Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная программа национальных действий по пре-дупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 гг.






В целях усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 11 января 2011 г. № 27 «О Государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы».

Принципиально новым в Государственной программе является смещение акцентов на выявление, предупреждение и уменьшение влияния комплекса причин и условий, способствующих потреблению алкоголя и развитию негативных последствий от его потребления, в том числе пьянства и алкоголизма. Для достижения этого необходимо проведение мероприятий по предупреждению приобщения населения к потреблению алкоголя, прежде всего профилактике пьянства среди детей и молодежи, и прекращению потребления алкоголя лицами, страдающими пьянством и алкоголизмом.

Необходимость принятия программы была обусловлена рядом причин. Так, в 2009 году лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершено 30 539 преступлений, 237 394 лица были привлечены к ответственности за распитие алкогольных напитков в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. В этом же году по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, было совершено 1022 дорожно-транспортных происшествия, по причине нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения на производстве произошел 201 несчастный случай. По данным Национального статистического комитета, с 2006 по 2009 год от случайных отравлений алкоголем погибло около 10,5 тыс. жителей республики.

Наряду с ростом алкогольной смертности возросло число лиц, состоящих на наркологическом учете по причине алкоголизма, – на 6,3% (с 171 103 в 2006 году до 181 833 в 2009 году), в том числе женщин – на 36,7% (с 27 417 до 37 483 соответственно); употребления алкоголя с вредными последствиями, – на 23,5 % (с 69 945 в 2006 году до 86 368 в 2009 году), в том числе женщин – на 44,5% (с 10 823 до 15 644 соответственно), несовершеннолетних – на 3,2% (с 16 828 в 2006 году до 17 372 в 2009 году).

Цель и задачи государственной программы. Основной целью реалии-зации Государственной программы является снижение уровня потребления алкоголя населением и уменьшение негативных последствий его потребления для общества. Программа предусматривает решение задач:

ü снижение количества правонарушений и преступлений, совершен-ных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения;

ü снижение количества несчастных случаев на производстве по причине нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения;

ü снижение количества дорожно-транспортных происшествий, со-вершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения;



ü снижение количества смертей от случайных отравлений алкоголем;

ü снижение количества лиц, перенесших алкогольные психозы;

ü снижение количества лиц, страдающих хроническим алкоголиз-мом;

ü снижение количества несовершеннолетних лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями.

В рамках программы запланированы следующие мероприятия:

Ø проведение на регулярной основе акций «День трезвости», «День здоровья», «День семьи», «День молодежи», «День труда» с запретом реализации в дни этих акций алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в объектах розничной торговли (2011–2015 гг.);

Ø информирование населения о вредных последствиях употребления самогона, непищевой спиртосодержащей продукции (2011–2015 гг.);

Ø оказание необходимой правовой, социальной, психологической и иной помощи неблагополучным семьям, в которых один из членов злоупотребляет алкоголем (2011–2015 гг.);

Ø создание тематических рубрик, выпуск публикаций, телерадиопрограмм, пропагандирующих трезвый образ жизни, семейные ценности, отказ от пьянства, соблюдение законности, поддержание правопорядка (2011–2015 гг.);

Ø создание на возмездной договорной основе по заказу соисполнителей видеофильмов и роликов социальной рекламы антиалкогольной направленности для различных возрастных групп населения с проведением республиканского конкурса на лучший видеофильм и ролик по данной тематике (2011–2015 гг.);

Ø организация, проведение и освещение в средствах массовой информации культурно-массовых и спортивных мероприятий, тематических вечеров и выступлений по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма, правонарушений и преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения (2011–2015 гг.);



Ø организация работы телефона доверия по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма, бесплатного на территории республики для абонентов телефонной сети общего пользования (2012–2015 гг.);

Ø проведение пресс-конференций, заседаний круглых столов, культурно-массовых мероприятий по вопросам пропаганды семейных ценностей, трезвого образа жизни, профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения (2011–2015 гг.) и ряд других мероприятий.

