Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические аспекты деятельности тренера






психологический личность тренер

Деятельность тренера, как правило, рассматривают очень узко, выделяя только ее внешнюю сторону: руководство тренировкой. Однако деятельность тренера имеет многофакторный характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы [44].

Тренер сможет выполнять свои функции в педагогической системе, только обладая профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.

Общими признаками профессионализма в разных профессиях являются: 1) владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда; 2) владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех его этапах: подготовительном, исполнительном, итоговом; специальные свойства личности и характера, позволяющие осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты [5].

Эффективность деятельности тренера зависит от многих факторов: экономического, социального, научного, организационного и др. Показатель эффективности деятельности тренера - успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств. Другими словами, эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психики тренера структуре и динамике его деятельности.

Большое влияние на эффективность деятельности тренера оказывают особенности его личности, мировоззрение, способности, характер, темперамент, психическое состояние (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев,

Е.С. Кузьмин, A.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.Ц. Пуни, Н.С. Лейтес,

B.Е. Чудновский, В.С. Магун, Е.В. Шорохова).

Важным условием эффективности деятельности тренера является умение творчески определять целевые установки занятий в соответствии с программой обучения конкретному виду спорта.

Предпосылки повышения эффективности деятельности тренера делятся на личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) [56].

К личностным относятся: положительные черты направленности личности тренера (устойчивый интерес к занятиям со спортсменами, чувство ответственности за работу и др.); проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности; благоприятные особенности характера (такие черты, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость); педагогические и организаторские способности. Будучи сформированными, личностные предпосылки помогают тренеру проявлять устойчивость в практическом осуществлении целей деятельности, сохранять постоянство стиля работы.

К ситуативным предпосылкам относятся: ясное понимание текущих задач своей деятельности и деятельности спортсменов; достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению целей; адекватно протекающие психические познавательные процессы; стенические психические состояния.

Формирование предпосылок повышения эффективности деятельности тренера зависит от того, насколько хорошо владеет тренер конкретным видом спорта, от его эрудиции, культуры и уровня педагогического мастерства и физической подготовленности.

В работе тренера можно выделить три уровня мастерства: высокий, средний и низкий [44].

Тренеры по-разному определяют задачи со спортсменами. Одни считают, что творцами всей работы должны быть сами спортсмены. С этой целью они формируют общественно-коллективистскую направленность личности, способствуют правильному развитию их спортивных способностей, инициативы и самостоятельности, определенного настроя жизни и деятельности, что в конечном итоге превращает коллектив в воспитателя отдельного спортсмена. Другие тренеры считают, что их основная задача --как можно полнее, интереснее и ярче построить учебно-воспитательный процесс. Они совершенствуют его, отбирают наиболее эффективные формы, методы и приемы воспитания и перевоспитания, являются источниками обширной информации. Наконец, довольно многочисленную группу составляют тренеры, которые из-за недостаточного знания основ педагогики не могут целенаправленно руководить учебно-воспитательным процессом.

Таким образом, мы выделяем три уровня мастерства тренеров в работе со спортсменами: высокий, средний и низкий. При этом деятельность тренеров характеризуется по: 1) отношению к спорту и педагогической деятельности вообще и к работе со спортсменами в частности; 2) характеру определения содержания деятельности со спортсменами; 3) знанию закономерностей учебно-воспитательного процесса в работе со спортсменами.

Для деятельности тренеров высокого уровня мастерства характерно устойчивое положительное отношение к своей деятельности, интерес к делу, определенная система в работе. Они ясно понимают оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи, умеют наметить пути их решения и видят конечные результаты работы. Учитывают особенности возраста, пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Знают свой вид спорта. Успешно формируют устойчивый интерес к спорту. Умеют ярко и увлекательно раскрывать перспективы систематических учебно-тренировочных занятий, переносить на тренировку со спортсменами принципы технической и тактической подготовки современного спорта. Рационально используют время, отведенное на выполнение задачи, действуют четко и уверенно.

Организуя общественную активность спортсменов, формируя у них определенные общественные и нравственные представления, понятия, они стремятся, чтобы эти идеи становились мотивами, побуждающими и направляющими поведение и деятельность спортсменов.

