Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация бухгалтерского учета на предприятии и его формы






Организация бухгалтерского учета – система условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и наиболее выгодной продажей готовой продукции.

В процессе организации бухгалтерского учета предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм:

во-первых, самостоятельно определяют организационную форму бухгалтерского учета, исходя из конкретных условий хозяйственной деятельности;

во-вторых, самостоятельно определяют формы и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в РФ нормативных документах, а также самостоятельно определяют технологию обработки учетной информации;

в-третьих, самостоятельно разрабатывают систему внутреннего учета и контроля.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель.

По форме организации бухгалтерский учет подразделяется на централизованный и децентрализованный.

При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии. Здесь осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где ведется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводные баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных структурных подразделениях организации.

Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь на очень крупных предприятиях. В большинстве же организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета. В некоторых – используется частичная децентрализация учета, при которой в производственных подразделениях кроме составления первичных документов ведут аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость изделий и т.п. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.

В средних по размеру организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

- материальная, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств;

- группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

- производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции, выявляет результаты внутризаводского хозрасчета, составляет отчетность о производстве;

- учета готовой продукции; она осуществляет учет готовой продукции на складах и ее реализации;

- общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

В крупных организациях кроме перечисленных имеются группы (отделы) учета тары, учета основных средств, расчетная (работники которой ведут учет денежных средств и расчетов сорганизациями и лицами), подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическая и др.

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Основными отличительными признаками, определяющими отдельные формы бухгалтерского учета, являются: внешний вид и строение учетных регистров, их количество, сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, техника учетной регистрации.

Форму ведения бухгалтерского учета выбирают главный бухгалтер и руководитель предприятия и включают в учетную политику предприятия.

Самыми распространенными являются следующие формы бухгалтерского учета:

- журнально-ордерная;

- мемориально-ордерная, ее разновидность – журнал-главная;

- упрощенная;

- автоматизированная.

Журнально-ордерная форма явилась результатом длительных поисков более совершенных форм учета и получила развитие в России в начале 40-х годов XX века. Данная форма учета получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме счетоводства – журналу-ордеру (рис. 1.2).

 
 

 

 


 

запись сверка записи

Рис. 1.2. Схема журнально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета

 

Основой для использования журнально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета является принцип накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных производятся в учетных регистрах. Они дают возможность отразить все подлежащие учету средства и хозяйственные операции по использованию этих средств за отчетный месяц, что исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно. Оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета.

В журнально-ордерной форме счетоводства применяют два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Журналы-ордера – это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу на свободных листах специального графления. Записи в журналах-ордерах производятся либо по мере поступления документов, либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции. Они имеют свой постоянный номер и открываются для каждого синтетического счета или нескольких взаимосвязанных счетов.

Журналы-ордера построены по кредитовому принципу, ведутся по кредиту одного или нескольких однородных счетов.

По содержанию и форме их можно подразделить на три группы:

• первая группа - журналы-ордера, в которых регистрируются кредитовые обороты по счету и вспомогательные ведомости, составленные в целях контроля за движением денежных средств;

• вторая группа - журналы-ордера, используемые для учета операций по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами. Записи производятся линейным способом, то есть дебетовые и кредитовые обороты размещаются на одной линии. По одной строке отражается задолженность предприятия конкретным поставщикам и делается запись о ее погашении по мере оплаты по этой строке. Общий итог оборотов по кредиту и дебету - это данные для синтетического учета;

• третья группа - журналы-ордера для учета затрат на производство. Записи производятся в шахматном порядке. При этом дебетуемые счета отражаются в подлежащем (по горизонтали), а кредитуемые - в сказуемом (по вертикали) регистра.

Итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая ведется в течение года. Обороты по дебету каждого синтетического счета Главной книги в корреспонденции с оборотами по кредиту разных счетов собирают из разных журналов-ордеров. Затем подсчитывают общий итог по дебету каждого счета в Главной книге, выводят остаток на конец месяца и составляют бухгалтерский баланс. До составления баланса необходимо итоги оборотных ведомостей сверить с итогами соответствующих счетов Главной книги.

Вспомогательная ведомость – учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах. Эти данные общими итогами записываются по счетам учета.

Вспомогательная ведомость способствует улучшению и упрощению учета, сокращает количество учетных записей. Эти ведомости называют также накопительными.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

• применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

• совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

• объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

• отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

• сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Мемориально-ордерная форма возникла в 30-е годы ХХ века. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях. При этой форме учет данных первичных или накопительных документов ведется в мемориальных ордерах (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Мемориальный ордер №1 за 5 мая 200_ г.

