Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы построения и методическое обеспечение элективного курса






Элективный курс построен на основании следующих принципов:

- принцип научности (использованы актуальные теории и концепции, позволяющие создать целостное представление о безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальной опасности.);

- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в области социальной безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся.

- принцип гуманистичности (основой программы является человек и забота о его безопасности в условиях современного социума)

- принцип междисциплинарности (в программе рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных общеобразовательных дисциплин школьного курса)

- принцип проблемности (в содержании программы отражены проблемы общественной и личностной безопасности жизнедеятельности, возникающие в результате взаимодействия человека и общества в условиях социальной опасности).

При реализации элективного курса основное внимание учителя обращается на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же практических навыков поведения в условиях социальной опасности.

В конце изучения каждого из разделов рекомендуется провести с учащимися семинарское занятие, на котором обобщается и систематизируется изученный материал. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию раздаются учащимся заранее.

По окончании изучения курса учащиеся готовят и защищают рефераты по предложенным учителем темам.

Несомненно, внедряя авторскую программу, учитель сталкивается с трудностями методического обеспечения образовательного процесса. Ведь идея должна быть подкреплена материальным наполнением как для учащихся, так и для учителя. Для решения этой проблемы мною предлагается Учебно-методический комплект, состоящий из Программы элективного курса, в пояснительной записке к которой излагается концепция элективного курса, его цели и задачи, а так же приводится тематическое планирование.

Вторым компонентом является Пособие для учащихся, состоящее из 26 параграфов, в которых раскрывается содержание изучаемых разделов. Данное пособие составлено в соответствии с современным положением дел в науке, в нём рассматриваются примеры из новейшей истории России, будь-то российско-грузинский конфликт, приведший к гуманитарной и социальной катастрофе в Южной Осетии, а в результате и к провозглашению независимости Южной Осетии и Абхазии, или нынешний экономический кризис, социальные последствия которого уже ощутило большинство россиян.

Третий компонент – это Рабочая тетрадь, в которой к каждому параграфу Учебного пособия учащимся предлагаются задания для самостоятельного выполнения, ориентированные как для подготовки домашних заданий, так и на работу в классе. Там же приведены вопросы, выносимые на обсуждение на семинарских занятиях и темы рефератов для защиты по окончании изучения элективного курса.

Для учителя предлагается CD-rom с мультимедиа-презентациями, которые позволят повысить мотивацию учащихся к изучению определённой темы, а так же наглядно сделать акцент на той или иной обсуждаемой проблеме.

Рассматривая систему работы с учащимися, кроме проведения традиционных типов уроков я предлагаю использовать:

- метод защиты проектов (например, после изучения теоретических основ социальной безопасности предлагается следующее задание к семинарскому занятию:

Мы живём в цивилизации, которую можно охарактеризовать как ростовщическую. А этот тип социальных отношений порождает огромную, не виданную прежде, социальную несправедливость. Именно здесь лежат истоки терроризма, коррупции, наркомании, бандитизма, экологической деградации планеты…

Вам предлагается создать проект «Общество социальной безопасности». Сущность проекта в том, что каждый сформулирует своё видение такого «идеального» общества «социальной безопасности». Заведомо предполагается, что построение такого общества, лишённого социальных опасностей, достижимо.

В ходе подготовки к реализации проекта дома попытайтесь обдумать ответы на следующие вопросы:

1.Возможно ли существование идеального социума социальной справедливости, где не будет недовольства?

2. Возможно ли индивидуальное выживание в обществе социальной несправедливости?

3. Кто действительно по-настоящему может гарантировать социальную безопасность людей в обществе?

4. Как избавить общество от криминала, мошенников, бандитов и убийц? Будет ли выходом посадить все криминальные элементы в места заключения или на их месте неизбежно будут появляться новые? Как сделать всех людей законопослушными?

5. Как избавить общество от социальных пороков наркомании и пьянства?

6.Возможно ли искоренить терроризм?);

- уроки-диспуты (при изучении религиозных сект);

- уроки-практикумы (например, задания такого типа: используя изученные способы психологической самозащиты, проиграйте с одноклассниками следующие ситуации:

Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя.

Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.

Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.

В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.);

- уроки-экскурсии (в ОВД, МЧС, отдел социальной защиты населения, в центр занятости населения);

- семинарские занятия;

- интегрированные уроки ( поскольку основы безопасности жизнедеятельности являются интегрированной образовательной областью, тесно связанной абсолютно со всеми школьными дисциплинами. Так, например, при изучении современной демографической ситуации в России или изучении миграции населения как дестабилизирующих факторов целесообразно провести интегрированный урок совместно с учителем географии, при изучении причин появления социальных опасностей целесообразна интеграция с обществознанием, не говоря уже об изучении раздела «Информационная безопасность», где компьютер является одновременно и источником опасности, и средством получения новых знаний).

В своей работе кроме традиционных педагогических технологий я стараюсь использовать технологию сотрудничества с учениками, где в ходе конструктивной беседы, а нередко и диспута, мы приходим к единому мнению по изучаемым вопросам. Личностно-ориентированный подход позволяет избежать морального травмирования ребёнка при изучении ситуаций, в которых дети нередко уже оказались по вине общества и родителей. Использование ИКТ позволяет диверсифицировать процесс изучения материала и получить доступ к нужной и важной информации с помощью Интернета.

Содержание элективного курса






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.