Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие чувства как особая форма переживаний






Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом.

Действия и поступки людей, которые не соответствуют взглядам на нравственность в данном обществе, считаются безнравственными (аморальными). К ним можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. К ним относятся: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства, обобщенное чувство нового и др.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Эстетические чувства также включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического. Они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, например, одним нравится серьезная музыка, другим – легкая.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

 

Эмоции и чувства, какими бы разными они не казались, неотделимы от человека. Со всеми его особенностями и проявлениями они образуют сложную систему – психический облик человека.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем отличаются друг от друга эмоции и чувства?

2. Какое значение имеют эмоции и чувства в жизни людей? В педагогической деятельности?

3. Выделите особенности чувств.

4. Что является физиологической основой эмоций?

5. По каким выразительным средствам человек судит об эмоциональных состояниях других людей?

6. Объясните, почему

- когда мы повторяем слово «лимон», во рту становится кисло?

- Чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти?

- К.С.Станиславский советовал своим студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы?

7. Назовите самую «холодную» и самую «горячую» эмоции человека, самую «громкую» и самую «тихую», самую «сильную» и самую «слабую».

8. * Попытайтесь продолжить следующие изречения.

1) Зло не в страстях вообще, а … (Белинский)

2) Что началось гневом, кончается … (Франклин)

3) Ничто великое в мире не совершалось без… (Гегель)

4) Ничто не возникает так быстро, как чувство… (Мюссе)

5) Нигде так не полезно промедление, как в… (Публий Сир)

Литература

 

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
  2. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 2. – С. 416-436.
  3. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  4. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М., 1989.
  5. Психология эмоций: Тексты. – М., 1984.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
  7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Воля

План.

1. Общая характеристика воли.

2. Ступени волевого действия.

3. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики.

 

«Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их».

Цицерон

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.