Основание (ссылка на документы или содержание записи) По дебету счета (шифр) По кредиту счета (шифр) Сумма, руб.
частная общая
         
Списаны материалы на производство       5 000

 

Мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу (регистр синтетического учета) (рис. 1.3).

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники. При ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальные способы регистрации. Мемориально-ордерная форма позволяет легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Регистрационный журнал применяется для регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров), которые записываются в хронологическом порядке с указанием номера, даты и суммы (таблица 1.2). В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный порядковый номер. Нумерация производится отдельно за каждый месяц.

 


 

запись сверка записи

Рис. 1.3. Схема мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета

 

Проводки из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. В Главной книге содержатся только синтетические счета, каждому из которых отводится отдельный лист. В левой стороне счета отражаются дебетовые записи, в правой - кредитовые. Записи проводятся по шахматному принципу с указанием корреспонденции счетов. В Главной книге отражаются только обороты по синтетическим счетам; сальдо не выводится.

Таблица 1.2

Регистрационный журнал за май 200_ г.

Порядковые номера мемориальных ордеров   Дата ордера   Сумма, руб.  
     
№1 05.05. 5 000

 

На основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам или шахматная оборотная ведомость. Итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров для проверки полноты отражения хозяйственных операций.

Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс и другие отчетные таблицы.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

• трудоемкость учета, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

• отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);

• формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

Упрощенная форма учета предусматривает ведение Книги учета хозяйственных операций (Форма № К-1) – регистра синтетического учета, - который содержит все счета, применяемые в организации, и совмещает синтетический и аналитический учет, то есть является комбинированным регистром. Записи в нее производятся из первичных документов в хронологической последовательности с одновременной группировкой по счетам.

Упрощенная форма учета может вестись:

• по простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров имущества малого предприятия);

• по форме с использованием учетных регистров малого предприятия.

Простой вариант упрощенной формы применяется в случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственного процесса не является сфера материального производства, то есть не имеют места выпуск продукции и выполнение отдельных видов работ.

В журнале хозяйственных операций отражается наличие имущества и источников его формирования на определенную дату, что позволяет подготовить бухгалтерскую отчетность.

Форма ведения учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия рекомендуется малым предприятиям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчеты с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов.

В качестве учетных регистров применяется восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов и готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета, и одна шахматная ведомость (В-9) - для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей бухгалтерского учета.

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Хозяйственные операции на основании первичных документов (актов, накладных, отчетов и т. п.) отражаются в двух ведомостях:

- по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета;

- по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а уже затем - в соответствующие ведомости.

Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» - по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетные счета» - Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4).

Если в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале по соответствующим ведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих графах каждой ведомости в скобках указаны цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.

Можно использовать кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывается общая сумма по разделу расхода ведомости, а затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.

По окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводится конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса.

Состав регистров и порядок записи в них при упрощенной форме учета представлены на рис. 1.4.

 

 


Рис. 1.4. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета «Журнал-главная»

 

Внедрение в учетный процесс средств вычислительной техники позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера, в результате чего появилась новая форма бухгалтерского учета, получившая название автоматизированной.

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях (например, «1С: Бухгалтерия», «Парус», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер», «Инфин» и др.). Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Существует возможность формирования проводок путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов. Квалифицированный пользователь может значительно расширить список типовых операций путем добавления в него новых типовых операций, созданных им самим.

Бухгалтерские программы, как правило, содержат большой объем нормативно-справочной информации, которая включает в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов и другие данные, позволяют организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.

Автоматизированная форма учета позволяет проводить большое число различных операции, в частности начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции.

Регистры бухгалтерского учета, такие как оборотные и шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету.

С применением средств вычислительной техники методология бухгалтерского учета не меняется, меняется лишь технология обработки информации.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

Основными принципами автоматизированной формы бухгалтерского учета являются:

· однократный ввод учетных данных;

· автоматическое создание регистров аналитического и синтетического учета;

· автоматическое поучение информации об отклонениях от установленных нормативов и норм;

· автоматическое формирование всех учетных регистров и форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

Один из вариантов автоматизированной формы бухгалтерского учета представлен на рис. 1.5.

 

 

 

 


Рис. 1.5. Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета

 

В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.