Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала социального самоконтроля

 

В научной и научно-популярной литературе не раз отмечалось, что некоторые виды невербального поведения, такие как голос, прикосновения ииспользование индивидуального пространства, играют важную роль в коммуникации. Более того, многие исследования убеди­тельно доказывают, что большая часть информации об аффективных состояния/ личности, ее статусе и установках, корпоративном или кон­курентном стиле общения и интимной стороне личности выражаются и точно передаются окружающим с помощью экспрессивного поведения

Интерес к невербальному экспрессивному поведению проистека­ет из убеждения, что это поведение может не подчиняться сознатель­ному контролю и может функционировать как «трубопровод», переда­ющим истинное «Я»- личности. Хотя невербальное поведение часто и неподчиняется попыткам сознательной цензуры, имеется много доказательств того, что индивиды могут произвольно выражать различные эмоции с помощью вокального и/или мимического экспрессивного по­ведения, таким образом, что их экспрессивное поведение может быть точно интерпретироваться наблюдателем. Фактически, многие иссле­дователи считают, что способность управлять своей экспрессией и контролировать ее является необходимой предпосылкой для эффекти­вного социального и межличностного функционирования. Так, Goffman (1955) сравнивает социальное взаимодействие с театральным пред­ставлением или «цепью» вербальных и невербальных экспрессивных актов, которыми человек управляет с целью сохранить соответствие между ситуацией и сроим поведением Такое управление собой требу­ет определенного репертуара мимических средств, осознания того, как окружающие интерпретируют то или иное действие, желания управ­лять социальной атмосферой и желания использовать этот репертуар экспрессивных тактик. В том, что касается сферы эмоций, Ekman (19П1) предположит, что индивиды обычно применяют контроль над своей мимической экспрессией, чтобы усилить, ослабить, нейтрализо­вать или замаскировать выражение того, что они чувствуют, в соот­ветствии с розничными нормами социального поведения.

Существуют индивидуальные различия в той степени, в которой индивиды могут управлять и управляют своей самопрезентацией, экс­прессивным поведением и невербальным аффективным поведением Например, профессиональный актеры могут изобразить то, что другие не cv'op/t. политики хорошо знают, как важно сделать нужное лицо в нужный момент и т.д.

1. Определение понятия

В русле изучения поведения человека в социальных ситуациях в зарубежной психологии возникло и стало широко использоваться понятие self-monitoring. Оно обозначало два взаимосвязанных процесса: самонаблюдение и самоконтроль, целью которых является достиже­ние социальной приспособленности. В некоторых источниках самокон­троль заменяется самоуправлением и самооценкой и, таким образом, self-monitoring включает в себя три компонента. При переводе понятия self-monitoring на русский язык возникли трудности в подборе термина, наиболее точно отражающего все перечисленные выше процессы. В данном руководстве нами предлагается рабочий термин «социаль­ный самоконтроль» (СС). Во всех последующих описаниях понятие «социальный контроль» употребляется вместо понятия self-monitoring и имеет ту же структуру

В основе разработки концепции социального самоконтроля лежит потребность в предсказании поведения человека в социальных ситу­ациях. Было обнаружено, что традиционный психодиагностический подход — предсказание поведения индивида в зависимости от особен­ностей его личности — далеко не всегда оказывается верным. Лишь у части людей поведение можно достаточно точно прогнозировать, опи­раясь на их личностные установки, черты и предрасположенности. У другой части, наоборот, поведение определяется требованиями си­туации и в минимальной степени соответствует личностным установ­кам и ценностям.

M.Snuder предположил, что эти индивидуальные различия обус­ловлены различной выраженностью социального самоконтроля, и опи­сал особенности лиц с высоким и низким уровнем развития этого каче­ства. Уровень социального самоконтроля, согласно M.Snuder, опреде­ляется тем источником информации, который индивид использует для управления своим поведением. Лица с высоким уровнем СС опирают­ся на информацию о ситуационной адекватности того или иного пове­дения, а лица с низким уровнем СС учитывают собственное внутрен­нее состояние, свои установки и предрасположенности

