Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути решения проблем обучения информационной безопасности на основе сервисов обучения






Напомним, что первый источник проблем в обучении информатике и ИБ в системе ВПО в настоящее время по нашему мнению состоит в неоправданно большой доле лабораторных и практических занятий в ущерб лекционным. Если даже предположить, что доля лекционных занятий возрастет, то при этом возникнут другие проблемы. Лекции с использованием лишь мела и доски эффективными не будут. Лектору придется рисовать на доске, например, окна Windows-приложений, пиктограммы, меню. Плакаты на бумажной основе выхода не дадут. В случае обучения информатике, ИТ и ИБ, во-первых, их потребуется очень большое количество, во-вторых, они быстро устареют.

В современной научно-педагогической литературе рассматриваются такие формы занятий, как видео-аудио лекции [28], т.е. лекции с применением современных видео-аудио средств. Но видео-аудио записи не в цифровом формате не могут оперативно редактироваться преподавателем. Следовательно, нужны средства непосредственной демонстрации обучаемым файлов с компьютера лектора. Ими могут быть, например, несколько телевизоров или большой экран и мультимедийный проектор, соединенные с компьютером лектора.

А как студенты смогут записать такой материал в конспекте? Система беспроводной сети WiFi для передачи файлов между личными портативными компьютерами студентов и преподавателей решит и эту проблему. Однако широкое распространение такого оборудования в сфере образования России - дело будущего.

А в настоящее время обучение информатике, ИТ и ИБ студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей, а также многих других студентов проводится почти полностью в форме лабораторных и практических занятий в компьютерных классах, оснащенных обычными настольными ПК. В этих условиях мы предлагаем трансформацию лабораторного или практического занятия в занятие комбинированное, т.е. делающее возможным получение новых знаний студентами, закрепление этих знаний, выработку соответствующих умений и навыков при выполнении практических заданий.

При этом механическое соединение в одном занятии фрагментов обычной лекции и фрагментов лекционно-практического занятия к успеху не приведет. Например, проведение фрагмента обычной лекции в условиях компьютерного класса, как показал наш опыт, опыт наших коллег, скорее всего эффективным не будет. Студенты будут обращать больше внимания на компьютеры, чем на преподавателя. Доски в компьютерном классе часто нет, преподаватель в процессе объяснения студентам учебного материала будет пользоваться для демонстрации одним из компьютеров. Большинство студентов при этом ничего не увидят и не поймут.

А использование специально разработанных СО позволяет педагогу органически объединить эти фрагменты в одном занятии без описанных выше проблем. Заметим, что эти СО практически реализуют предложенные в документе " Концепция информатизации сферы образования РФ" [91] модели взаимодействия с ПК на занятиях (см. стр. 116). Нам представляется целесообразным рассматривать все эти СО как единый сервис комбинированного занятия в компьютерном классе (СКЗКК).

Здесь уместно вспомнить об описанном выше четвертом источнике проблем в обучении информатике и ИБ в системе ВПО, который по нашему мнению состоит в том, что во многих вузах практически не внедряются методические новации, предлагаемые для обучения информатике и ИТ. Упомянем в связи с этим 3 обстоятельства:

1. Внедрение сложной методической системы (а именно такие новации обычно и предлагаются) педагогу не под силу, а администрация скорее всего тоже этим заниматься не будет. А СО практически любой преподаватель информатики и ИБ в системе ВПО осознанно или неосознанно внедрял, внедряет и будет внедрять. Поскольку СО создается им самим или его коллегами под некоторую насущную задачу. В условиях описанных выше проблем у преподавателя просто нет другого выхода.

2. Большинство широко известных педагогических новаций оптимизированы для применения в определенных условиях с учетом личностных и профессиональных особенностей их авторов. Другому педагогу чаще всего не имеет смысла использовать такую новацию полностью. Но он скорее всего будет использовать СО, включающие фрагменты такой новации, если они дадут ему механизмы реализации стоящих перед ним задач.

3. Упомянутые выше модели взаимодействия с ПК на занятиях из документа " Концепция информатизации сферы образования РФ" [91] мы и наши коллеги практически использовали только как механизмы решения той или иной задачи, реально перед нами или нашими коллегами стоявшей, т.е. только в рамках того или иного СО.

Наш сервис регулирования ресурсов и структурирования (СРРС) разрабатываемого СО помогает эти обстоятельства учесть.

