Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III. Физиология высшей нервной деятельности






Тема 7. Основные этапы формирования взглядов о поведении, функциях нервной системы и мозга. История развития понятия рефлекс: Р. Декарт, Й. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности: взгляды Ч.Дарвина, И.П.Павлова, Л.А.Орбели. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки. Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности. Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности: метод условных рефлексов, полиграфическая регистрация реакций, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, термоэнцефалография, позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография, оптическая регистрация активности нейронов, экстраклеточная и внутриклеточная регистрация, электрическое раздражение мозга, экстирпация и функциональное выключение участков мозга, исследования в онтогенезе и филогенезе, клинический метод, метод моделирования. Автоматизация экспериментов с применением компьютера.

Тема 8. Врожденные формы поведения и память. Характеристика УР и их классификация. Функциональная пластичность нервной ткани. Определение пластичности. Механизмы пластичности. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани. Рефлекторная основа поведения. Классификация врожденных форм поведения. Таксисы, безусловные рефлексы, инстинктивные формы поведения. Изменчивость врожденного поведения. Пластичность врожденного поведения. Ориентировочный рефлекс, его структура и нейронные механизмы. Нервная модель стимула. Угасание реакций. Гиппокамп и ориентировочный рефлекс. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочно-исследовательская деятельность.

Научение. Классификация форм научения. Неассоциативные формы научения. Привыкание, его механизмы. Сенситизация, ее механизмы. Двухпроцессная теория привыкания. Посттетаническая потенциация.

Ассоциативное научение. Первая сигнальная система. Классический условный рефлекс. Виды классических условных рефлексов: пищевые, оборонительные, двигательные, вегетативные. Инструментальные условные рефлексы. Стадии генерализации и специализации условных рефлексов. Экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы. Правила образования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Виды торможения. Механизмы внутреннего торможения. Сложные формы научения. Условные рефлексы на комплексные раздражители, на время, цепные, порядковые, подражательные и экстраполяционные. Импринтинг, его механизмы. Латентное научение. Психонервная деятельность.

Механизмы образования временной связи. Доминантный очаг. Нейрофизиологические механизмы доминанты. Дистантная синхронизация биопотенциалов головного мозга. Фазическая и тоническая активность мозга при выработке временной связи. Нейронные механизмы замыкания временных связей. Синапс Хебба. Роль постсинаптических рецепторов и экспрессии генов в замыкании временной связи.

Механизмы памяти. Виды памяти. Электрофизиологические корреляты памяти. Процессная негативность. Префронтальная кора и память. Гиппокамп и память. Молекулярные основы памяти.

Тема 9. Типы ВНД и темперамент личности. Теории индивидуальности. Общие типы высшей нервной деятельности (И.П.Павлов). Свойства нервной системы и индивидуальные различия. Генотип и фенотип в проявлениях высшей нервной деятельности человека. Темперамент в структуре индивидуальности. Биохимические переменные в исследованиях индивидуальных различий.

Тема 10. Потребности, мотивации и эмоции. Потребности, мотивации и эмоции. Классификация потребностей. Роль критических периодов в формировании потребностей. Виды мотиваций. Мотивация как доминанта. ЭЭГ-корреляты мотивационных состояний. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций. Происхождение эмоций. Потребности и эмоции. Информационная теория эмоций. Мотивации и эмоции. Выражение эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Эмоциональный анализатор. Семантическое эмоциональное пространство.

Тема 10. Интегративная деятельность мозга. Уровни интегративной деятельности (Ч. Шеррингтон). Концептуальная рефлекторная дуга (Е.Н.Соколов). Структура поведенческого акта — функциональная система П.К.Анохина. Механизмы управления движением: принцип сенсорных коррекций, принцип прямого программного управления движением. Спинальные генераторы локомоций. Центральные моторные программы. Принцип обратной связи в деятельности мозга. Механизмы непроизвольных и произвольных движений.

Тема 11. Психическая деятельность, ее виды. Особенности психической деятельности человека. Высшие психические функции: речь и сознание Вторая сигнальная система. Нейросемантический код. Речевые функции полушарий мозга. Развитие речи у ребенка. Нейронные механизмы восприятия и генерации речи. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Метод позитронно-эмиссионной томографии и магнитного резонанса в исследовании речевых функций мозга. Определение сознания. Прожекторная теория сознания.

Тема 12. Бодрствование и сон. Сновидения. Гипноз Функциональные состояния и модулирующие системы мозга. Нейрофизиологические механизмы функциональных состояний. Физиологические индикаторы функциональных состояний. Функциональное состояние и поведение. Уровни бодрствования. Сон. Структура состояния сна. Нейрофизиологические механизмы различных фаз сна. Теории сна. Сновидения. Условнорефлекторная деятельность во время сна. Патологические формы сна. Гипноз и его механизмы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.