Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В настоящее время в нашей республике принята и действует Государственная програм­ма по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы на 2011–2015 годы и на период до 2020 года.






Новая Госпрограмма радикаль­но отличается от предыдущих. Ее общую на­правленность обозначил Глава государства в ходе посещения чернобыльских регионов. Это – переход от реабилитации пострадавших территорий к их активному возрождению и развитию при сохранении необходимых за­щитных мер там, где они необходимы.

Программа содержит четыре основные направления. Два из них – 1) совершенствова­ние информационной политики и 2) реализация специальных проектов – новые, направленные на возрождение. Оставшиеся два – со­средоточены на защитных мероприятиях и яв­ляются для нас привычными: 3) социальная защи­та, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения; 4) радиацион­ная защита и адресное применение защитных мер.

В списке при­оритетов программы остаются спецдиспансеризация и оздоровление населения, бесплатное питание для детей в школах, контрмеры в сельском и лесном хозяйствах, радиационный контроль и мониторинг. Так, на мероприятия по соци­альной защите, медицинскому обеспечению, санаторно-курортному лечению и оздоровле­нию пострадавшего населения в 2011–2015 го­дах выделено более 3 трлн рублей, в том числе на предоставление льгот и компен­саций – более 1 трлн рублей. На защитные ме­роприятия в сельском хозяйстве направляется 655 млрд рублей, на радиоэкологический мо­ниторинг окружающей среды и радиационный контроль – 6 млрд рублей. За пятилетку пла­нируется газифицировать более 20 тыс. жи­лых домов и квартир, провести свыше 2 тыс. км газораспределительных и водопроводных сетей, построить и реконструировать 42 арте­зианские скважины, 44 станции обезжелези­вания воды в пострадавших районах. На строительство и ремонт дорог будет направлено 380 млрд рублей, оздорови­тельных центров – 147 млрд рублей, объектов образования – 106 млрд рублей. Еще 288 млрд рублей плани-руется направить на развитие сельского хозяйства пострадавших районов.

Трансформация государственных приоритетов в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы (курс на возрождение и развитие пострадавших территорий) и подходов к его реализации оказали существенное влияние на информационную работу в данной сфере. В развитии информированности населения о негативных последствиях Чернобыльской катастрофы выделяют несколько этапов:

1) 1986–1990, когда руководители властных структур замалчивали последствия, информация о них дозировалась и не доводилась до населения полностью через прессу, радио, телевидение;

2) с середины 1990 г, когда территория Беларуси была объявлена зоной экологического бедствия, принята Гос. программа по преодолению последствий катастрофы. На этом этапе СМИ уделяли достаточно внимания деятельности гос. органов и негосударственных фондов по решению социально-экономических, радиоэкологических и медицинских проблем;

3) середина 1990 – начало 2000 гг. характеризуется определенным информационным затишьем.

За прошедшие со времени аварии годы накоплен значительный научный материал о радиационном воздействии на человека и окружающую среду, приобретен опыт реализации мер по снижению негативных эффектов этого влияния.

Так в 2003 году в Республике Беларусь была создана стратегическая основа для нового этапа постчернобыльской информационной работы с населением пострадавших территорий, органами управления и специалистами«Концепция информирования по проблемам Чернобыльской катастрофы». Ее последующая реализация происходила и происходит с участием более 20 организаций на основании ежегодных планов, которые утверждаются Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Своевременность этих действий подтверждают Доклад Чернобыльского форума ООН, План действий ООН по Чернобылю до 2016 года.

На этой основе в 2009 году БОРБИЦ по поручению Департамента разработал и поставил в 21 наиболее пострадавший район и облисполкомы трех наиболее пострадавших областей (Гомельской, Могилевской и Брестской) комплексный информационный ресурс по чернобыльской тематике – электронный справочник, в котором содержатся различные материалы, подобранные с учетом особенностей каждого района: от нормативных правовых актов до обучающих видеофильмов об особенностях проживания на загрязненных радионуклидами территориях. В этих же целях сегодня создан и активно используется белорусский информационный электронный журнал «Возрождаем родную землю» и белорусский раздел сайта РБИЦ www.rbic.by.

С 2 февраля 2011 года начала реализовываться Комплексная система информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (КСИО). Цель КСИО – системное информационное обеспечение республиканских и местных органов государственного управления Республики Беларусь о реализации государственной политики в области преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС, содействие формированию активной жизненной позиции населения, нацеленной на возрождение и развитие пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий, воспитание радиологической культуры, формирование позитивного отношения к пострадавшим районам со стороны населения незагрязненных территорий Республики Беларусь и мирового сообществ

Одним из них ведущих направлений в этой области стало создание 19 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» в учреждениях образования районов Гомельской и Могилевской областей. Всего же в настоящее время в пострадавших районах действует более 50 центров, клубов, кабинетов и других местных информационных структур, участвующих в формировании радиологической культуры населения, которые созданы в рамках различных программ и проектов.

Сегодня в Беларуси также наиболее эффективными мероприятиями по контролю состояния здоровья и социально-психологической реабили­тации населения, пострадавшего от аварии являются: со­здание центров медико-социальной помощи населению; создание специальной службы социально-психологической помощи.