Таким образом, под социальным самоконтролем понимается спо­собность человека управлять своим поведением и выражением своих эмоций. Желая предстать перед окружающими в том или ином образе и руководствуясь своим пониманием социальной приспособленности, человек в каждой ситуации использует те или иные средства вербаль­ного или невербального самовыражения. Легкость и адекватность ис­пользования этих средств обусловлены уровнем социального самокон­троля

Для диагностики индивидуальных различий в уровне социального самоконтроля была разработана Шкала социального самоконтроля (M.Snuder, 1974). Этот опросник неоднократно использовался в раз­личных исследованиях, результаты которых дают дополнительную ин­формацию о проявлении СС. В частности, в исследовании M.Snuder и S Gangestad было обнаружено, что индивиды с высоким социальным самоконтролем тем охотнее включаются в какую-либо социальную ситуацию, чем болей четкие требования предъявляет эта ситуация к по­ведению Например они выбирают ситуацию, требующую проявления общительности в какой-либо конкретной форме, а не ситуацию, требу­ющую проявлении общительности вообще В то же время, индивиды с низким социальным самоконтролем не различают эти два вида ситу­ации, и: < готовность включиться зависит только от того, соответствует ли ситуация особенностям их личности в упомянутом примере экстра­верты выпирают обе ситуации, а интроверты обе ситуации отвергают.

В работе Miell и М Le Voi изучалось влияние уровня социально­го самоконтроля на взаимодействие в парах друзей и незнакомых. Ре­зультаты показали, что степень знакомства с собеседником никак не влияет на проявление социального самоконтроля в ходе общения. Это предполагает, что уровень СС является личностно стабильным каче­ством, проявляющимся с равной вероятностью в различных обстояте­льствах

Другие авторы Briggs, Cheek и Buss (1980) провели факторный анализ по результатам ответов на Шкалу социального самоконтроля и обнаружили, что 25 пунктов шкалы распадаются на три фактора. На основании этих факторов были созданы три подшкалы. В первую подшкалу, Направленность на других, вошли пункты 2, 3, 6, 7, 13, 15, 16, 17. 19, 23 25. Эта подшкала измеряет степень, в которой испыту­емый о своем поведении руководствуется поведением окружающих. По содержанию эта подшкала наиболее близка к конструкту, измеря­емому всей Шкалой социального самоконтроля. Во вторую подшкалу вошли пункты 12, 14, 20, 21, 22, 23. Эта подшкала получила название Экстраверсия, она измеряет степень выраженности соответствующего качества Третья подшкала, получившая название Игра (вопросы 5, 8, 18, 20 и 24), измеряет степень проявления актерских способностей ин­дивида в повседневной жизни.

2. Шкала социального самоконтроля (ШСС). 2.1. Разработка опросника.

Шкала социального самоконтроля (Self-Monitoring Scale) была разработана в 1974 году американским психологом из Миннесотского университета Марком Слайдером Целью автора было создание опросника для измерения индивидуальных различий в способности челове­ка управлять своим поведением и выражением своих эмоций В основу опросника был положен список из 41 утверждения, которые затрагивали

а) озабоченность социальной пригодностью своего образа (на­пример: «На вечеринках или собраниях я не стараюсь говорить или делать то, что нравиться другим»);

 

b) внимание к характеристикам ситуации, с учетом ко горы.< сле­дует строить свое поведение (например: «Когда я не знаю, как себя вести в некоторых ситуациях, я смотрю, как делают другие),

в) способность контролировать и модифицирован, свое экспрессивное поведение (например: «Я могу смотреть человеку прямо в глаза­ и лгать с честным лицом (если это нужно для дела)»);

г) использование этой способности в отдельных ситуациях (на­
пример: «Я могу быть дружелюбным с людьми, которые на самом деле
мне не нравятся»);

д) степень, в которой экспрессивное поведение- респонденте, постоянно в различных ситуациях (например: «В различных ситуациях и с различными людьми я часто веду себя как совершенно разные лю­ди»).

Список утверждений был предъявлен выборке из 192 выпускни­ков Стэнфордского университета, полученные результаты были под­вергнуты анализу, в итоге были отобраны 25 пунктов, которые обеспечили максимальную внутреннюю однородность шкалы. Коэффициент надежности-согласованности, вычисленный по формуле Кюдера-Ричардсона, равен 0.70; коэффициент ретестовой надежности равен 0, 83(р 0.001, интервал между тестированиями один Месяц) Кросс -валидизация, проведенная на независимой выборке из 146 выпускников Миннесотского университета, дала коэффициент надежности-валидности равный 0 63.

