Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы совершенствования техники свободного боя






Выпуск 4. Обучение свободному бою - технические задачи

Общие принципы совершенствования техники свободного боя

Подготовительные этапы обучения свободному бою были связаны с выполнением основных технических действий в боевой стойке, а также с начальными формами взаимодействия партнеров в базовых стойках (условные спарринги на 3 шага и на 1 шаг – самбон – и иппон-кумитэ). Собственно техника свободного боя начинается с учебных схваток в боевых стойках (якусоку-кумитэ). Первоначально решаются относительно простые задачи, знакомые по работе в самбон- и иппон-кумитэ, где использовались основные стойки. Однако переход к учебным схваткам в боевых стойках создает новые условия для проверки, закрепления и совершенствования приобретенных ранее навыков. Постепенно тренировочный процесс все более усложняется.

Учебные схватки в боевых стойках – наиболее многочисленная группа условных спаррингов, начиная от спарринга на 1 шаг (якусоку-иппон) до освоения в парах свободных форм комбинационной техники. В этих схватках решаются разные задачи, связанные с правильным и быстрым выполнением технических действий, с подготовкой к удержанию инициативы в атаке, защите, контратаке, опережающей атаке и т.п. Однако, пожалуй, важнейшая задача – это выработка умения координировать все действия с оптимальной для данного момента дистанцией, способности управлять дистанцией (резко сокращать или разрывать ее, делать уходы и пр.).

Исходная «правильная» дистанция в учебных спаррингах составляет расстояние около 1 шага между находящимися впереди ногами партнеров. В результате партнеры оказываются вне досягаемости удара ногой с места. Для атаки ногой, находящейся сзади, требуется подшаг другой ногой вперед, для атаки ногой, находящейся впереди, – подскок к ней ногой, находящейся сзади, а для атаки рукой требуется глубокий выпад с ноги, находящейся впереди, в дзэнкуцу-дати.

Контролируя дистанцию, каждый партнер в момент атаки другого может выполнять следующие действия:

– защищаться с синхронным отходом в боевую стойку, чтобы сохранить исходную безопасную дистанцию (как если бы между партнерами была невидимая связывающая их распорка); аналогично синхронно восстанавливается дистанция после отхода партнера, завершившего атаку;

– блокировать на месте или со смещением в сторону и контратаковать;

– с выходом вперед проводить опережающую блокировку с почти мгновенной (синхронной) контратакой.

На начальном этапе работы в парах в боевых стойках отрабатывается защита на отдельные удары. Это прежде всего цуки, маэ-, маваси-, ёко-, усиро-маваси-гэри, а также низкий круговой удар в бедро голенью (гэдан маваси-гэри или «лоу-кик»). На последующих этапах осваиваются формы контратак и обманных атак.

Общая логика поэтапного формирования необходимых навыков может быть представлена следующим образом:

а) атака – защита;

б) атака + защита + контратака;

в) обманная атака + реальная атака – защита + контратака.

При выполнении ударов руками следует всегда обращать, внимание на работу ног (описанную в выпуске 3), а также на отклонение тела с линии атаки, чтобы сохранить баланс и расстояние, необходимое для контратаки. Блокировка ударов, наносимых руками и ногами, должна проводиться четко, чтобы сохранить боевую стойку и уверенно из нее контратаковать. В момент контратаки нельзя «вязнуть» в противнике, а следует контролировать сами действия и дистанцию. Атака должна заканчиваться резким отходом от противника.

Прорабатывая технические элементы в парах, надо начинать с медленного темпа, постепенно увеличивая скорость. Сознательная реакция на определенные удары должна постепенно перерасти в бессознательные автоматизированные навыки. В спаррингах необходимо постоянно контролировать себя в способности вести схватку, сохранять боевую стойку и равновесие.

Жесткие спарринги также включаются в тренировку, поскольку спортсмены должны почувствовать динамику реального боя и воспитывать в себе стойкий характер. Однако они могут привести к травмам и слишком часто проводить их не следует.

Учебные тренировочные схватки должны проводиться легко, с постоянной проработкой боевых заданий. Сильные удары применяются во время проработки технических приемов в моменты, известные обоим партнерам. Это позволяет и выполнять на нужной дистанции сильные удары, и учиться реальной защите. В тренировочных спаррингах партнеры должны по-товарищески помогать друг другу, давая возможность правильно нападать и защищаться. Одним из первых условий для уверенных и безопасных действий партнеров является строгое соблюдение правильной дистанции и принятого темпа выполнения приемов, который будет возрастать по мере совершенствования необходимых навыков.

В учебных схватках, в соответствии с конкретными задачами, используются разные формы тренировки и приемы обучения. В зависимости от роста мастерства спортсменов, задачи все больше усложняются, ограничений становится все меньше, и схватки приближаются к свободному бою. Следует учитывать, что усложнение технических заданий, в частности, наработка комбинационной (защитной и атакующей) техники имеет непосредственное отношение к задачам тактическим. В связи с этим более детальная характеристика и иллюстрация на примерах некоторых видов и форм работы в парах включена в следующий выпуск серии, посвященный тактическим задачам. Вместе с тем, в реальном процессе обучения технические и тактические задачи по существу всегда сливаются.

В методических целях, учитывая постепенное усложнение заданий в учебных схватках, можно выделить ряд этапов и форм спарринговой подготовки.

В соответствии с конкретными задачами, возникающими в ходе подготовки к свободному бою, производится отбор и группировка соответствующих форм спарринговой учебно-тренировочной работы.

Систематизация и группировка учебных схваток может осуществляться на разных основаниях, по разным принципам. Дать исчерпывающую картину чрезвычайно сложно. Вместе с тем, необходимо выделить наиболее важные в практическом отношении группы учебных схваток. Они разграничиваются по разным критериям, но дополняют друг друга и в целом охватывают достаточно широкий круг задач подготовки к ведению свободного боя.

Первую большую группу составляют базовые учебные схватки на развитие собственно спарринговой техники.

Вторая группа схваток, очень специфичных для атлетического стиля Кёкусинкай – так называемые «непрерывные» спарринги, развивающие автоматизм действий и специальную выносливость.

Третья группа охватывает спарринги на особые виды технических заданий. В крупном плане они подразделяются на мягкие (в том числе бесконтактные) игровые спарринги, спарринги на развитие скорости и реакции (бесконтактные или с легким контактом), жесткие спарринги с полным контактом, а также условные схватки с несколькими партнерами

Названные группы (и подгруппы) учебных схваток и составят основное содержание настоящего выпуска. Однако прежде чем переходить к характеристике разных видов учебных схваток, необходимо сосредоточить внимание на «азбуке» свободного боя – на защитно-контратакующих действиях. Знакомство с ними позволит лучше понять последующие описания, а также самостоятельно восполнить то, что невозможно было включить в данный выпуск.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.