Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доклад. Статистика специального образования.






Российская Федерация, ратифицировавшая в 1991 г. «Конвенцию о правах ребенка», имеет ряд законов, регламентирующих права инвалидов в нашем государстве, гарантирующих право лиц с отклонениями в развитии на получение образования. В Федеральном законе «Об образовании» (1996) подчеркивается необходимость «создания для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество» (ст. 50, пункт 10) [1]. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» (1995) изложена «система гарантированных государством экономических, соци­альных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества» (ст. 2). Детям-инвалидам гарантируются права на специальные образовательные и медицинские реабилитационные услуги: «образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами общего среднего образования, среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации права инвалидов на образование государство гарантирует им необходимые для этого условия» (ст. 18) [2].

Эти документы, по сути, изменили концепцию российского образования: на смену тоталитарной системе пришла система вариативная, впервые допускающая существование как государственных, так и негосударственных школ. В педагогическую систему России пришли не только новые термины, по существу изменилась вся система: традиционное образование и альтернативные (авторские) школы, школы общего назначения и гимназии, лицеи и пр. Вместе с тем в непростое перестроечное время удалось удержать приоритеты педагогического пространства Российской Федерации, сохраняя: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения.

В Федеральной целевой программе «Дети России» (2007-2010гг.) выделена подпрограмма «Дети-инвалиды». Она направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия обучения и развития, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию.

1. Российская Федерация, Законы, Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) [Текст]: федер. Закон: [принят Гос. Думой 2 июня 1999 г.]: № 248-СФ от 2.06.1999.

2. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон. - № 181 – ФЗ от 24.11.95.

В настоящее время в Российской Федерации проживают 35, 9 млн. детей, 1, 6 млн. (4, 5%) из них относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в создании специальных условий для получения образования, которые бы отвечали их познавательным потребностям и возможностям.

В Свердловской области проживают 975682 ребенка, из них 19515 относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (26% - дети в возрасте от 0 до 3 лет, 38% - в возрасте от 8 до 14 лет), что составляет 2% в структуре популяции детского населения.

Проследим динамику количественных изменений роста детей с нарушениями в развитии в Свердловской области. Мы располагаем данными исследования В.В. Коркунова, проведенного в период с 1990 по 1995 годы. Количество детей с нарушениями в развитии с 1990 по 1995 гг. возросло в Свердловской области с 8, 83 до 11, 3% (процент от общего количества детей, проживающих в Свердловской области). Этот рост обусловлен в большей степени, как отмечает В.В. Коркунов (1998), увеличением категории детей с задержкой психического развития в процентном соотношении всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Причина этого роста объясняется совершенствованием диагностики и расширением сети специальных классов для данной категории детского населения. В то же время нельзя говорить об абсолютном росте детей с нарушениями в развитии в Свердловской области.

Анализ количественного состава учащихся с нарушениями в развитии говорит о том, что большая часть из них распределяется по следующим категориям: дети с задержкой психического развития – 28, 7 % (процент от общего количества детей с нарушениями в развитии); умственно отсталые – 25, 3 %; дети с нарушениями речи – 24, 7 %; остальные категории детей с отклонениями в развитии (нарушения зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата) – 21, 3 %.

Представленные количественные показатели по распространенности детей с различными нарушениями в развитии показывают, что происходит увеличение количества детей с задержкой психического развития в основном в связи с совершенствованием технологии диагностики. Количество детей с другими нарушениями в развитии остается в последние годы более или менее стабильным. Прослеживая некую тенденцию, В.В. Коркунов (1998) отмечает, что количество выявляемых детей с задержкой психического развития еще лет 10 будет расти, а количество умственно отсталых детей, обучающихся в специальных школах, будет уменьшаться, как и количество детей с физическими недостатками. Кроме того, существенно уменьшается количество детей с тотальной патологией слуха и зрения, но растет количество людей с ослаблением данных функций. Сложно дать достоверную оценку этому прогнозу в силу того, что данными исследований последних лет по распространенности детей с различными типами нарушений в развитии в Свердловской области мы не располагаем.

В Свердловской области функционируют 83 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида, которые посещают 5889 детей, и 271 дошкольное учреждение комбинированного вида, которые посещают 35087 детей (по состоянию на 1 января 2005г.).

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.