Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание человека. Сознание и бессознательное






Сознание человека. Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем,, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций.

Независимо от того, каких философских позиций придерживаются исследователи сознания, с ним неизбежно связывают особую форму сознания – самосознание. Самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием. (о сознании см. подробнее в п. 3.1).

Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существует два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.

 

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н.Леонтьев выделил три составляющих – чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н.Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. …Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его – как объективное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань – переживание «чувственной реальности». [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1978. – С.133 – 134.]

Значения – это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н.Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой». [там же. – С.140-141].

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако, для одного эта пятерка – показатель его знаний, для другого – символ того, что он лучше других и т.п. Таким образом, личностный смысл отражает объективную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает «пристрастность человеческого сознания». [там же. – С. 153].


Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С.Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. В работах Л.С.Славиной описаны конкретные способы профилактики и преодоления этого явления.

 

А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики.

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем нас мире (со-знание). В структуру сознания таким образом входят познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

2. В сознании отчетливо закреплено различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» и его «не-я». В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

 

Обязательным условием формирования и проявления всех вышеуказанных специфических качеств сознания является язык.

Сознание и бессознательное. Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. Таким образом, иногда поступая так или иначе, не задумываясь, при необходимости мы можем объяснить причины своего поведения.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознанно. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п.

В современной психологии показано, что область бессознательного не ограничивается неприемлемыми для сознания человека мотивами. Они гораздо шире. К ней относятся многие другие явления психики. Например, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Эта проблема интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Е.Узнадзе.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные подходы к понятию психики. Чем они отличаются друг от друга?

2. Кому присуща психика? Ответ обоснуйте.

3. Дайте характеристику основным формам поведения животных. Ответ проиллюстрируйте примерами.

4. В чем существенное отличие психики животных от психики человека?

5. Объясните следующее явление.

Известно, что миграция птиц тщательно отслеживается учеными уже в течение многих лет. Зафиксировано, что во время I Мировой войны перелетные птицы изменили свои пути, которые первоначально проходили над театром военных действий – в равнинных районах Северной Франции. После войны птицы вновь вернулись к прежним маршрутам.

6. В чем различие между значением и личностным смыслом?

7. Приведите примеры бессознательных явлений.

8. * Понаблюдайте за вашими домашними животными или домашними животными ваших знакомых. Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктам, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка, а какие можно охарактеризовать, как интеллектуальное поведение.

 

Литература

 

1. Выготский Л.С. Проблема развития психики // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1988.– Т. 3.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982.- т.1. - С. 78-98, 132-148.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

6. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. – М., 1981. – С. 171-253.

7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

8. Рубинштейн С.Л. Сознание человека // Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т.1. – С. 156-191.

9. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1976.

10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991.

11. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.