Такие тренеры отличаются богатой выдумкой, инициативой, хорошими педагогическими способностями. При организации спортивно-массовой работы обосновывают необходимость участия спортсменов в том или ином виде деятельности, активно руководят тренировкой, сочетая работу с сильными, слабыми и средними спортсменами, проявляют творческую инициативу в конкретизации упражнений, разрабатывают их новые варианты. Тренеры самокритично оценивают результаты своей работы, заботятся не о внешнем эффекте, а о воспитательной целесообразности каждого мероприятия. Умеют контролировать, своевременно поправлять и поощрять воспитанников, объективно оценивать деятельность, не отчаиваться при неудачах, не зазнаваться при удачах и победах. Они постоянно в курсе новых исследований в области теории и методики физического воспитания и спорта, психологии, педагогики, охотно откликаются на предложения по усовершенствованию учебной и воспитательной работы в команде. Легко оперируют специфическими формами и методами деятельности спортсменов.

У этой группы тренеров нравственные убеждения проявляются в различных формах. Одни тренеры активно реагируют чувством на все события в команде (во всей системе взаимоотношений со спортсменами). При этом эмоциональное воздействие может резко изменить направленность поведения спортсменов. Другим тренерам свойственны самостоятельность суждений, критичность. Третьим -- практические действия, поступки.

Педагогическая деятельность таких тренеров выразительна, богата внутренней волевой активностью и целеустремленностью. У них ярче проявляются организаторские умения. Они отличаются высокой требовательностью к спортсменам и к себе, приучают воспитанников к правильному режиму учения, труда, отдыха, питания, сна, к выполнению санитарно-гигиенических правил. Нравственное воздействие они оказывают прежде всего личным примером. Такие тренеры умело учитывают конкретные педагогические ситуации, избирают наиболее целесообразные приемы воздействия. На примерах из практики спорта формируют чувство товарищества, умения в трудных условиях соревнований добиваться победы. В команде создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы и самостоятельности.

Для тренеров среднего уровня мастерства характерно положительное отношение к спортивно-массовой работе со спортсменами. Они понимают ее задачи, но испытывают трудности в их практическом решении. Их больше привлекает сам процесс учебно-воспитательной деятельности, чем ее конечный результат. Не всегда осознают они последовательность своих действий, не могут объяснить их целесообразность, используют случайные приемы и способы действий. Им нравится живое общение с воспитанниками, напряженность повседневной работы. В основе их отношения к учебно-воспитательной работе лежит увлеченность делом. Они охотно берутся за те виды деятельности, которые больше любят, которые им лучше удаются, игнорируя малоинтересные, но необходимые участки работы. Проявляют творчество в проектировании дел команды, но действия их носят индивидуальный характер. В работу вовлекают лишь активистов команды. Рационально распределяют время, отведенное на выполнение задачи, но действуют чаще всего неуверенно, затрудняются в поисках новых приемов активизации деятельности спортсменов. Правильно оценивают педагогическую ситуацию, являются инициаторами большинства дел в команде. Формально используют приемы педагогического воздействия по развитию самостоятельности и инициативы.

В деятельности ряда тренеров преобладает мотив утверждения своего превосходства над другими. Он воплощается в соответствующих ему способах действий: стремлении продемонстрировать перед всеми спортивные успехи, умолчать о неудачах, трудностях, недостатках. Такие тренеры охотно берутся за ту деятельность, результаты которой смогут увидеть все, недооценивая порой повседневную работу. Они умеют хорошо оформить, ярко подать результаты даже там, где они не сказываются на поведении спортсменов. Стиль воспитательной работы, обусловленный данным мотивом, особенно пагубно отражается на воспитании спортсменов.

У тренеров низкого уровня мастерства цель в работе со спортсменами четко не определена. В основе их деятельности, как правило, лишь тактические, сиюминутные задачи. Они не ставят достаточно конкретно перед собой и воспитанниками дальних перспектив деятельности, вся их работа складывается из совокупности близких и средних перспектив деятельности, при этом последние часто возникают неожиданно для тренера. Поэтому результат деятельности таких тренеров зависит от целого ряда случайных факторов. С удовольствием используют разнообразные «разработки» учебно-тренировочных занятий, воспитательных мероприятий, но к методическим рекомендациям и учебным пособиям относятся скептически. Недостаточно внимательно относятся к воспитанию у спортсменов чувства долга и личной ответственности за выполнение своих обязанностей. Воспитанники подчас не скрывают своего недоброжелательного отношения к тренеру, допускают иронические реплики по его адресу.