С 1993 г. в стране проводилась работа по созданию сети кабине­тов и центров психолого-педагогической помощи семье и детям. В итоге организована деятельность около 20 кабине­тов и центров социально-психологической помощи респуб­ликанского, областного и местных уровней, задачами которых являются: оказание конкретной психологической помо­щи в виде индивидуального, группового и семейного кон­сультирования, индивидуальной и групповой психотерапии и психокоррекции. Центры республиканского и областного уровней осуществляют научно-методическую работу.

Из наиболее экономически целесообразных, терапевти­чески эффективных средств психологической помощи считают семейную терапию. Коррекция семейных отношений как форма оказания помощи получила широкое признание сре­ди клинических психологов, психотерапевтов, психиатров. Чаще всего используют системную семейную психотера­пию М. Боуэна, которая ориентирована на системный под­ход. В рамках этого подхода семья выступает как система, характеризующаяся специфическими связями между состав­ляющими ее элементами. Основное внимание в терапии уде­ляется анализу этих связей, степени дифференциации ее эле­ментов, наличию коалиций и подсистем. Такое понимание семьи позволяет переформулировать основные положения об­щего системного подхода применительно к семье. Их пять:

1) семья обладает своей психологической структурой;

2) семья как целое определяет некоторые свойства и осо­бенности входящих в нее элементов;

3) семейная система обладает свойством неаддитивности, т.е. не является суммой входящих в нее индивидов;

4) каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы и сам находится под влиянием;

5) семейная система обладает способностью к саморегуля­ции.

На практике при применении системной семейной терапии решают следующие задачи:

♦ осознание членами семьи роли собственных личност­ных особенностей в возникновении дисфункциональности семьи;

♦ рациональное корригирование неадекватных реакций членов семьи, что является предпосылкой восстановле­ния полноценного функционирования семьи на более высоком качественном уровне.

К универсальным задачам по реабилитации пострадавшего населения относят преодоление у каждого человека комплекса жертвы, активное включение позитивной ориентации. Формирование позитивной жизненной ориентации позволяет выработать у пострадавших, особенно у детей, осознание возможности преодоления комплекса «чернобыльца», пассивной жертвы обстоятельств катастрофы и активного формирования своей жизни, позитивного влияния на свое физическое и психичес­кое здоровье, свою судьбу.

В республике организована сеть психологических консультаций, система «кризисной» социальной помощи, в ходе которой осуществляется работа как с самими «чернобыльцами» и их семьями, так и с представителями местных властей по предотвращению или смягчению конфликтности. Социологические и психологические исследования пока­зали, что в период оздоровления психокоррекционная рабо­та является органичным продолжением проводимой систем­ной семейной терапии по месту жительства.

В связи с выраженным многофакторным воздействием Чернобыльской катастрофы у населения также воз­никает необходимость в компенсирующем психофизическом воздействии для минимизации последствий. Мощным и од­новременно щадящим, мягким психофизиологическим воз­действием является санаторно-курортное лечение. Согласно действующему законодательству лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, ежегодно предоставляется возможность прохождения санаторно-курортного лечения.

Специалисты рекомендуют использовать психокоррекционные методы и приемы с учетом научной обоснованности, эффективности и адекватности к уже сложившейся санаторно-курортной сис­теме и ее лечебным технологиям. Психокоррекционную помощь клиенты могут получить как в психологической службе территориальных центров соци-ального обслуживания населения города или района, так и в медико-психо-логических кабинетах (отделениях) местных учреждений здравоохранения.

Таким образом, стратегическими направлениями смягчения последствий катастрофы в республике признаны:

1) обеспечение населения загрязненных регионов чистыми продуктами питания;

2) улучшение системы оздоровления;

3) отселение пострадавшего населения в чистые регионы (в 1991 г. это направления являлось первоочередным);

4) повышение уровня медицинского и психологического обслуживания, организация центров социально-психологической помощи;

5) формирование радиологической культуры населения;

6) возрождение и развитие пострадавших территорий;

7) использование международного опыта и международных ресурсов в решении проблем ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Таким образом, сегодня в стране эффективно действует система мер по снижению виктимизации категории вынужденных мигрантов.

В настоящее время осуществляется рамочная программа ООН (ПРООН) по оказанию помощи Республике Беларусь в целях развития на 2011–2015 гг. Программа направлена на решение следующих вопросов:

• экономический рост и повышение уровня жизни населения;

• эффективное и подотчетное управление;

• устойчивое природопользование и охрана окружающей среды;

• реабилитация и устойчивое развитие районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

• расширение социального влияния женщин;

• трансграничное сотрудничество в области профилактики ВИЧ/СПИДа, борьбы с торговлей людьми и нелегальным оборотом наркотиков, незаконной миграцией.

На этой основе выделяются разделы программы:

Ø содействие устойчивому социально-экономическому развитию;

Ø содействие укреплению национальной системы здравоохранения;

Ø содействие обеспечению экологической устойчивости;

Ø содействие развитию национальной системы управления миграцией в соответствии с международными стандартами;

Ø содействие совершенствованию государственного управления.

В соответствии с программой со стороны ООН Беларуси будет оказана помощь в борьбе с незаконной миграцией, соблюдении международных стандартов по защите законных мигрантов (беженцев, лиц, ищущих убежища, лиц, получивших дополнительную защиту, лиц без гражданства, жертв торговли людьми, трудовых и др.) и создании новых возможностей для их интеграции в общество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.