6. Государственная программа комплексных мер противо-действия наркомании (2009–2013) и Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1634 принята «Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотических средств и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009 – 2013 годы». Причины принятия программы:

ü увеличением числа правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ;

ü недостаточной эффективностью принимаемых уполномоченными государственными органами мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

ü отсутствием четкого механизма взаимодействия государственных органов, в компетенцию которых входят выявление и пресечение фактов легализации доходов от наркобизнеса;

ü недостаточным развитием профилактической, лечебной и реабили-тационной помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью;

ü недостаточной эффективностью борьбы с организованными формами наркопреступности;

ü снижением возраста наркопотребителей;

ü отсутствием целостной системы социально-психологической реабилитации.

Целями Государственной программы являются создание условий для снижения уровня преступности, связанной с нелегальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обеспечение плановой и скоординированной деятельности государ-ственных органов и иных государственных организаций при осуществ-лении организационно-правовых, организационно-практических меропри-ятий, направленных на эффективную профилактику, выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и сопутствующих ему правонарушений, а также на устранение причин, порождающих эти общественно опасные явления.

В ходе реализации Государственной программы необходимо решить следующие задачи:

ü повышение эффективности деятельности государственных органов по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотических средств и связанных с ним правонарушений;

ü дальнейшее совершенствование законодательства в части противодействия незаконному обороту наркотических средств на основе практики его применения и с учетом положений международных договоров Республики Беларусь;

ü развитие сотрудничества с заинтересованными государствами, международными и иностранными организациями в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и другими, связанными с ним правонарушениями;

ü разработка технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, ресоциализации лиц, зависимых от психоактивных веществ;

ü совершенствование антинаркотической пропаганды, привитие в обществе навыков здорового образа жизни.

В рамках программы запланированы следующие мероприятия:

Ø осуществление анализа ситуации с незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ, их незаконным оборотом и связанными с ними правонарушениями в Республике Беларусь, а также тенденций ее развития (2009–2013);Ø мониторинг организации работы по профилактике наркомании в учреждениях образования – 2009 год;Ø исследование социальных и культурных предпосылок суще-ствования и распространения наркомании и токсикомании среди молодежи 2010 и 2012 годы;Ø проведение социологического и биомедицинского исследования распространения наркомании и ВИЧ-инфекции среди различных слоев и возрастных групп населения 2009 – 2011 гг.;Ø размещение в общественных местах социальной рекламы антинаркотической тематики 2009 – 2013 гг.;Ø проведение акций, посвященных Дню борьбы с наркотиками (1 марта) и Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня), на республиканском и региональных уровнях 2009 – 2013 гг.;Ø проведение спортивно-массовых и туристических акций «Спорт против наркотиков», «Туризм против наркотиков», посвященных формированию антинаркотического мировоззрения школьников и студентов 2009 – 2013 гг.;Ø проведение творческих конкурсов (лучшее сочинение, художественная композиция и др.), семинаров-тренингов по организации содержательного досуга молодежи под девизом «Будущее без наркотиков» 2009 – 2013 гг. и другие.

Помимо представленной «Гос. программы комплексных мер противодействия наркомании…» на данном этапе приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.04.2011г. № 385 утверждены Концепция реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 2011–2015годы и Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы. Основанием явились факты распространенности потребления табака среди взрослого населения РБ – 30,6% (47,1% среди мужчин и 17% среди женщин). Более 50% населения подвергается ежедневному пассивному курению табака.

Целью Концепции является осуществление права на жизнь и здоровье человека и будущих поколений,создание условий для защиты здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека.