Тренеры затрачивают много сил и времени на выполнение задачи, действуют неуверенно. Методами учебно-тренировочной и воспитательной работы владеют слабо. Содержание своей педагогической деятельности четко определить не могут. Не умеют установить контакт с отдельными спортсменами и создать обстановку непринужденности, доверительности. Зрелые нравственные убеждения тренеров оказываются недостаточно действенными из-за ограниченности спортивных и педагогических способностей и умений. Почти не проявляют самостоятельности в работе. Действия их скованы и не всегда имеют выраженную психолого-педагогическую направленность. Слабо осознают реакцию воспитуемых на свои действия, медленно реагируют на изменения обстановки, применяют однообразные приемы. С трудом используют специфические формы спортивно-массовой работы.

Спортсмены лишены возможности проявлять свою активность и личную ответственность из-за требований беспрекословного подчинения. В такой ситуации нередко большое место занимают меры принуждения, администрирования при слабо поставленной разъяснительной работе с воспитанниками. В результате спортсмен либо превращается в добросовестного, но пассивного исполнителя чужой воли, безответственного потребителя готовых истин, способного при изменившихся обстоятельствах попасть под влияние любой другой, более сильной личности, либо открыто протестует и вступает в конфликт с тренерами, уходит из команды.

Результаты сравнительно-сопоставительного анализа деятельности тренеров разных уровней мастерства привели нас к выводу, что процесс претворения педагогических умений в предметную деятельность у мастеров и не мастеров осуществляется по-разному.

Целостность, взаимозависимость компонентов присущи только деятельности тренера-мастера. Общая логика его действий такова: осмысление государственных задач воспитания и обучения и соотнесение их с задачами спортивного коллектива; анализ с этих позиций исходной информации о работе спортивного коллектива; формулирование целей и задач конкретного коллектива, моделирование средств педагогического воздействия, сферы взаимоотношений со спортсменами; планирование реализации намеченных целей и задач; принятие решения, организация конкретной деятельности; регулирование области взаимоотношений в команде; оценка достигнутых результатов, формулирование новой цели на следующем этапе учебно-воспитательной работы. Таким образом, в логике действий тренера-мастера преломляются все компоненты структуры деятельности тренера.

У тренеров - не мастеров оказалось невозможным выявить целостную, взаимосвязанную картину действий.

В основе высших уровней мастерства лежит целенаправленная и взаимосвязанная система знаний и умений в работе с юными спортсменами. Было установлено, что критериями педагогического мастерства тренера могут выступать; а) качество знаний, умений, навыков спортсменов, т. е. психологические результаты его труда; б) способы деятельности тренера, приводящие к положительным результатам: к высокому уровню деятельности юных спортсменов, т. е. функциональные результаты его труда [44].

Психологическим критерием педагогического мастерства является высокая степень сформированности у спортсменов: 1) устойчивого интереса к спортивной деятельности; 2) спортивных способностей и творческого отношения к спорту; 3) хорошей физической подготовки; 4) глубокого знания конкретного вида спорта; 5) прочных навыков и умений выполнения отдельных спортивных упражнений и комбинаций; 6) умения преодолевать трудности в спортивной деятельности; 7) интереса к спортивной деятельности [26].

Определяющая роль в оценке мастерства тренера принадлежит психологическим критериям. При этом важно вычленить основной показатель успешной деятельности тренера, своего рода индикатор уровня его мастерства. Таким психологическим критерием является уровень сформированности у спортсменов конкретных спортивных умений и нравственных черт личности. В этом критерии отражается степень достижения тренером основной цели обучения. Следует иметь в виду, что критерий знания спорта и практического владения им включает ряд других критериев. Следовательно, психологические критерии -- это общепедагогические критерии, имеющие более общий характер, чем функциональные, и применимые при оценке результативности деятельности тренера.

