания и судебного разбирательства. Конституционным Судом РФ ранее действовавший запрет на обжалование и принесение представлений на приговоры Верховного Суда РФ признан не соответствующим Конституции РФ. В настоящее время вынесенные по гражданским (административным) делам по первой инстанции Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ решения могут быть обжалованы в апелляционном порядке в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ дела по первой инстанции не рассматриваются. Соответственно не существует и решений этой Судебной коллегии, которые могли бы быть обжалованы в апелляционном порядке.

Проверка законности, обоснованности и справедливости приговора (решения, постановления, определения). Апелляционная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, решения (постановления, определения), то есть соблюдение при производстве по делу норм процессуальных и материальных отраслей права, но и его обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в решении (определении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции. С другой стороны, проверка решения (определения) в апелляционном порядке может не ограничиваться всего-навсего пределами апелляционной жалобы (представления). Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. Поэтому исследованию подлежат все части и составляющие гражданского дела. Более того, суд апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по делу. Если при рассмотрении уголовного дела установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу, и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело может быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения.

Возможность производства в апелляционной инстанции судебных действий и представления дополнительных материалов. Так же как и в первой инстанции, в апелляционной инстанции могут быть осуществлены судебные действия, направленные на собирание доказательств. Кроме того, здесь могут быть представлены дополнительные материалы. Эти материалы (справки, акты, объяснения и др.) могут быть представлены лицами, наделенными правом обжаловать судебное решение. В необходимых случаях их может истребовать сам суд апелляционной инстанции.

Широкие полномочия апелляционной инстанции. Рассматривая гражданское дело в апелляционном порядке, суд вправе при наличии указанных в законе оснований оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока (ст. 328 ГПК). В уголовном процессе апелляционная инстанция вправе принять решение: об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения; об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора; об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора; об отмене приговора, определения, постановления суда первой инстанции и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства; об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора; об отмене определения или постановления и о вынесении обвинительного или оправдательного приговора либо иного судебного решения; об отмене приговора, определения, постановления и о возвращении дела прокурору; об отмене приговора, определения, постановления и о прекращении уголовного дела; об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения; о прекращении апелляционного производства (ст. 389.20 УПК).

Недопустимость рассмотрения апелляционной инстанцией новых требований. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.

 

Применительно к деятельности судов общей юрисдикции производство в кассационной инстанции представляет собой процедуру проверки законности и обоснованности приговоров и решений (определений, постановлений) суда (судьи), в том числе приговоров, решений (определений, постановлений) апелляционной инстанции, вступивших в законную силу. Недостаточно обоснованный, незаконный приговор, решение (определение, постановление) отменяются.

Основные черты кассационной инстанции следующие.

Свобода обжалования, которая означает возможность принесения кассационной жалобы широким кругом лиц из числа участников судебного разбирательства. Перечень лиц, которые наделены правом принесения кассационной жалобы (представления) аналогичен тому, что предусмотрен для апелляционного обжалования.

Кассационная жалоба (представление) в уголовном процессе может быть подана в течение одного года (ч. 3 ст. 401.2 УПК), в гражданском процессе - в течение шести месяцев (ч. 2 ст. 376 ГПК), а в арбитражном процессе - в срок, не превышающий двух месяцев (ч. 1 ст. 276 АПК), со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения.

Проверка законности и обоснованности судебного решения. Данная основная черта кассационного производства отличается от одноименной черты апелляционного производства лишь тем, что в ходе проверки законности и обоснованности вступившего в силу судебного решения суд кассационной инстанции не имеет тех средств, которыми наделены апелляционная и первая инстанция. Закон прямо предоставил ему возможность лишь заслушать доклад судьи об обстоятельствах дела, содержании принятых по делу судебных решений, доводах кассационной жалобы (представления), задать докладчику вопросы, а также выслушать выступления иных участников судебного заседания.

Возможность представления в кассационную инстанцию дополнительных материалов. Данная возможность прямо не закреплена в законе. Между тем и в ГПК (ст. 57), и в УПК (ст. 86), и в АПК (ст. 66) предусмотрено право сторон и некоторых других участвующих в деле лиц представлять доказательства. Причем в законе не содержится запрета реализации ими данного права в судебном заседании кассационной инстанции путем представления дополнительных материалов (справок, актов, объяснений и др.).

Широкие полномочия кассационной инстанции. По итогам рассмотрения дела суд в кассационной инстанции вправе при наличии к тому законных оснований: оставить кассационные жалобу или представление без удовлетворения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить дело прокурору; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Аналогичные решения принимаются и по гражданским делам.

Недопустимость ухудшения положения осужденного. Кассационная инстанция может смягчить назначенное судом первой инстанции наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту.

Пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия (ст. 401.6 УПК).

Закон позволяет суду кассационной инстанции проверить уголовное дело и в отношении тех оправданных (осужденных), которые не приносили кассационной жалобы (в отношении которых кассационной жалобы принесено не было). Однако в этом случае у суда отсутствует право отмены приговора, определения или постановления в отношении таких оправданных (осужденных), если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение (ч. 5 ст. 401.16 УПК).

Неоднократность кассационного производства. В кассационном порядке может быть подвергнуто проверке большинство судебных решений. Кассационное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой, апелляционной инстанции, но и определений самой кассационной инстанции. Таким образом, законность (обоснованность), к примеру, приговора районного суда может сначала проверяться областным судом, а затем Верховным Судом РФ, то есть неоднократно.

 

Надзорная инстанция состоит в пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда Президиумом Верховного Суда РФ. Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями. Основное из них заключается в том, что в надзорном порядке дело рассматривается только Президиумом Верховного Суда РФ.

Ревизионные начала надзорного производства. В уголовном процессе надзорная инстанция не связана доводами надзорных жалобы или представления. Так же как и суд кассационной инстанции, в интересах законности Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы (представления) и рассмотреть уголовное дело в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

Проверка законности судебного решения. Надзорная инстанция должна проверить законность решения (определения, приговора), то есть соблюдение при производстве по делу норм гражданского процессуального, уголовно-процессуального, уголовного, гражданского, семейного и т.п. права. Законодатель не требует от надзорной инстанции проверки обоснованности и справедливости судебного решения.

Возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов. Допустимость представления дополнительных материалов в надзорную инстанцию может быть обоснована теми же аргументами, что и в случае с кассационной инстанцией. Прямо законодатель такой возможности в соответствующей главе УПК (АПК, ГПК) не прописал.

Широкие полномочия надзорной инстанции. По итогам рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда РФ вправе: оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК; внести изменения в приговор, определение или постановление суда; оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК.

Аналогичны права Президиума Верховного Суда РФ по гражданским делам.

Недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией. Надзорная инстанция может смягчить назначенное нижестоящим судом наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту.

Особенностью надзорного производства следует признать отсутствие прямого запрета отмены Президиумом Верховного Суда РФ приговора, определения или постановления в отношении тех оправданных (осужденных), в отношении которых надзорной жалобы (представления) не поступало, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. А вот правило ст. 401.6 УПК распространяется и на надзорное производство. Таким образом, пересмотр в надзорном порядке приговора (определения, постановления) суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено), допустим лишь в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, причем только когда в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

 

Возобновление производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств похож на кассационное производство. Также проверяется законность решения, вступившего в законную силу. Но судом рассматривается не только то, что было известно суду первой инстанции, но и новая информация, которая появилась уже после первого рассмотрения дела.

В различных отраслях права этот порядок судопроизводства именуется неодинаково. В уголовном процессе он называется возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, в гражданском процессе - пересмотром вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, а в арбитражном процессе - пересмотром судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - разновидность правосудия, в процессе которого осуществляется проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов соответствующих судов в свете новых или вновь открывшихся обстоятельств, являющихся составной частью предмета доказывания по делу, которые не были известны суду в момент рассмотрения дела и имеют существенное значение для его правильного разрешения.

К примеру, по уголовным делам вновь открывшимися обстоятельствами признаются:

1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

Новые обстоятельства - это:

1) признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ;

2) установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) иные новые обстоятельства.

По общему правилу стадия возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном процессе состоит из двух частей: досудебной и судебной. Причем досудебная ее часть в зависимости от оснований начала может быть осуществлена в двух формах: проверка вновь открывшихся обстоятельств и расследование иных новых обстоятельств.

Процедура осуществления правосудия ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном процессе аналогична порядку кассационного производства. От кассационной инстанции она отличается основаниями начала производства, а также тем, что при возобновлении дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассмотрению в суде помимо уголовного дела обычно подлежат материалы досудебной проверки вновь открывшихся обстоятельств либо расследования иных новых обстоятельств.

По общему правилу уголовные дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств подлежат рассмотрению судом непосредственно вышестоящего звена судебной системы. Исключением из этого правила является лишь пересмотр некоторых судебных решений высшего органа правосудия нашего государства. Так, районный суд ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств пересматривает приговоры и постановления мирового судьи; президиум верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа) - приговоры, определения, постановления районного суда; Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ - приговоры, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; окружной (флотский) военный суд - приговоры, определения, постановления гарнизонного военного суда; Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ - приговоры, определения, постановления окружного (флотского) военного суда.

