Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические факторы формирования у подростков аддикции и мотивации к употреблению ПАВ.






Не меньшее влияние на формирование аддикции несовершеннолетних оказывают и психологические факторы, которые подразделяются на две подгруппы – это 1) личностные особенности человека (интерперсональные факторы) и 2) психологические особенности подросткового возраста.

1. Личностные особенности включают акцентуации и расстройства личности. Акцентуации – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Акцентуированные личности – это лица с деформированными чертами характера, не доходящими до уровня психических расстройств. Например, по утверждению психологов, риск злоупотребления ПАВ выше у подростков с гипертимной, истероидной, шизоидной и эпилептоидной акцентуацией.

Гипертимные подростки, склонные к быстрой смене интересов, увлечений, часто обладают лидерскими качествами, стремятся все узнать и попробовать. Мотивом употребления ПАВ для них является поиск новых ощущений, удовольствия. Они употребляют различные ПАВ (алкоголь, стимуляторы, каннабис – коноплю). Зависимость наступает медленно.

Подростки с истероидной акцентуацией принимают ПАВ для возможности удовлетворить потребность быть в центре внимания. Предпочтение отдается стимулятороам, алкоголю, каннабиоидам.

Для подростков с шизоидной акцентуацией, характеризующейся склонностью к закрытости, замкнутости, «уходу в себя», ПАВ играет роль «коммуникативного допинга», алкоголь употребляется в небольших дозах для стимулирования социальных контактов.

У эпилептоидных подростков, отличающихся вспыльчивостью, агрессивность, конфликтностью, упрямством, властностью, часто встречается крайне негативное отношение к приему ПАВ. Но если они все-таки начинают употреблять наркотики или алкоголь, то у них наблюдается стремительное развитие зависимости с приемами максимальных доз.

Центральным провоцирующим интерперсональным фактором формирования аддикции может оказаться неспособность подростка с любой акцентуацией личности определить, понять и реализовать в поведении типическую для общества гендерно-эротическую роль и ценимые в нем модели сексуального поведения. Неудивительно, что в этом случае молодой человек втягивается в аддиктивную практику в тайном сговоре со сверстником, чтобы справиться со страхом, чувством стыда или тревоги.

Исследования показывают, что психологические особенности аддиктивных форм поведения подростков могут быть обусловлены использованием ими психоактивного вещества в качестве средства компенсации психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития зависимости у подростков часто становится отклонение от нормы психического здоровья или патологии (расстройства), затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, проявить скрытые возможности.

На этой основе в психологической литературе выделяются следующие четыре типа личности подростка, наиболее предрасположенных к употреблению алкоголя и других ПАВ:

1) подростки с завышенной самооценкой, убежденные в своей непогрешимости, находящиеся вне критики (нарциссизм);

2) подростки с повышенным чувством жестокости и агрессивности (психотизм);

3) подростки, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей (инфантилизм);

4) подростки, подверженные депрессиям и паранойе, нейротизму.

2. В подростковом возрасте принятие ПАВ связано с самоактуализацией и индивидуализацией личности, зачастую сопровождаемое тревогой и трудностями в общении, что может стать ситуационной причиной употребления ПАВ для облегчения состояния. С другой стороны употребление ПАВ позволяет подростку идентифицировать себя с взрослыми, символизирует потребность признания обществом своей взрослости. Этого можно достичь, по мнению подростка, разрешенным взрослым поведением – курением, ранней половой жизнью, употреблением ПАВ. Также это потребление может быть вызвано желанием противопоставить себя обществу, протестом против принятых норм и правил.

Особенно велика вероятность влияния возрастных факторов в период возрастных кризисов и наличия физического и психического инфантилизма. В этом случае аддиктивное поведение формируется в подростковом возрасте на основе психологического восприятия ПАВ как средства ухода в иллюзорную реальность. Такая реакция может проявляться в любом возрасте как способ ухода от проблемы, вместо ее решения. В этом случае аддикты используют ПАВ с целью снять с себя напряжение и освободиться от неприятных переживаний. На этой основе складывается такой тип поведения, когда все жизненные проблемы уходят на второй план с помощью употребления алкоголя или других ПАВ. При этом, по мнению Б.С. Братуся, опьяняющее вещество отражает проекцию психологического ожидания человека, его актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения, создавая в сознании благоприятную картину, которую человек приписывает действию вещества, что делает ПАВ для него психологически привлекательным.

Обобщая все изложенное выше, следует отметить, что под влиянием различных факторов у человека может формироваться определенная мотивация к употреблению ПАВ. Ц.П. Короленко, Т.А. Донских выделяют следующие типы мотивации индивида к употреблению психоактивных веществ:

1. Атарактическая мотивация. Заключается в стремлении применить какое-либо ПАВ с целью смягчения или устранения явления эмоционального дискомфорта. Среди симптомов, которые в первую очередь подталкивают человека к употреблению таких веществ, оказываются страх, тревога, депрессия и их разновидности.

2. Гедонистическая мотивация. Проявляется в получении удовлетворения, испытания чувства радости от приема опьяняющих веществ на фоне обычного, ровного настроения. Таким образом, человек склонен искать в ПАВ способ ухода от реальности в иллюзорный мир, доставляющий ему наслаждение. При этом он выбирает из большого арсенала ПАВ именно те, которые обладают эйфоризирующим эффектом, способствующим быстрому и резкому повышению настроения, появлению смешливости, благодушия, радости, любвеобильности.

3. Мотивация на гиперактивацию поведения. Базисной становится потребность вывести себя из состояния пассивности, безразличия, апатии, бездействия с помощью веществ, провоцирующих необычную, запредельную живость реакции и активность. Особо важным становится стимуляция сексуальной активности и достижения «рекордных результатов» в интимной сфере.

4. Субмиссивная мотивация применения ПАВ отражает неспособ-ность человека отказаться от предлагаемого окружающими ПАВ. Страх оказаться вне коллектива, быть отверженным из него за неконформное поведение, стать «белой вороной», является базой для этого типа мотива-ции употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ.

5. Псевдокультурная мотивация. Основывается на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях личности. Человек рассматривает употребление ПАВ сквозь призму «изысканности вкуса», причастности к кругу избранных – знатоков. При этом типе мотивации в большей степени важно не само употребление ПАВ, а демонстрация этого процесса окружающим.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.