С целью проверки валидности шкалы СС было проведено неско­лько исследований. Проверка конвергентной и дискриминантной ва-лидности осуществлялась путем коррелирования оценок по шкале СС и ряду других психодиагностических методик. Результаты следующие:

1. СС-Шкала социальной желательности Марлоу-Кроуна: коэф­фициент корреляции Г--187 (р< 0 I). Индивиды с высокими оценками
по СС не склонны к необычному, хотя и социально желательному по­
ведению;

2. СС-Шкала психопатического отклонения МMPI:

Г--0.200 (р< 0.1) Индивиды с высокими оценками по СС he проявляют психопатического поведения или других признаков неприспособлен­ности;

3. СС-Шкала С в Тесте стиля поведения: г—0.250 (коэффициент
незначим). Шкала С выделяет людей, стремящихся заслужить соци­альное одобрение, изменяя свое поведение в зависимости от ситуации
(люди-/хамелеоны> /). Очевидно, что эти черты не свойственны индивидам с высокими оценками по шкале СС.

Конструктная валидность Шкалы СС проверялась в трех экспери­ментах. В первом из них способность личности к социильному Само­контролю подвергалась заочной экспертной оценке (лиц, хорошо зна­ющих испытуемого, просили отметить, насколько характерно для него то или иное поведение). Коэффициент корреляции между экспертной оценкой и оценкой по Шкале СС составил г=0.450 (р< 0.5).

Во втором эксперименте испытуемых просили изобразить то или иное, заданное экспериментатором, эмоциональное состояние, произ­нося несколько нейтральных по содержанию фраз. Перед экспертами была поставлена задача определить, какую эмоцию изображает испы­туемый. И испытуемые, и эксперты тестировались по шкале СС. Резу­льтаты показали, что лица с высокими оценками не только более четко выражают заданную эмоцию, но и более точны в роли экспертов по сравнению с низко оцениваемыми по данной шкале.

В третьем эксперименте испытуемым предлагали заполнить не­кий личностный опросник, причем в их распоряжении была информа­ция о том, как на тот или иной вопрос отвечали другие испытуемые. Выяснилось, что высоко оцениваемые по Шкале СС чаще обращались к этсй информации и дольше ее изучали по сравнению с низко оцениваемыми..

В четвертом эксперименте исследовалась критериальная валид-ность Шкалы СС. Критерием служила способность контролировать и управлять своим поведением. В качестве высокой по критерию группы выступали драматические актеры, в качестве низкой — пациенты пси­хиатрической клиники (с разными диагнозами). Результаты показали, что актеры получают по Шкале СС значимо более высокие оценки, чем контрольная группа (студенты), а психиатрические больные — значимо более низкие.

При проверке конструктоной валидности ШСС на отечественной выборке использовался опросник MMPI. Выборка состояла из 53 чело­век (31 студент и 22 пациента неврологического отделения стациона­ра) половые и возрастные различия не учитывались). Результаты тес­тирования были подвергнуты корреляционному анализу: вычислялись коэффициенты корреляции между оценками по ШСС и оценками по 10-ти основным и 3-м шкалам коррекции MMPI. Полученные коэффици­енты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляции оценок по опроснику ШСС с оценками по MMPI

    Шкалы MMPI ы М М Р I  
L F К                    
-27 .13 -.10 -30 -.36 -.16 .64 -16 -.02 -.19 -.08 .45 -.35

Наиболее тесные положительные связи ШСС имеет со шкалами 4 (Pd) и Э (Ма). Высокие оценки по шкале 4 характерны для лиц, спон­танных в поведении, демонстративных и эгоцентричных. Они склонны казаться приятными и производить в целом хорошее впечатление, зкстравертированы, энергичны, разговорчивый смелы. Обычно они имеют широкий круг интересов, могут включаться в различные виды деятельности, но их поведение не имеет четкой направленности, их взаимоотношения с окружающими носят несколько манипулятивный характер.

