Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самообразование как средство повышения эффективности учебной, научной и профес деят-ти будущих специалистов.






Высшее профессиональное образование ставит задачу подготовки специалистов, умеющих адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных задач, критически мыслить, грамотно работать с информацией, заниматься самообразовательной деятельностью. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения связано по сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В традиционной системе образования студент накапливал знания «на всю жизнь», а новый формат предполагает приобретение им базовых знаний, необходимых «для жизни», т. е. «обучаемый» становится «обучающимся» (если раньше студента учили, то сейчас он должен учиться сам). Поэтому высшее образование призвано давать основу для систематического продолжения образования в течение всей последующей жизни, наряду с общей и профессиональной подготовкой. Самообразование является составной частью непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению знаний и формированию умений, навыков и необходимых качеств как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и в процессе самообразования. Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента

Самообразование человека — это его целенаправленная систематическая познавательная деятельность, необходимая для решения задач, возникающих на разных этапах жизнедеятельности, и социально значимых задач для удовлетворения своих потребностей в целях не только повышения образовательного уровня, но и получения второй и третьей специальностей. Представляется логичной позиция В. В. Байлука, который выделяет следующие виды самообразования:

1) базовые, или духовные виды самообразования, к которым относятся гносеологическое самообразование (связано со знаниями о познании), нравственное и эстетическое самообразование. При этом само по себе потребление произведений искусства (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев изобразительных искусств и т. д.) лишь в той мере может быть отнесено к самообразовательной деятельности, в какой искусство выполняет познавательную функцию; 2) эзотерические (внутренние) виды самообразования. К ним относятся самообразовательное образование, т. е. самостоятельное овладение знаниями о самом самообразовании, самопознавательное самообразование (овладение знаниями о самопознании), самовоспитательное самообразование (овладение знаниями о самовоспитании), валеологическое самообразование (овладение знаниями о том, как быть здоровым, как вести здоровый образ жизни); 3) экзотерические (внешние) виды самообразования: профессиональное самообразование, общественно-политическое (гражданское), правовое, экономическое, семейное, коммуникативное, бытовое и досуговое.

В педагогической литературе самообразование определяют как особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное на систематической самостоятельной работе. Применительно к вузовскому образованию В. И. Загвязинский утверждает, что именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», предоставляет возможность «быть сознательным и активным гражданином». Самостоятельная работа становится необходимой для получения качественного профессионального образования, эффективного включения в профессиональную деятельность и социальную жизнь. И. А. Зимняя считает, что самостоятельная работа обучаемого есть следствие правильно организованной учебной деятельности, мотивирующей самостоятельное ее расширение, углубление, продолжение в свободное время. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины и личной ответственности. Являясь одним из видов учебной деятельности, самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания студентов, что отражено в письме Минобразования РФ от 29 декабря 2000 № 16-52-138ИН/16-13 о рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Преподаватель в таком случае из транслятора знаний превращается в менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых. Эффективность самостоятельной работы определяется правильной организацией работы. Учебный процесс в системе высшего профессионального образования играет решающую роль в развитии и накоплении опыта познавательной самостоятельности студентов как основы овладения любыми, в том числе и профессиональными, знаниями. В рамках учебного процесса в системе высшего профессионального образования важно показать студентам, что готовность к самостоятельной работе, к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения данных) определяет успешность личностного роста и социальную востребованность. По мнению В. В. Байлука, самостоятельная работа студентов включает такие элементы, как самообразование (учебнопознавательную деятельность), самопознание, самовоспитание, самооздоровление и самоуправление. Выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня мотивации, самосознания, самодисциплины, личной ответственности, рефлексивности, доставляет студенту удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений. Самообразовательная деятельность студента — это такая его деятельность, которая внешне управляется педагогом и одновременно самоуправляется студентом. Вместе с тем самообразование — это средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. Следовательно, самообразование является формой самостоятельной работы студентов, позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, способствует повышению профессиональной компетентности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.