Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.






Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызвать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать, например при изучении явления «А» (занятие по труду) этими условиями могут быть:

«Б» (разное содержание деятельности детей);

«В» (разные воспитатели, ведущие занятия);

«Г» (разные условия труда).

Различают лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий эксперименты.

Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

Достоинства: 2. Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 3. Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций. 4. Возможность повторения опытов. 5. Возможность математической обработки. Недостатки:
  1. Возможность искажения естественного хода психического процесса.
  Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют

 

Требования к проведению:

  1. Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту.
  2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых.
  3. Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому.
  4. Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр.
  5. Достаточное количество испытуемых и число опытов.

Естественный эксперимент проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д.

Характерные черты естественного эксперимента:

1. Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях.

Условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.

  1. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:

- изменяет условия деятельности;

- изменяет изучаемое явление;

- повторяет изучаемое явление.

  1. Накапливаемые факты могут математически обработаны. Повышается надежность объективно полученных результатов.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент – обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент – воспитывающий.

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Различают следующие виды наблюдений:

- непосредственное (проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом) и опосредованное (используются готовые результаты наблюдений, подготовленные людьми, например сообщения учителей, аудио-, кино- и видеозаписи);

- включенное (наблюдатель включается в определенную ситуацию и анализирует событие «изнутри») и невключенное (исследователь ведет наблюдение извне);

- систематическое (регулярное наблюдение в течение определенного периода, фиксируются все проявления психической деятельности) и несистематическое (наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление, например навыки общения педагога с ребенком, речь ребенка);

- внешнее (способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны) и внутреннее (самонаблюдение) (переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями).

В связи с особенностями каждого вида наблюдение должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Проведение исследования с помощью наблюдения требует особой подготовки. Необходимо иметь цель наблюдения, знать теоретические основы. На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения. Затем продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.д. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.

Основными достоинствами наблюдения являются:

  1. Доступность средств.
  2. Не искажает естественного протекания психических процессов.
  3. Богатство собираемых сведений.

Недостатками наблюдения являются:

  1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания).
  2. Некоторые явления недоступны наблюдателю.
  3. Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов.
  4. Трудность статистической обработки.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

А) при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, окружающих его людей, его интересов и т.д.;

Б) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Успешность беседы зависит:

- от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей человека. Учета места проведения и т.д.);

- от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и т.д.).

Целенаправленный опрос называют «интервью». Своеобразная «псевдобеседа», при которой исследователь должен не упускать из внимания план беседы и вести разговор в нужном ему русле. Обычно интервью используют в социальной психологии. Решающее значение имеет доверительный контакт между исследователем и опрашиваемым. Должна быть нейтральная позиция. Не демонстрировать своего отношения к содержанию вопроса и ответа, к собеседнику.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, о содержании его сознания и подсознания и т.д. В ходе клинической беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности.

Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики человека. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям:

- по функциям: основные (сбор информации о содержании исследуемого явления) и неосновные (на выявление адресата основного вопроса, проверку искренности ответа);

- по содержанию: о фактах сознания (выявляют мнение человека, планы на будущее и т.д.), о фактах поведения (выявляют поступки, действия, результаты деятельности) и о личности (выявляют пол, возраст, образование и т.д.);

- по форме: открытые (ответ дается в свободной форме) и закрытые (на вопрос дается полный набор вариантов ответов).

Анкетирование позволяет охватить большое количество людей. Но его недостатком является то, что применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии развития у него изучаемого качества.

В основе проективного теста лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.

Социометрия («социальное измерение») – способ обследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанный Дж.Морено.

Социометрия является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной группы.

Изучение продуктов деятельности – это метод, позволяющий косвенно судить о психической деятельности человека по материалам.

Изучение продуктов деятельности позволяет выявить:

- интересы, склонности, способности;

- особенности навыков и умений, объем знаний;

- отношение к деятельности;

- особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.

Объектами изучения могут быть:

- изделия ручного труда, рукоделия, вышивка и др.,

- стихи, сказки, рассказы,

- рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.

Требованиями к методу являются:

1) наличие программы изучения как предмета деятельности, так и процесса его изготовления;

2) изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите методологические принципы в психологии.
  2. Какие группы методов исследования выделяют в психологии?
  3. Дайте характеристику организационным методам исследования.
  4. Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем специфика каждого из видов?
  5. Какие достоинства и недостатки имеет метод анкетирования?
  6. Приведите примеры теста-опросника, теста-задания, проективного теста.
  7. О каких проявлениях психики ребенка можно судить по его рисункам?
  8. * Разработайте модель проведения исследования, целью которого является выявление уровня взаимоотношений детей в классе (в соответствии с этапами психологического исследования (см. Приложение 1).

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982.
  2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2001.
  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М., 1995. – С.26-33.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.