Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные проблемы в обществе как негативное социальное явление.






Понятие «гендер» используется для обозначения социальных признаков пола человека. Когда мы говорим «пол человека», мы подразумеваем его анатомо-физиологические особенности. Когда мы говорим «гендер», мы имеем в виду социальные и культурные отличия женщин и мужчин. Культура предъявляет разные требования к пред­ставителям разного пола. «Можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система не­равенства полов».

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества.

Проблемы формирования гендерной культуры молодежи и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства (например, вопросы равноправия во всех сферах жизнедеятельности женщин и мужчин), для нашей республики, как и для других государств, являются сегодня весьма острыми.

Утверждение «Все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве» (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года) отражает только естественную природу человека. При этом игнорируется социальный ха­рактер прав, остается за скобками тот факт, что подлин­ная свобода предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей. Напомним, что законы, приня­тые в советском государстве сразу после Великой Октябрь­ской социалистической революции 1917 года, предостав­ляли советским женщинам такое количество прав, кото­рым не обладали женщины ни одной из стран планеты.

Однако юридическое закрепление разнообразных прав женщин, ликвидация правовой дискриминации по полу не нашли в полной мере своего отражения в реальной дей­ствительности. Многие правовые положения до сих пор являются всего лишь декларациями. У наших женщин нет таких же возможностей для реализации своих прав, как у мужчин, ни в экономической, ни в политической, ни в семейно-бытовой или социальной сферах. Это связано как с фактической двойной занятостью женщин, так и с са­мосознанием женщин и мужчин. Эмансипация женщин «по-советски» привела к тому, что женщины, помимо имевшихся у них испокон веков обязанностей по ведению дома и воспитанию детей, получили право на работу вне дома. С одной стороны, это дало им определенную сте­пень экономической свободы, а с другой — привело к чрезмерным физическим, моральным, психологическим перегрузкам. Ведь мужчины в большинстве своем до сих пор не считают своей обязанностью разделять в полной мере с женщинами домашнюю работу и заботу о воспита­нии детей. Это яркое свидетельство существующего ген­дерного неравенства.

«Ни в одном обществе женщины не обладают теми же возможностями, что и мужчины» (Док­лад о развитии человека за 1995 год. Программа развития ООН, Нью-Йорк, 1995). Это справедливо также и в отно­шении тех стран, которые считаются демократическими. Главная причина такого положения дел заключается в том, что подавляющее большинство людей живет в патриар­хальных обществах, а значит, по социальным правилам, установленным мужчинами. Советский Союз (и Беларусь как его часть) представлял собой типичный пример стра­ны, в которой декларировалось гендерное равенство, од­нако на деле существовала дискриминация женщин, как в общественной, так и в семейной жизни.

Социально-экономическое положение женщин вначале ХХI века в целом характеризуется ухудшением. Это проявляется в чрезмерном увеличении их трудовой нагрузки, как на производстве, так и в быту, росте женской безработицы. Женщин первыми уволь­няют, последними принимают на работу, у них более про­должительные сроки безработицы. Чтобы обеспечить нор­мальный материальный уровень жизни своей семье, де­тям, женщины нередко вынуждены браться за любую ра­боту, устраиваться на несколько рабочих мест одновре­менно. Страдает их здоровье, падает рождаемость, умень­шается продолжительность жизни. В нашей стране, где женщины составляют 53% населения, а среди работаю­щих их также больше, чем мужчин, власть страны пред­ставлена в основном мужчинами. По большому счету, в управлении нашим государством (как и во многих других государствах) не используется женский опыт, женское видение, не реализуются женские интересы.

Осознание международной общественностью пробле­мы существования коллективных прав и двойной дискри­минации женщин привело к тому, что в 1967 году ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в от­ношении женщин. А через 12 лет, в декабре 1979 года, ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дис­криминации в отношении женщин, которая получила на­звание «билль о правах женщин», или «Женская конвен­ция». Советский Союз ратифицировал эту конвенцию в числе первых. На территории БССР она обрела юридиче­скую силу в сентябре 1981 года.

Однако содержание этого документа долгое время мало кому было известно. Только в начале 90-х годов XX столе­тия, когда в Беларуси, как и в России, начало развиваться женское движение, этот документ оказался востребован­ным. Он был опубликован в нескольких женских изданиях, и его стали пропагандировать.

В 1993 году на Всемирной конференции по правам че­ловека, которая состоялась в Вене, была принята Венская Декларация и Программа действий. В них подчеркивалось, что права женщин — это неотъемлемая часть прав челове­ка. Особое внимание уделялось вопросу о предотвращении насилия в отношении женщин. Указывалось на такие ас­пекты, как домашнее насилие, сексуальные домогатель­ства на рабочем месте, эксплуатация и торговля женщи­нами, дискриминация по признаку пола при совершении правосудия. В этом же году ООН приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин. Согласно Декларации, государства — члены ООН — обязывались включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию о насилии в отношении жен­щин и о том, какие меры предпринимаются в стране для его искоренения.

Учитывая масштабы распространения насилия и гло­бальность его искоренения, Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала правительствам всех стран установить пра­вовые санкции за совершение насильственных актов в от­ношении женщин. С 2001 по 2003 год наша страна была вовлечена в Региональную информационную кампанию в защиту прав женщин жить без насилия, организованную UNIFEM на территории 8 стран СНГ и Литвы. В рамках кампании проходили международные рабочие встречи и конференции, на которых обсуждались правовые механиз­мы по искоренению насилия. Некоторые страны уже име­ют законы или законопроекты о домашнем насилии и его предотвращении. Например, Украина стала первой стра­ной на постсоветском пространстве, где такой закон на­чал действовать с осени 2001 года. Другие примеры: Ка­захстан и Кыргызстан, где тщательно готовились такие законопроекты, принятые позже. Беларусь в лице своих полномочных представителей взяла на себя обязательство подготовить законопроект о домаш­нем насилии и принять его в установленном порядке.

Проблема насилия в отношении женщин в нашей стра­не, как показывают исследования, является острой. Со­гласно уголовной статистике, женщины страдают от всех видов преступлений: они являются жертвами изнасилова­ний, умышленных убийств и покушений на убийство, умыш­ленных тяжких и менее тяжких телесных повреждений.

Проблемная ситуация состоит в слабом осмыслении на уровне общественного мнения в целом проблемы насилия против женщины как социальной проблемы. Данный фе­номен понимается населением весьма упрощенно, чаще всего как сексуальное или физическое насилие в тяжких формах. Вместе с тем, насилие имеет разные формы проявления и последствия пережитого насилия очень серьезны как для женщин, так и для всего общества в целом.

Социологическое исследование 2002 года, проведенное при поддержке UNIFEM по национальной выборке, по­казало, что почти три четверти взрослого населения при­знают существование домашнего насилия над женщиной в нашей стране. Большинство жителей достаточно хорошо представляют себе опасность последствий, которую несет с собой это насилие. 80, 6% жителей Беларуси согласны с тем, что женщина, страдающая от разных видов насилия, испытывает стресс с последующей психологической трав­мой. 58, 8% населения считают, что в результате пережитого насилия здоровье женщины в целом ухудшается. Чет­вертая часть населения считает, что в результате насилия женщина не сможет рожать, станет плохой матерью. Пя­тая часть считает — что это приводит к разрушению семьи. Для общества домашнее насилие над женщиной оборачивает­ся снижением рождаемости, ухудшением условий воспи­тания детей, ростом разводов. Причем женщины признают это чаще, чем мужчины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.