Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. 1.1 Психологические аспекты деятельности тренера






Магистерская работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА

1.1 Психологические аспекты деятельности тренера

1.2 Личностные качества эффективного тренера

1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА

3.1 Личностные качества эффективного тренера

3.2 Особенности межличностных отношений

3.3 Особенности стиля поведения

3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность исследования. Спортом увлекаются миллионы людей в нашей стране. Для части из них спорт не только интересное занятие, но работа, основное дело жизни. Тем не менее, понятия «профессиональный спорт» в нашей стране долго не существовало. Спорт делился на массовый, любительский и большой. Только сравнительно недавно теоретиками спорта был выделен подраздел профессионального спорта. Таким образом, спорт стал считаться полноправным видом трудовой деятельности, особой профессией, овладеть которой может не каждый.

Психологических проблем в области профессионального спорта немало. К их числу принадлежит неразработанность понятия «профессиональные психологические качества», хотя становление этой дефиниции диктуется насущными практическими задачами. Надо выяснить, какие качества наиболее связаны с успешностью деятельности, какие качественные и количественные характеристики качеств должны быть у работника высокого мастерства, какие взаимоотношения у качеств со способностями, с одной стороны, и со знаниями, умениями и навыками - с другой. И если изучением личностных характеристик, имеющих важное значение в деятельности спортсменов занимались многие ученые (Н.А. Худяков, А.В. Родионов, Г.Д. Горбунов, В.А. Вяткин, В.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, В.Д. Гончарова, А.Ц. Пуни, Дж.Кретти и др.), то исследований, касающихся личности тренера, недостаточно.

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли эффективный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?

Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые эффективному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень.

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными, что и обусловило выбор именно этой проблемы исследования.

Объект исследования - личность тренера.

Предмет исследования - психологические особенности личности эффективного тренера.

Цель исследования - проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.

2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.

3. Разработать модель личности тренера.

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

- анализ и обобщение литературы по проблеме исследования личностных особенностей эффективного тренера;

- личностный опросник Р. Кеттела;

- тест Т. Лири;

- опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССП - 98)

В.И. Моросановой;

- опросник для выявления значимых качеств личности эффективного тренера;

- методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе Всеукраинской федерации военно-спортивных единоборств. В исследовании приняли участие 35 борцов различной квалификации, в возрасте 18 -23 года, и 5 человек - тренеров по борьбе.

Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственных исследований, предпринята попытка создать модель личности тренера.

Практическая значимость состоит в том, что, используя созданную модель можно изучать профессиональные качества тренеров, работающих в различных видах спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное в качествах их личности.

Апробация результатов исследования. Содержание и результаты исследования данной работы докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики и психологии ХГАФК.

Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы (59 источников), приложения. Общий объем работы - 89 страниц. Работа включает 3 таблицы, 9 рисунков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.