Концепцией предусмотрены меры, направленные на снижение потребления табака. В их числе:

Ø повышение цен на сигареты и другие табачные изделия;

Ø равномерное повышение налогов на все виды табачных изделий;

Ø введение полного запрета на курение табака:

– на территории и в помещениях учреждений образования;

– во всех видах городского и пригородного транспорта;

– на территории и в помещениях организаций здравоохранения;

– на территории и в помещениях организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах;

– в местах массового отдыха и большого скопления людей, при проведении спортивно-зрелищных мероприятий;

– в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

– в помещениях организаций общественного питания, в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию услуг населению, в том числе развлекательных;

– на рабочих местах, в зонах, организованных в закрытых помещениях;

– проведение информационных и обучающих кампаний о вредном воздействии курения табака и табачного дыма на организм человека;

– разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, направленной на антитабачную пропаганду, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки;

– введение полного запрета на рекламу, стимулирование продажи табачных изделий, а также осуществление контроля и мер административной ответственности за его нарушение и другие меры.

Одним из ведущих направлений Концепции являетсяорганизация медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечения табачной зависимости втом числе создание бесплатной доступной консультативной телефонной линии по оказанию помощи, направленной на отказ от потребления табака.

Особое внимание уделено в Концепции предотвращению незаконной торговли табачными изделиями и недопущению продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними, включая все виды табачной продукции, а также кальян, снюс, спайсы, нюхательный табак и др. В числе соответствующих мер представлены:

– введение запрета продажи всех видов табачных изделий в кафе, интернет-кафе, танцевальных и развлекательных клубах, во время проведения культурно-массовых мероприятий и в других местах, где в основном собираются лица, не достигшие 18 лет;

– наделение продавцов табачных изделий правом требовать документ, подтверждающий совершеннолетие покупателя, в случае сомнения относительно его возраста, а также усиление ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним;

– усиление ответственности за нарушение правил торговли табачными изделиями, в том числе за продажу сигарет поштучно или в небольших упаковках, а также с использованием автоматов и другие меры.

На основе рекомендаций Концепции в 2011 г. Министерством здравоохранения было инициировано проведение республиканской акции «Беларусь против табака» под девизом «Жить без табака!» в период с 10 по 31 мая 2011 года. (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.04.2011 г. № 438 «О проведении в Республике Беларусь республиканской акции «Беларусь против табака» с 10 по 31 мая 2011»).

Основой проведения акции стала серьезная озабоченность Министерства здравоохранения Республики Беларусь проблемой табакокурения, особенно среди подростков и молодежи. Данная акция была проведена в целях привлечения внимания общественности к проблеме табакокурения, повышения уровня информированности населения в отношении пагубных последствий потребления табака, приводящих к возникновению зависимости и ряда серьезных заболеваний, формирования общественного мнения в пользу здорового образа жизни и отказа от потребления табака.

На основе принятой Концепции и Комплексного плана был также издан Приказ Министерства образования РБ от 27.07.2010 № 516«Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь», в котором отмечалось: объявить учреждения образования и прилегающие к ним территории «зонами, свободными от курения». С этой целью:

ü внести необходимые изменения в правила внутреннего распорядка и иные правовые документы, регулирующие их деятельность;

ü практиковать дежурство молодежных отрядов охраны правопорядка, добровольных общественных дружин, патрулей из числа педагогических работников и родителей на территориях, прилегающих к учреждениям образования;

ü при разработке планов работы учреждений образования включать разделы по профилактике табакокурения;

ü при проведении мониторинга состояния идеологической и воспитательной работы анализировать вопросы распространенности табакокурения среди учащейся молодежи, а также эффективность проводимой профилактической работы;

ü обеспечить проведение комплекса профилактических и пропагандистских мероприятий в рамках ежегодной республиканской акции «Беларусь против табака», проводимой по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

ü включить в программы целевых курсов всех категорий педагогических работников изучение вопросов профилактики табакокурения;

ü практиковать знакомство слушателей курсов с интерактивными формами и методами работы по профилактике табакокурения и иного зависимого поведения.

Курение учащихся на школьной территории приравнивается к дисциплинарному нарушению и подлежит наказанию в соответствии с Кодексом Республики об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (Раздел 5. Дисциплинарная ответственность обучающихся, Глава 14 «Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного взыскания», статьи 125–129; Глава 15 «Применение мер дисциплинарного взыскания», статьи 130–136).



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал