Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы бухгалтерского учета.






 

Бухгалтерский учет в организациях ведется с применением разнообразных ученых регистров (книги, карточки, ведомости), записи в которых делаются в разной последовательности. Регистрация осуществляется как ручным, так и автоматизированным способом.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров, используемых в организации для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке.

Формы бухгалтерского учета отличаются набором учетных регистров, системой их взаимодействия и документооборотом. Сходство форм бухгалтерского учета заключается в единстве учетных принципов: подтвержденные первичными документами хозяйственные операции находят отражение в учетных регистрах без всякого исключения способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов. Помимо этого учетные регистры независимо от того, какой форме учета они принадлежат, выполняют функцию посредника между первичными документами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетностью организации: они отражают, обобщают и систематизируют учетную информацию.

Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются внешний вид, назначение и содержание учетных регистров, взаимосвязь и сочетание хронологических и систематических записей, регистров синтетического и аналитического учетов, их количество, последовательность учетных записей.

Формы учета, применяющиеся в практике бухгалтерского учета, многообразны руководитель организации и главный бухгалтер выбирают форму учета по своему усмотрению, при этом учитываются различные условия: масштабы бизнеса, степень автоматизации бухгалтерского учета в организации и т.д. Форма закрепляется в приказе об учетной политике.

Субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную форму бухгалтерского учета в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н, которая ведется:

¨ По простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества хозяйствующего субъекта) когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства – по форме «журнал-главная»

¨ По упрощенной форме бухгалтерского учета с использованием ведомостей для учета имущества хозяйствующего субъекта. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

Для прочих хозяйствующих субъектов предусмотрены мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета.

Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок – мемориальных ордеров, содержащих указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или свободных учетных документов.

Журнально – ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает систематизацию учетных данных в специальных регистрах – журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебиту счетов. При этой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает применение электронно-вычислительных машин.

 

 

Мемориально-ордерная форма учета

Применение мемориально-ордерной формы учета зависит от отраслевых особенностей и типа организации. Она сочетает книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры. Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделения по субсчетам) и в денежном выражении, для аналитического учета используются книги, ведомости и карточки.

Эта форма учета предполагает, что все хозяйственные операции, оформленные первичными учетными документами, в течении отчетного месяца группируются в зависимости от их содержания и корреспондирующих счетов по ним и заносят в группировочные, накопительные ведомости или отчеты (например, отчет кассира).

Группировочные ведомости оформляют на несколько однородных документов за короткий период времени (один или несколько дней).

Накопительные ведомости ведут на все однородные операции за месяц по мере поступления первичных документов, отражающих эти операции.

На основании этих данных составляется документ бухгалтерского оформления, получивший название «Мемориальный ордер».

Таким образом, проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами.

Например, вместо того, чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада отражать в учете отдельной записью, несколько однородных накладных записывают в одну накопительную ведомость. На общий итог ведомости делают одну бухгалтерскую запись, т.е. составляют один мемориальный ордер.

По операциям, не поддающимся систематизации, и по операциям «сторно» составляются отдельные мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

Мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета или дебету одного счета и кредиту нескольких счетов, или, наоборот, по кредиту одного счета и дебету нескольких счетов.

Мемориальный ордер оформляют на бланке или на самом документе, представляя специальный штамп «К мемориальному ордеру № ______ от _____ 20 ____ г. Лист приложения №____». В документе кратко излагают содержания записи (или делают ссылку на документ), приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизованном учете, кроме того, и руководителем группы учета.

К нему прилагаются документы, на основании которых сделаны записи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.