Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Функции исторического познания. Вопросы для самостоятельного изучения






Вопросы для самостоятельного изучения

1. Цели и задачи источниковедения. Классификация исторических источников.

Исторический источник как основа исторического исследования. Классификация источников: вещественные (орудия труда, предметы быта, архитектура и т.п.), письменные (юридические акты, летописи, описания, мемуары, письма и др.), лингвистические (данные языка), этнографические (нравы, обычаи), фольклорные (былины, сказки и т.п.), аудиовизуальные (кино-, фото-, видеодокументы). Методы работы с разными видами источников. Специальные дисциплины, изучающие исторические источники: палеография, эпиграфика, нумизматика, геральдика, сфрагистика, метрология и др.

2. Основные этапы в развитии российской историографии Отечественной истории.

Зарождение российской историографии. Исторические концепции XVIII в.: В.Н. Татищев, норманнская теория и критика норманизма М.В. Ломоносовым. Классики исторической науки XIX в.: Карамзин Н.М., государственная школа, Соловьев С.М., Ключевский В.О. Взгляды западников и славянофилов, Н.Я. Данилевский как один из основоположников цивилизационного подхода к изучению истории. Историография XX в.: М.Н.Покровский, С.Ф.Платонов, Б.А. Рыбаков, В.Д. Греков, Л.Н. Гумилев и др., их основные научные труды и концепции. Подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный, социальной истории, компаративистский и др., обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Проблема особенностей отечественной истории.

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире. Древняя Русь (IX – начало XVI вв.).

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Восточные славяне в древности (VI-VIII вв.): расселение, экономическое развитие и общественный строй, верования.

Источники по славянской древности. Какие сведения о происхождении, социальной и экономической жизни славян содержатся в письменных источниках? Предшественники древних славян. Восточные славяне и их этногенез. Соотнесите сведения летописца о расселении славян и данные исторической карты. С какими народами, государствами граничили восточные славяне? Как влиял на взаимоотношения с соседями господствующий тип хозяйства (оседлое земледелие, кочевое скотоводство, преобладание промыслов, т.е. охоты и рыболовства)? Каковы особенности славянского язычества?

2. Древнерусское государство (IX – начало XII вв.)

Объединение восточнославянских племен. Норманнская и естественная теории образования Древнерусского государства. Особенности социально-экономического и политического развития Древней Руси. Какова деятельность первых князей, исходящая из тех задач, которые стояли во внутренней и внешней политике Древнерусского государства? Киевская Русь при Владимире I и Ярославе Мудром. Причины внутренней нестабильности раннефеодальных государственных объединений. Начало дробления Киевской Руси в конце XI в. По исторической карте определите первоначальные границы Древнерусского государства, отметьте основные направления его внешней политики, изменения территории.

3. Русские земли и княжества в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская земля.

Экономические, социальные, внутриполитические, внешнеполитические и субъективные причины феодальной раздробленности на Руси. Сравните Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую боярскую республику по плану: 1) географический фактор, 2) особенности хозяйства, 3) соотношение власти (князь – бояре – вече) и внутренняя политика государства, 4) соседи, основные направления и результаты внешней политики, 5) в состав каких национальных государств вошли эти земли в XIV-XV вв. Отметьте наиболее выдающихся деятелей периода феодальной раздробленности. Какие качества выделяют этих людей, как они характеризуют эпоху?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.