Лишь заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении постановления Президиума Верховного Суда РФ рассматривается самим Президиумом Верховного Суда РФ. И к тому же Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ (Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ) проверяется законность и обоснованность собственных приговоров (определений), вынесенных ею в ходе производства по уголовному делу в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции, если данные судебные решения не были ранее предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ.

Иные требования предъявляются к возобновлению по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел. Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском и арбитражном процессах - это лишь судебная деятельность, досудебная часть здесь отсутствует. Между тем судебная деятельность, составляющая данную инстанцию, также состоит из двух частей, как, впрочем, и в уголовном процессе.

Во-первых, в судебном заседании рассматривается заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. В случае его удовлетворения решение, определение или постановление отменяется. После чего начинается вторая часть - рассмотрение дела в обычном порядке. Например, если отменено решение, вынесенное по первой инстанции, дело опять рассматривается по правилам рассмотрения дела по той же, первой, инстанции.

Обе эти составляющие возобновления гражданских дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам осуществляются судом, вынесшим решение, определение или постановление. В гражданском и арбитражном процессах, соответственно, заявление о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам решения суда первого звена разрешает этот же суд первого звена, он же затем рассматривает отмененное решение.

 

 

Статус судей. Статья 11 Закона " О судебной системе Российской Федерации", основанная на главе 7 " Судебная власть" Конституции РФ, устанавливает, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Должности судей выстраиваются по ступеням профессиональной карьеры и различаются по: а) заработной плате и льготам (должностной оклад, доплаты за квалификационный класс, ученые степень и звание, почетные звания и пр. и дополнительные отпуска за выслугу лет); б) квалификационному классу; в) компетенции в процессуальной и организационно-управленческой сфере. Для судей РФ установлены шесть квалификационных классов (высший, первый - пятый, которые присваиваются в зависимости от занимаемой должности и стажа работы в ней (кроме высшего и первого, для которых установлен особый порядок - ст. 8-16 Закона " О статусе судей в Российской Федерации").

По сути аналогично строится лестница должностей в системе арбитражных судов. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. " Об арбитражных судах в Российской Федерации" в ст. 8 устанавливает, что судьями арбитражных судов являются: Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда, председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ, председатели, их заместители и судьи арбитражных апелляционных судов.

В Конституционном Суде РФ действуют: председатель, заместители, секретарь суда, члены суда.

Статья 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. " О судебной системе Российской Федерации" предусмотрела существование Судебного департамента при Верховном Суде РФ и органов, входящих в его систему, которые организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

Работники Судебного департамента и в целом аппарата суда являются (ст. 31-32 Закона) государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.

 

Судейское сообщество. В соответствии со ст. 29 Закона " О судебной системе Российской Федерации", а также со ст. 17 Закона " О статусе судей в Российской Федерации" для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Уже имеющаяся практика показала, что судейское сообщество и его органы во многом определяют содержание и успехи профессиональной карьеры судей.

Статья 29 Закона " О судебной системе Российской Федерации", несколько уточняя редакцию ст. 17 Закона " О статусе судей в Российской Федерации", устанавливает, что высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Высшая квалификационная коллегия и квалификационные коллегии судей избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей на соответствующих собраниях (съездах, конференциях) судей.

Не вдаваясь в детали деятельности органов судейского сообщества, следует сказать, что они обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, проводят общественную экспертизу нормативных актов, рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, положения судей, представляют интересы судей, избирают квалификационные коллегии судей (ст. 18 Закона " О статусе судей в Российской Федерации").

Квалификационные коллегии (ст.18 данного Закона, Положение о квалификационных коллегиях судей утверждалось 13 мая 1993 г.) создаются для различных категорий судей в зависимости от их принадлежности к тем или иным судам и рассматривают вопросы отбора кандидатов в судьи, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

Доступ к должности судьи и отбор судей. Доступ к судейской работе по существу определяет, с одной стороны, состав сообщества судей, а с другой - реализацию потенциального права юриста претендовать на судейскую карьеру, если он обладает соответствующими профессиональными качествами. Правила доступа состоят в:

а) требованиях, предъявляемых к потенциальным кандидатам на должность судьи (ст. 4 Закона " О статусе судей в Российской Федерации");

б) порядке отбора кандидатов (ст. 5 Закона " О статусе судей в Российской Федерации") и

в) порядке наделения судей полномочиями (ст. 1-3 Закона " О судебной системе Российской Федерации").

