Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный статус семьи и ее функции. Компоненты социальной адаптации семьи.






В современном меняющемся мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности семейного воспитания становятся объективными (социальными) факторами виктимизации, содержащими в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой.

Среди объективных факторов виктимизации особое место принадлежит семье. Она играет важнейшую роль в социализации личности. Уникальность положения семьи состоит в том, что она выступает институтом, микрофактором, агентом социализации, а также сочетает в себе действия традиционного и институционального механизмов социализации (И.С. Кон, М.Г. Андреева и др.).

В педагогике существуют различные классификации функций семьи. Рассмотрим одну из классификаций функций семьи, касающуюся, прежде всего, воспитания и развития детей:

· репродуктивная функция – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода;

· экономическая и хозяйственно - бытовая функции связаны с обеспечением материального уровня жизни семьи, организацией быта и домашнего хозяйства;

· функция первичной социализации проявляется в том, что семья, являясь важнейшим фактором социального воздействия, конкретной социальной микросредой, оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

· воспитательная функция обусловлена влиянием всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Воспитательное воздействие определяется природой отношений родителей к детям, сознательной заботой старших о младших, характером предъявляемых к ребенку требований и разумной опекой, личным примером родителей;

· рекреационная и психотерапевтическая функции, смысл которых заключается в предоставлении ребенку психологической защиты,
в создании ситуации полного принятия ребенка.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема социальной адаптации семьи в общество, так как от успешности разрешения этой проблемы зависит, станет ли она фактором виктимизации личности ребенка или благополучной средой его социализации. В качестве основной характеристики семьи в процессе социальной адаптации выступает ее социальный статус.

Социальный статус представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. При этом в числе индивидуальных характеристик членов семьи следует назвать социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых и особенности развития ребенка (возраст, интересы, способности, поведенческие отклонения, патологические привычки, речевые и психические нарушения, уровень интеллектуального, психического и физического развития в соответствии с возрастом ребенка, успешность общения и обучения и др.).

Структурные характеристики семьи включают информацию о наличии брачных партнеров (полная, формально полная, неполная),
о стадиях жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая), порядок заключения брака (первичный, повторный), количество поколений в семье (одно или несколько), количество детей (однодетная, малодетная, многодетная). В перечисленных характеристиках семьи кроются как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска и виктимизации детей.

Как показывает анализ социально-педагогической практики, существуют четыре разновидности социального статуса семьи: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный, ситуационно-ролевой. Представленные разновидности статусов характеризуют семью в определенный временной период в процессе ее социальной адаптации.

Исходя из этого, структуру процесса социальной адаптации семьи в целом можно представить следующим образом:

 

Социально-эконо-мический статус
Общая культура семьи
Психологический климат семьи
Ситуационно-ролевая адаптация
Материальное положение семьи
Социально-психоло-гический статус
Социальная адаптация
Социокультурный статус

 

 


Как видно из схемы, первый компонент социальной адаптации семьи – это ее материальное положение. Оно характеризуется уровнем доходов семьи, ее жилищными условиями, предметным окружением, что составляет социально-экономический статус семьи, который может быть низким (невозможность удовлетворить базисные потребности в пище, одежде, плате за жилье), средним (удовлетворение базисных потребностей, но невозможность удовлетворить досуговые, образовательные и другие социальные потребности), высоким (удовлетворение базисных и социальных потребностей с превышением социальных норм в два и более раза).

Второй компонент социальной адаптации семьи, ее психологический климат, – этоустойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к окружающим людям и событиям, что в итоге составляет социально-психологический статус семьи. Названный статус семьи тоже может быть высоким, средним и низким. Он включает уровень тревожности, эмоциональный комфорт, степень взаимного понимания и уважения, степень помощи и сопереживания, характер и место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи окружению.

Третий компонент социальной адаптации семьи – ее общая культура, которая характеризуетсоциокультурный статус семьи, также имеющий высокой, средний или низкий уровни. Социокультурная адаптация семьи считается высокой, если семья имеет свои традиции и обычаи, широкий круг интересов, развитые духовные потребности, рационально организованный быт и разнообразный досуг; при этом семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

Четвертый компонент социальной адаптации семьи – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. Ситуационно-ролевой статус семьи будет высоким, если семья проявляет высокую культуру и конструктивно решает проблемы ребенка. Если в отношении к ребенку преобладает акцентуация на его проблемах, такой ситуационно-ролевой статус будет средним. В случае игнорирования проблем ребенка или же негативного отношения к нему в сочетании с низкой культурой семьи ее ситуационно-ролевой статус будет низким.

В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее социальным статусом, ценностными ориентациями, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья, формируется личность ребенка. Однако на всех этапах развития ребенка в семье как на него самого, так и на его родителей постоянно воздействуют различные факторы социальной среды, которые могут оказывать и оздоровляющее, и дестабилизирующее воздействие на основную функцию семьи – воспитательную. При оптимальных условиях воспитания эти воздействия могут быть нейтрализованы социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных условиях эти факторы «катализируют» вредное влияние, приобретают негативную направленность, что способствует превращению семьи в виктимогенный микросоциум, а дети и подростки становятся реальными жертвами социализации. Это является почвой возникновения девиантного поведения, а в качестве объективного фактора виктимизации выступает нарушение семейных отношений.

На этой основе все семьи можно разделить на следующие категории: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в помощи социального педагога, так как быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают проблемы его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные и снижающего адаптивные способности этих семей (неполная семья, малообеспеченная семья, семья переселенцев или беженцев, семьи, где родители – инвалиды, семьи, где родители – верующие и т. д.).

Исходя из проблемы семьи как виктимогенного фактора развития личности ребенка, особое внимание следует уделить неблагополучным семьям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.