Высокий оценки по шкале 9 предполагают повышенную актив­ность, предприимчивость, самоуверенность и общительность. Такие люди предпочитают не говорить, а действовать, но редко до9оаат свои планы до конца. Они кажутся дружелюбными и уравновешенными, не в глубине души не удовлетворены жизнью и тревожны.

Остальные статистически значимые корреляции со шкалами L, 1 и 0. Низкая оценка по шкале L означает, что испытуемый не стремится представить себя в благоприятном свете и не отрицает своих явных недостатков Низкая оценка по шкале 1 свидетельствует об отсутствии у испытуемого озабоченности своим здоровьем. Такие люди обычно оптимистичны, бодры, проницательны, их поведение в целом эффек­тивно. Лица с низкими оценками по шкале 2, как правило, эмоциональ­но стабильны, чувствуют себя раскованно и легко, бодры, активны, склонны к соперничеству, имеют тенденцию к некоторой импульсивности, быстро принимают на себя роль лидера. Низкие сценки по шка­ле) характерны для людей экстравертированных. активных, энергич­ных, которые кроме того, могут иметь проблемы с контролем своих импульсивных желаний

Таким образом, исходя из данных, приведенных в работах М Снайдера и других авторов ШСС, для лиц с высокими оценками по этому опроснику характерны активность, гибкость, умение приспосаб­ливаться к ситуации, общительность и адаптивность. Эти качества согласуются с полученными нами результатами, что подтверждает конструктную валидность ШСС.

2.2. Интерпретация результатов

Поведение лиц с высоким уровнем социального самоконтроля (т.е. с высокими оценками по Шкале СС) регулируется одном и? следу­ющих задач:

а)точно передать свое истинное эмоциональное состояние по­средством экспрессивного поведения,

б) точно передать произвольнее эмоциональнее состояние, тете-
рое может быть чуждо имеющемуся у данного индивида эмоциональному опыту,

в) скрыть неподходящее эмоциональнее состояние и казаться индифферентным и не переживающим никаких эмоций

г) скрыть неподходящее эмоциональное состояние и казаться переживающим подходящую эмоцию.

д) казаться переживающим какую-то эмоцию, когда в действительности индивид ничего не испытывает, а индифферентность является социально неприемлемой.

 


Выбирая тот или иной способ поведения, индивид с развитым со­циальным самоконтролем опирается на различные элементы-»подсказки» в конкретной ситуации. Одним из таких элементов является экспрессивное поведение других людей. Лица с высоким уровнем СС склонны чутко воспринимать эмоциональные и поведенческие прояв­ления окружающих и ориентированы на них в тех ситуациях, когда не знают, как поступить. Поведение таких людей сильно варьирует в за­висимости от ситуации. Кроме того, у них возможно рассогласование в выражении эмоций по разным экспрессивным каналам: например, вы­ражение лица у такого человека может свидетельствовать об одном эмоциональном состоянии, а голос — о другом. Поведение, наиболее точно отражающее их внутреннее аффективное состояние, такие люди проявляют лишь в ситуациях с минимальными «подсказывающими» элементами. В целом, лиц с высоким уровнем социального самокон­троля отличает озабоченность социальной пригодностью своего пове­дения, чувствительность к экспрессивному поведению других и испо­льзование его в качестве руководства по управлению собственной экс­прессией. Такие люди эффективно контролируют свое поведение и без труда могут создать у окружающих нужное впечатление о себе.

Индивиды с низким уровнем социального самоконтроля облада­ют противоположными качествами: они мало озабочены адекватно­стью своего поведения и эмоциональной экспрессии и не обращают внимания на нюансы поведения других людей. Это не означает, что они менее эмоционально выразительны. Просто их поведение и эмо­ции зависят в большей степени от их внутреннего состояния, а не от требований ситуации. Отсюда вытекает и большая стабильность пове­дения таких людей в различных ситуациях, и большая согласован­ность в выражении эмоций по разным каналам. В целом, можно ска­зать, что лица с низкие уровнем социального самоконтроля не имеют развитых навыков контроля и управления своим поведением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шкала социального самоконтроля. В русле изучения поведения человека в социальных ситуациях в зарубежной психологии возникло и стало широко использоваться понятие self-monitoring | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.