Этапы реализации доступа к должности судей: отбор кандидатов на должность судьи; рассмотрение заявления претендента; рекомендации квалификационной коллегии судей и ее заключение; акт назначения или выборов судьи.

Отдельно регламентируется порядок наделения судей (т.е. лиц, уже ставших членами судейского сообщества) полномочиями.

По статье 13 Закона " О статусе судей в Российской Федерации" Председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Судьи же этих судов назначаются на свои должности также Советом Федерации по представлению Президента РФ, но уже основанному на представлениях соответственно председателей этих судов и квалификационных коллегий их судей.

Иначе складывается положение дел на нижних уровнях. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, однако с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Учет этих предложений необходим при назначении на должности председателей федеральных арбитражных судов округов и их заместителей.

Судьи судов общей юрисдикции уровня субъекта Российской Федерации и района назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении различных квалификационных комиссий и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Такой же порядок установлен и в отношении судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Этот порядок оставляет открытым вопрос о реальной роли Председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов и, более того, о роли местной власти в отборе судей.

 

Требования к профессионализму судей. Они определяются названными особенностями работы судей. По своему содержанию деятельность судей должна быть интеллектуальной, требующей высокой профессиональной подготовки, владения профессиональными навыками. Судья, как уже отмечалось, должен быть эталоном юридического профессионализма, способным к затрате интеллектуальной и нервной энергии в больших объемах и постоянно. Он вынужден преодолевать стрессовые ситуации и иметь высокую психологическую подготовленность к этому. Судья должен ориентироваться на соблюдение строгих этических норм в самой профессии и вне ее.

В связи с этим судьи при принятии на себя ответственной социальной и профессиональной роли должны взвешивать свои возможности и быть готовыми к некоторым самоограничениям.

Виды выполняемых судьями процедур.

Судьи выполняют следующие основные виды работ: изучение материалов; беседы с гражданами во время приемов и в связи с разрешением дел; слушание дел и вынесение решений; подготовка различного рода документов, как отчетных, так и процессуальных; рассмотрение жалоб; осуществление технических процедур, которые в принципе возможно передать иным лицам, но которые так или иначе необходимо выполнять судье; поиск законодательства и его изучение; изучение руководящей судебной практики; анализ информации, необходимой для принятия решений.

При выполнении этих видов работы судья имеет дело с обширной, несистематизированной и неоцененной информацией, изучает нормативную и методическую информацию; ведет различного рода переговоры либо односторонние беседы; выполняет процессуальные действия в рамках слушания дела; формирует свою позицию, отстаивает ее, готовит решения, осуществляет проверку законности ареста и т.д. Это значит, что судья постоянно имеет предметом своего труда различные документы, поведение людей. Он взаимодействует с множеством людей, решает сложнейшие задачи.

Таким образом, перечень выполняемых видов работ характеризует профессиональную работу судей как творческую, осуществляемую в условиях неопределенности, т.е. направленную на решение нестандартных задач и весьма ответственную. Оказывается ли деятельность судьи интересной, доставляющей определенное удовлетворение, во многом зависит от мотивации судьи, его отношения к делу, к тому или иному способу работы.

Работу судей следует определять как высокоутомительную, требующую значительной концентрации и отдачи сил. Невзирая на усталость, посторонние заботы, судьям приходится находиться во время исполнения служебных обязанностей в хорошей физической и психологической форме, поскольку иное подрывает способность судьи быть беспристрастным и правильно применять право.

Контроль за деятельностью судей осуществляется как в строго правовых формах. Решения судей (суда) могут быть обжалованы, опротестованы, отменены. При любой несменяемости высокий процент отмененных решений ухудшает положение судьи, привлекает к нему негативное внимание. При определенных обстоятельствах из этого, как уже отмечалось, делаются дисциплинарные выводы.

Соответственно под правовым контролем (деятельность квалификационных комиссий) находится и поведение судьи, причем здесь возможен контроль за соответствием не только должностного, но и профессионального внедолжностного поведения нормам этики.

Функции правового контроля выполняет совет судей.

С позиций требований к профессионализму состояние подготовленности судейского корпуса ставит много проблем. На социальном уровне это проблемы мотивации по-разному работающих специалистов, организации их переподготовки, дифференциации оплаты и пр. Существен вопрос о стандартном объеме знаний судей, их социально приемлемом тезаурусе.

Престиж судейской работы в значительной мере зависит как от работы и поведения самих судей, так и от положения в стране, позиций СМИ, отношения к судьям иных ветвей власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.