Функциональными критериями мастерства являются: 1) владение основами конкретного вида спорта; 2) владение средствами, формами и методами обучения спортсменов спортивным умениям; 3) система учебно-воспитательной работы со спортсменами; 4) система контроля за деятельностью воспитанников, умение определять особенности функционального состояния их организма и в связи с этим дозировать нагрузки на тренировках и соревнованиях; 5) умение выявлять особенности индивидуальной подготовки, способностей и склонностей к конкретным упражнениям, месту в команде и т. п.; 6) высокий уровень сформированности общепедагогических умений; 7) систематический анализ собственной деятельности и извлечение уроков из ошибок и неудач, т. е. перестройка деятельности в направлении совершенствования [14].

Определение критериев педагогического мастерства позволяет, во-первых, получить единый инструментарий для оценки квалифицированности тренерских кадров, во-вторых, ориентир для самооценки труда тренера.

К особенностям педагогической деятельности тренера относят [36]:

- высокий уровень нормативности, социальной ответственности и морального долга государственным образовательным стандартам относительно его деятельности;

- разнообразие педагогической деятельности относительно объекта, предмета, формы и способов работы, когда объектами выступают воспитанники, команды, родители, коллеги и т.д. предметами педагогического влияния выступают знания и умения, моральные, интеллектуальные, физические и личностные качества воспитанников. Формами влияния являются нормативно обусловленные занятия, которые проходят в соответствии с определенным учебным планом, и те, которые возникают спонтанно, но требуют ответственности, значительных затрат сил и времени тренера. Способами влияния являются те методические приемы, технологии, которыми владеет тренер и которые развиваются благодаря личностному профессиональному опыту и мастерству, его способностям творчески перерабатывать общеизвестные стандартные приемы;

- педагогическая деятельность имеет свою специфику - в ней содержаться разногласия между целями субъекта и объекта деятельности, поскольку тренер делает все для будущих достижений воспитанника, он знает, что лучше для него в данный момент (но воспитанник, выполняя задания тренера, этого может и не знать);

- объектом деятельности тренера выступает человек, личность, которую он обучает умениям, навыкам и совершенствует личностные качества;

- педагогическая деятельность всегда является творческим процессом без определенных технологических границ и шаблонов.

Выделяют следующие особенности тренерской деятельности [3, 9, 12, 13, 26, 36, 40, 44]:

- ведущая роль тренера, его влияние на личность спортсмена, что выдвигает дополнительные требования как к личности тренера, так и к его профессиональным качествам;

- тренер постоянно отвечает за физическое и психическое благополучие своих воспитанников, а также за их воспитание и становление как личности и гражданина своей страны;

- поскольку отношения в системе «тренер - спортсмен» опосредованы успехом и постоянным повышением результатов воспитанников, такие взаимосвязи часто нестойкие и недолгие и связаны с переходом спортсменов к другим тренерам;

- повышенный уровень стресса в деятельности тренера, что отражается на его душевном состоянии, здоровье и снижает эффективность профессиональной деятельности;

- нерегламентированность деятельности тренера временными и функциональными рамками, когда возникает необходимость работать с утра до позднего вечера, в праздничные и выходные дни, к тому же формальные обязанности тренера распространяются и на те сферы, которые, казалось бы, не входят в обязанности тренера (воспитатель, психолог, администратор и т.д.)

- противоречия между необходимостью знать все про спортсменов, помогать им, быть наставником и советчиком и невозможностью сокращать дистанцию, что может превратить деловые отношения между тренером и спортсменом в неформальные, эмоциональные;

- необходимость быть пропагандистом собственной сферы деятельности, для чего тренер всегда должен быть в хорошей физической форме, стимулируя своим примером воспитанников к занятиям спортом, легко, без значительных усилий выполняя тот или другой двигательный элемент, упражнение или действие. Считается, что тренер опосредованно действует во время соревнований, но он принимает самое активное участие в спортивной борьбе, в процессе подготовки к ней спортсменов и руководстве ними в рамках, которые определены правилами соревнований.

Последнее особенно актуально, т.к. определяет надежность деятельности тренера, связанную с его функциональными возможностями, трудоспособностью, которые проявляются в сохранении параметров его деятельности [25, 41, 48]. А именно: в процессе долговременной деятельности; при наличии сильных позитивных или негативных эмоций; в условиях жесткого лимита времени; во время быстрой и резкой смены различных ситуаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.