Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.






 

Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали расширения народного образования. Само осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, в военном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных людей, без подготовленных специалистов и, следовательно, без расширения сети специальных учебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей иметь образованные кадры, было заинтересовано в расширении системы образования. Народное образование находилось под контролем соответствующих правительственных органов и вместе с тем служило важным средством идеологического воздействия на народные массы.

Проведение школьных реформ в 1862-1864 гг. (см. главу 2) существенно расширило систему начального и среднего образования. Численность начальных и средних школ (училищ и гимназий) в России воз росла с 1856 по 1896 гг. с 8 тыс. до 79 тыс., а число учащихся в них с 450 тыс. до 3, 8 млн. Проходило обучение грамоте и солдат в армии. Важно отметить, что в широких массах крестьянства все более развивалось сознание практической необходимости в приобретении хотя бы элементарной грамотности. Несмотря на рост различных типов начальных школ (государственных, или " министерских", подчиненных Министерству народного просвещения, земских, т.е. учреждаемых земствами, и церковно-приходских при церковных приходах), их остро нехватало для удовлетворения крестьян в грамотности. По своему почину они образовывали свои, " домашние школы грамотности". Обычно обучение в такой школе проходило в крестьянской избе. За вознаграждение теплой печкой, куском хлеба и немногими медными грошами приглашали знающих грамоту отставного солдата, бывшего семинариста или же сельского дьячка. В 80-90-х годах многие такие " школы грамоты" были преобразованы в церковно-приходские, руководство которыми было передано местному приходскому духовенству.

Нельзя не отметить и самоотверженный подвиг передовой интеллигенции и учащейся молодежи (студентов, гимназистов и семинаристов старших классов), которые шли в земские школы в надежде быть идейными руководителями крестьянства и помощниками в его борьбе за лучшую жизнь. Согласно переписи населения 1897 г., удельный вес знающих грамоту составлял 22%.Но если учесть, что в середине XIX в. в государственной деревне грамотных было не более 4-6, а в крепостной 1-2%, то следует признать рост грамотности среди населения достаточно существенным.

В пореформенный период получило дальнейшее развитие общее и специальное высшее образование. В 1862 г. в Одессе был открыт Новороссийский, а в 1888 г. в Томске Сибирский университеты, в 1865 г. в Москве - Петровская земледельческая академия. В Москве, Петербурге и в некоторых крупных городах были открыты политехнические и технологические институты. В 70- годах XIX в. было положено начало высшему женскому образованию. Всего за эти годы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве было открыто 7 высших женских курсов различного профиля - гуманитарного, естественнонаучного, медицинского.

Во второй половине XIX в. особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать. Книгоиздательство превратилось в обширное предпринимательское хозяйство, с мощной и первоклассной издательской базой. Если в середине 50-х годов XIX в. в России нас читывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тысяч отдельных изданий (книг, брошюр и пр.), то к середине XIX в. число типографий возросло до 1300, а выпускаемых ими названий отдельных изданий - до 10700. Широкую известность получили книгоиздатели М.Ф. Вольф, Ф.Ф. Павленков, И.Д. Сытин, П.П. Сойкин, А.Ф. Маркс, издававшие большими тиражами научные, художественные и по дешевой цене популярные книги и для народа. В конце XIX в. Россия заняла третье, после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.

Необычайно возросла периодическая печать - ведомственная, научная, литературно-художественная, общественно-историческая, политическая, церковная. Число периодических изданий за 40 пореформенных лет возросло со 104 до 800, и среди них ежедневных газет с 7 до 100. Широкую известность имели тогда " толстые" общественно-литературные журналы - " Вестник Европы", " Дело", " Отечественные записки", " Русская мысль", " Русское обозрение", " Русское богатство", " Мир Божий", " Слово", пользовавшийся большой популярностью иллюстрированный еженедельник " Нива", а из исторической периодики - " Русский архив", " Русская старина", " Исторический вестник", " Древняя и новая Россия".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.