Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономико-прагматическая концепция






Психо-экономическое направление

Психоэкономическое направление представлено теми теориями, которые исследуют социально-экономические факторы и предпосылки творческой активности человека. Это направление в определенной степени можно считать мультидисциплинарным в силу того, что креативность в нем рассматривается в неразрывной связи внутриличностных и ситуативных (в

данном случае социально-экономических) факторов, обусловливающих максимизацию получаемого экономического эффекта от творческих решений. Одной из наиболее известных теорий в рамках этого направления

является теория и нв ес ти ро ва ни я Р. Стернберга и Т. Любарта. В соответствии с ней, творческим считается тот человек, который хочет «купить» идеи дешевле и «продать» их дороже. «Покупка» идеи означает поиск тех решений и предложений, которые были до сих пор неизвестны или непопулярны, но обладающих большим потенциалом. В соответствии с теорией инвестирования, креативность предполагает сочетание шести различных, но внутренне связанных факторов:

•интеллектуальных способностей,

•знаний,

•стиля мышления,

•личности,

•мотивации,

•среды.

Но она не является простой суммой этих составных частей; связи между ее составляющими значительно сложнее. Основным фактором, определяющим креативность, в рамках этого подхода, считаются:

•способность увидеть проблему по-новому и преодолеть стереотипы

обыденного сознания (с ин те ти че ск ая способность),

•способность выявлять и выделять «перспективные» для дальнейшей

разработки идеи (а на ли ти че ск ая способность),

•способность убедить других в правильности, перспективности и ценности выбранной идеи (к он те кс ту ал ьн о-п ра кт ич ес ка я способность).

По мнению Д. Рабенсона и М. Ранко, в рамках построенной ими п си хо эк он ом ич ес ко й модели, креативность представляет собой результат экономических решений относительно того, сколько экономических и временных ресурсов общество считает необходимым потратить на развитие своего творческого потенциала. Качество и своевременность принятия обществом таких решений зависит от уровня развития самого общества. В соответствии с этой теорией, креативность рассматривается с позиций соотношения инвестиций, риска и получаемой выгоды.

Прикладное направление

В соответствии с этим направлением, ориентированным преимущественно на практические применения знаний о человеческом творчестве, в первую очередь изучаются способы стимулирования и развития креативности и лишь затем делаются попытки понять, что же она на самом деле собой представляет. Характерным примером является подход Э. Де Боно, в рамках которого выделяются два основных типа мышления —латеральное и вертикальное. С творчеством он прежде всего связывает латеральное мышление: «...вертикальное мышление занимается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использованием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция)

и созданием условий для появления новых (творчество)». Многие из прикладных подходов отличаются своей явно коммерческой направленностью. Зачастую методы стимуляции креативности, разработанные на их основе, дают неплохие кратковременные эффекты. Однако отсутствие необходимого теоретического фундамента и развернутых эмпирических исследований в рамках этих методов не дает оснований для позитивной оценки предлагаемых разработок в долговременной перспективе. Несомненной заслугой специалистов, работающих в рамках прикладного направления, является попытка расширения контекста исследований креативности и учета при анализе творческого мышления социальных, культурных, экономических, а в некоторых случаях — и конъюнктурных факторов. Вместе с тем дальнейшее развитие этого направления, несомненно, требует создания более солидной теоретической и методологической базы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.