Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бардо существования






Ныне, когда бардо существования брезжит предо мной,

Я буду удерживать в уме устремление к единой цели

И стремиться продолжить линию благой кармы.

Я затворю врата чрева и вспомню о сопротивлении.

Настало время для силы духа и чистого видения,

Отринь зависть и медитируй на гуру как отца и мать!

 

Бардо существования это решающий период, в который определяется наша дальнейшая судьба: либо мы освобождаемся, либо перерождаемся в одном из шести миров сансары. Прежде мы переводили название этого бардо как « бардо становления », но в своих лекциях Трунгпа Ринпоче использовал оба варианта, и мне слово « существование » кажется здесь более уместным. Оно точнее обозначает процесс обретения нового бытия в форме воплощённого существа.

По мере угасания бардо дхарматы наши впечатления становятся всё более сумбурными и пугающими, но сила наших прошлых поступков неумолимо толкает нас всё дальше и дальше. В конце концов мы возвращаемся к своей привычной манере восприятия, окружение снова становится знакомым, и мы чувствуем, что возвращаемся домой. Заметив мужчину и женщину, занимающихся любовью, мы жадно ухватимся за первую же возможность войти в материнское чрево и обрести новую жизнь. Но если следовать наставлениям, то даже на этой стадии можно избежать перерождения или, по крайней мере, выбрать наилучшие условия для новой инкарнации. Поскольку мы постоянно творим свой субъективный мир путём восприятия, то решающую роль на этом этапе может сыграть искусство вызывания чистых видений. Всё, с чем мы сталкиваемся в этом бардо, нужно стараться воспринимать как чистую землю одного из будд, твёрдо намереваясь при этом сохранить тот же способ мировосприятия и в последующей жизни. В те мгновения, когда вот-вот будет зачато наше новое тело, мы должны взирать на своих будущих родителей как на своего гуру или избранное божество, которое проявилось в облике сочетающихся браком мужчины и женщины.

Пребывая в этом бардо, мы живо и непосредственно испытываем на себе силу кармических причинно-следственных взаимосвязей. Всё сущее постоянно растворяется и в то же самое время возникает вновь. И в силу привычки всё повторяется старым, привычным путём. В ходе своей повседневной жизни мы иногда ясно понимаем, что сейчас можно предотвратить тот вполне предсказуемый результат, который должно повлечь за собой какое-то наше прошлое действие или чувство. Но мы так привязаны к своему привычному образу действий, что, как правило, позволяем свершиться « неизбежному ». Нам кажется, что эта привычка и есть наша истинная личность, а потому мы боимся избавиться от неё и шагнуть в неведомое.

* * *

Каждое из шести бардо рассматриваем ли мы их как особые состояния, длящееся в течение определённого промежутка времени, или как сущностные аналоги таких состояний, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни, обладает своей характерной окраской, своими отличительными качествами. Трунгпа Ринпоче соотносил их с шестью мирами сан сэры, о чём мы подробнее поговорим в главе 8. Шесть миров, как и шесть бардо, символизируют различные модусы сознания, хотя разграничение между ними проводится на иной основе. Шесть миров это не только шесть возможных типов перерождения, но и шесть состояний, в которых может находиться наше сознание: животное, божественное, демоническое и т. д. Будучи по нынешнему рождению людьми, мы пребываем в бардо жизни и в мире людей, однако в рамках этих общих условий мы то и дело испытываем также психологические состояния, характерные для прочих пяти бардо и пяти миров. Когда специфическая энергия того мира, в котором мы находимся, резко усиливается и достигает кульминации, она приобретает природу бардо: «... это квинтэссенция всего опыта пребывания в данном мире »[63].

Состояния шести миров и шести бардо это не самостоятельные сущности: все они возникают из открытого пространства первозданной природы сознания. Все эти явления рождаются из того аспекта сознания, который мы называем сиянием: они появляются из сияния, пребывают в нём и в нём же растворяются. Сияние присутствует в каждом из них, подобно солнцу в небе, скрытому за пеленой облаков. Но мы ещё не ведаем своей истинной природы, а потому воспринимаем всё сущее как беспорядочные явления сансары. Чувство « я » заставляет нас воспринимать мир как нечто устойчивое и цельное; покров облаков, застилающих солнце, кажется нам сплошным. Однако время от времени в облаках появляется разрыв, в котором мы можем различить проблеск света истинной реальности.

Этот просвет образуется в моменты напряжённых эмоциональных переживаний, всегда сопровождающихся равносильной обратной реакцией, из-за которой мы попадаем в ситуацию конфликта и неопределённости. Мы пребываем между двух противоборствующих крайностей. По словам Трунгпы Ринпоче, это всё равно, как если бы нас одновременно ошпарили кипятком и окатили ледяной водой. В такой ситуации остаётся только одно: отказаться от обеих крайностей, прекратить цепляться за них, выйти из борьбы между жизнью и смертью, добром и злом, надеждой и страхом. Тогда, как только мы расслабимся, нас озарит мгновенная вспышка прозрения. И этот проблеск сущностной пустоты и сияния миг священного видения может посетить нас в любой момент: не только на вершине интенсивного эмоционального переживания, но и в гуще повседневных дел.

Всякому пробуждению сознания обязательно предшествует хотя бы мимолётное состояние крайней напряжённости, конфликта между двумя обострёнными до предела противоположностями. Негативное и позитивное начала продолжают идти рука об руку даже на высочайших ступенях подготовки до тех пор, пока мы не превзойдём их одним скачком и не выйдем за пределы всякой двойственности. Побудить человека к такому прорыву иногда помогают искусственно созданные парадоксальные ситуации или парадоксальные утверждения, с которыми не может примириться рациональный ум. Некоторые великие учителя подталкивали своих учеников к пробуждению внезапной вспышкой гнева или ещё каким-нибудь совершенно неожиданным поступком. В тантрической литературе можно найти немало историй такого рода широко известно, на пример, предание о том, как великий сиддха [64] Тилопа ударил своего ученика Наропу башмаком по лицу [65].

Но, как уже говорилось, прорыв этот может случиться и в ходе повседневной жизни к примеру, в состоянии предельной усталости, когда нам кажется, что мы исчерпали свои силы до конца и подошли вплотную к черте безумия. Возможен он и в моменты предельного накала эмоций, когда эмоциональная энергия достигает своего пика и мы внезапно перестаём понимать, что мы делаем и как дошли до такого состояния. Время как будто останавливается, и мы обретаем неожиданное спокойствие и отрешённость, замирая в полной неподвижности. На какое-то мгновение весь наш привычный мир преображается, но без специальной подготовки закрепить опыт такого рода и извлечь из него пользу невозможно. Чтобы распознавать и использовать такие моменты крайней напряжённости, необходимо заложить для этого прочные основы обрести спокойствие ума и твёрдо увериться в исконной здравости и благости нашей природы.

Все наставления к шести бардо посвящены, в первую очередь, искусству открывать этот просвет. Они расшатывают устои, на которых покоится наша вера в привычный мир, и указывают нам путь за пределы обыденности. Опыт бардо это врата к пробуждению, доступ к которым открыт всегда. По словам Трунгпы Ринпоче, « воспринимать всю нашу жизнь как бардо это очень практично »[66].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.