Теперь рассмотрим описанный выше третий источник проблем в обучении информатике и ИБ в системе ВПО. По нашему мнению он состоит в недостаточном учете психологических особенностей студентов. Многие из наших работ [1, 2, 5, 9-14] посвящены исследованиям психологических особенностей студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей и возможным путям учета этих особенностей при обучении их информатике, ИТ и ИБ. Мы рассматривали пути активизации различных видов мышления и интеллекта обучаемых [112, 119, 152, 161] на основе идей Б.М.Теплова, Дж.Гилфорда, П.Линдсея, К.Халла, Р.Томпсона, А.Н.Леонтьева, теорий обучения П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, психологических типологий Гиппократа, И.П.Павлова, К.Г.Юнга, Э.Фромма, У.Шелдона, Э.Кречмера, теории черт личности Г.Оллпорта, Г.Айзенка, Р.Кеттела. По мнению ученых-педагогов, специально исследовавших проблему учета психологических особенностей студентов при обучении их математике, информатике, ИТ и ИБ, наиболее применимой практически к методике проведения занятий [10, 12, 62, 150] является типология, связанная с доминированием левого или правого полушария мозга. Именно с этой типологией связаны многие научные исследования [112, 114, 142] от середины XIX века до наших дней. Такие исследования в частности проводили П.Брока, К.Г.Юнг, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Р.Сперри [62, 98], С.Спрингер, Г.Дейч. За эти исследования Р.Сперри в 1981 г. была присуждена Нобелевская премия.

На основе этого научного материала в процессе наших научных исследований были сформулированы понятия наглядно-образных методов обучения, многоканальной коммуникации обучающего и обучаемых на занятии. Были предложены пути практической реализации соответствующих этим понятиям идей. В результате мы имеем сервис двух каналов коммуникации (СДКК) при обучении.

Описанный выше второй источник проблем в обучении информатике, ИТ и ИБ состоит в исключительной динамичности современного научно-технического прогресса и процессов информатизации общества. В связи с этими обстоятельствами уместны следующие вопросы:

1) Не будет ли при этих переменах периодически пропадать интеллектуальный и физический труд педагога, затраченный на разработку и реализацию СО?

2) Сможет ли педагог при использовании СО корректировать содержание обучения более оперативно, чтобы оно не так сильно отставало от развития науки и современных технологий?

3) Способы ли СО разгрузить педагога при подготовке к занятиям от репродуктивной деятельности в пользу продуктивной?

4) Сможет ли педагог при использовании СО разгрузить студента от репродуктивной деятельности при обучении в пользу продуктивной?

Ни на один из этих вопросов однозначно дать ответ " да" или " нет" нельзя. В принципе, возможно и неудачно разработать СО, возможно и неудачно его применить, также возможно и не увидеть способов его корректировки, даже если эти способы и существуют. Слишком многое в каждом конкретном случае зависит от методики разработки, применения и корректировки СО, конкретных условий его использования, степени его освоения педагогом и студентами, индивидуальных особенностей педагога, особенностей аудитории.

Положительные ответы на сформулированные выше вопросы с большой вероятностью могла бы дать опора на ТОС [150] при разработке, применении и корректировке СО. Подробнее о ТОС мы будем говорить в следующем разделе нашей работы, где будет представлена методика разработки, применения и корректировки СО обучения ИБ. Здесь мы скажем об этой теории кратко. Современную эпоху в развитии информатики и ИТ крупнейшие специалисты называют эпохой открытых систем [41, 117], а ТОС считают методологическим ядром современной информатики и ИТ. Системы, разработанные в соответствии с принципами ТОС называют открытыми системами. Открытыми системами могут быть, например, ТС, ПС, стандарты, спецификации.

При разработке, например, проекта информатизации некоторого предприятия ввиду исключительной динамичности современного научно-технического прогресса возникают вопросы, похожие на приведенные выше. Не пропадут ли даром в очень недалеком будущем наши средства, вложенные сегодня в компьютеры, коммуникационные сети, программы, обучение сотрудников? Не придется ли в очень недалеком будущем нашим сотрудникам вновь вручную вводить все наши данные уже в другие компьютеры? Станет ли труд наших сотрудников более продуктивным в результате реализации этого проекта? Опора на ТОС при разработке и реализации проекта позволяет с большой вероятностью дать положительные ответы на эти и подобные им вопросы.

ТОС позволяет экономить материальные и интеллектуальные ресурсы при разработке и эксплуатации информационных систем в условиях исключительной динамичности современного научно-технического прогресса. Она достаточно просто распространяется на область материального производства, значительно сложнее - на гуманитарные области, область науки, искусства. Существуют исследования по ее адаптации к методике обучения информатике в высшей школе. ТОС положена в основу нашей авторской методики разработки, применения и корректировки СО.

В заключение о путях преодоления специфических проблем обучения ИБ. Наш опыт показывает, что СО для изучения всех разделов ИБ, которые нам приходилось преподавать, можно построить так, что они не будут создавать проблем ИБ вуза. При этом отдельные разделы ИБ требуют весьма изощренных СО, чтобы не войти в конфликт с существующей политикой ИБ вуза. Их реализация требует значительных материальных затрат. В случае корректировки политики ИБ вуза этих затрат не потребовалось бы, но ни в одном вузе из охваченных нашим педагогическим экспериментом ни сетевые администраторы, ни службы ИБ на какую-либо корректировку политики ИБ не согласились.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.