Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От попыток модернизации к смене модели …Рождение современной России.






(Перестройка в 1985-1991г.г.)

Генсек ЦК КПСС-М.С. Горбачёв

Новое советское руководство стремилось модернизировать социализм, сделать его более эффективным. С этой целью сначала в СССР началось научно- технич. ускорение власти вместе с борьбой с пьянством, а потом появились поиски путей производств. труда. Сначала была разрешена индивид. трудовая деят-ть(1986г.), 1987- появляются кооперативы, 1988- все предприятия страны были переведены на хоз. расчёт. Одновременно в социал. жизни была ослаблена цензура, расширилась гласность, усилились контакты с заграницей. С 1988 в СССР наметился рост межнационал. напряженности(Сред. Азия, Кавказ, Прибалтика).В 1989 г. был проведён 1ый съезд народных депутатов, который обозначил появление внутриполитической оппозиции. К 1990 г.. республики Балтии, Грузия, Молдавия и др. всё чаще заявляли о необходимости выхода из состава СССР. 1990-1991 – развал Советского Союза. Внутри Рос.Фед-ии обозначилось противостояние Ельцина и Горбачёва. Ухудшилось эконом. состояние страны. В августе 1991 г. консерват. силы внутри КПСС попытались произвести переворот, но неудачно. 1993 г.- распад СССР. На его месте возник СНГ(Союз Независимых Государств).К концу 1991 г. руководство России во главе с Ельциным приступило к радикальным экономич. преобразованиям. Конкретной программы не было, но было намечено три направления: либерализация цен, торговли; широкая приватизация жилья, госпредприятий. Для народа это явл-сь «шокотерапией». Никто не был готов к таким, стол резким изменениям.

Так началось рождение современной России.

 

43. Общественная мысль XIX века. Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительст­венную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций со­ставляли главным образом студенты Московского университета. На рубеже 30-40-х гг. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В Московском журнале " Телескоп" в 1836 г. было опубликовано " Философское письмо" П.Я.Чаадаева. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, на­стоящее и будущее России. " Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет", - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшед­шим. К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западни­ков и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве историче­ского развития человечества, а следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со време­нем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склоня­лись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни. Иных взглядов на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии. Власть царя должна оставаться неогра­ниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом полу­чить право свободно выражать, свое мнение - в печати и на земских собо­рах, получить свободу совести. В основе русской жизни, по мне­нию славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в от­личие от европейских порядков, основанных на противоборстве индиви­дуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка рус­скому национальному характеру была, по мнению славянофилов, право­славная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Яну­сом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно серд­це. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюро­кратизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции. Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно откалывается особое направ­ление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и круп­нейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные по­зиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные по­литические свободы, этот уклад не спасал людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме - спра­ведливом общественном строе, в котором отсутствует частная собствен­ность и эксплуатация человека человеком. В XVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями - А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы - в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необ­ходимость. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского - чиновника Министерства иностранных дел. На собрани­ях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щёдрин, Ф.М.Достоевский, Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за рес­публиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа, Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания. В.М.Петрашевский и участники его кружка (в том числе и великий русский писатель Ф.М.Достоевский) были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь. Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую феде­рацию. В 1847-1848 гг. правительство разгромило общество петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 г. повергла правительство в ужас: наступило " мрачное семилетие" - время безудержной реакции, которое с 1885 г. сменилось общественным подъе­мом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.