Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние сферы деятельности на корпоративную культуру






Различное сочетание параметров «уровень риска» и «скорость получения обратной связи» позволяет выделить следующие типы корпоративной культуры. [68]

Спекулятивная культура (культура крутых парней – «мачо»). Здесь надо быстро принимать решения, рисковать (риск средний и высокий), требуется жесткое поведение, агрессивность - независимо от того, правильны действия или нет. Обратная связь быстрая, самый большой срок для нее – сезон, редко – один год. Распространены склоки, интриги, любое совещание может превратиться в «сражение».

Эта культура характерна для биржевой деятельности, индустрии развлечений (в том числе, спорта), телевидения, кино, издательской деятельности, рекламы, полиции, армии, строительства, аэрокосмической отрасли, уп­равленческого консалтинга, венчурной деятельности. Культура мачо свойственна молодым организациям, нацеленным на быстрый успех, а не на выживание. Здесь чрезвычайно высоки финансовые ставки – дорогостоящие киносъемки, строительные проекты, лучшее время для телерекламы, масштабные рекламные кампании.

Это мир индивидуалистов, их цель – стать звездой, принадлежность к группе для них не является ценностью, герои вне закона считаются нормой, окружающие готовы мириться с любыми их причудами. Примеры героев: спортивный тренер, приведший команду к победе в чемпионате; книгоиздатель, создавший бестселлер; консультант, осуществивший успешную реорганизацию корпорации.

Для героев особое значение приобретают ритуалы, иногда причудливые, якобы страхующие их от совершения ошибки и соблюдаемые детально из суеверия, различного рода талисманы. Так, хирурги вывешивают на стенах кабинета дипломы, держат на видном месте подшивки медицинских журналов. Телеведущий, связав рост рейтингов передачи с ношением свитера под рубашкой, пытался одеваться таким образом даже летом.

В этой связи некоторые «звезды» ссылаются на некую магию, которая делает их деятельность успешной. Есть примеры объединения «звезд» для того, чтобы их «магия» не ослабевала. Известно, что Наполеон настаивал на том, чтобы среди его подчиненных – участников сражений были исключительно «счастливые люди».

Слабые стороны культуры мачо: пренебрежение долгосрочными проектами и безопасностью; распространенность суеверий, мешающих учиться на ошибках; поглощенность людей конкуренцией, заставляющей забыть о преимуществах сотрудничества; поощрение несдержанности.

Торговая культура (культура усердной работы или культура действия). Служа­щие мало, чем рискуют, их поощряют вести интенсивную деятель­ность с относительно небольшим риском. Все действия получают быструю обратную связь. Это мир торговых организаций – магазины розничной торговли, автомобильные дистрибьютеры, компьютерные фирмы, риэлтеры, компании, обслуживающие массового потребителя (Макдональдс), отделы сбыта в любой организации, компании по страхованию жизни, фирмы высоких технологий (IBM Intel, Хьюлетт-Паккард и др.). Отдельная торговая сделка не решает судьбы товара. Здесь все определяет активность и настойчивость (постоянное обращение к потребителю).

Некоторые черты этой культуры присущи и производственным подразделениям: рабочему, чтобы сохранить работу, приходиться усердно трудиться годами – день за днем. Производственные системы имеют разнообразные механизмы контроля, снижающие риск.

Основные ценности данной культуры сосредоточены на потребителе. Обслуживание клиента, стремление угодить ему является сутью этой культуры. Доминирует принцип: «выяви потребность и удовлетвори ее». Работа оценивается по объемам продаж, а не по размерам ставок.

Героем культуры является суперпродавец, «очаровывающий златоуст», одинаково легко продающий «хижину из снега эскимосу и жителю тропиков. Он молод по возрасту (а не душой, как в культуре «мачо»), приветлив, дружелюбен, уверен в себе, несуеверен, легко устанавливает контакт и сходится с людьми. Культура предполагает наличие у работника большого запаса жизненной силы (в большинстве случаев истощается с возрастом). Вместе с тем, индивидуумы здесь не играют ключевой роли. Важна команда, а не отдельный человек, которая и пожинает лавры успеха.

В большей степени, чем в других культурах напряженную работу призваны компенсировать развлечения – встречи в клубах торговых агентов и торговых ассоциаций, презентации, съезды – все это хорошо поддерживает высокий уровень мотивации.

Недостатки культуры проистекают из стремления производить и продавать все больше:

- дух спешки и ориентация на краткосрочную перспективу; принесение качества в жертву количеству;

- переоценка успеха, который завтра может смениться неудачей (характерно для фирм высоких технологий);

- в трудном положении склонность к поспешным решениям, высокая текучесть кадров, превращение работников-энтузиастов в циников, потеря преемственности (атрибута сильной культуры) вследствие ухода ветеранов.

Инвестиционная культура (культура крупных ставок). Высо­кий риск, запредельно высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива — вот характерные черты таких предпри­ятий. Решения принимаются на самом «верху» после того, как собраны все необходимые данные. Неверное решение ставит по угрозу судьбу всей корпорации, два таких решения могут оказаться для нее смертельными. Циклы приня­тия решений занимают часто годы. Ценности этой культуры сосредоточены на будущем и его инвестрировании.

Сюда относятся нефтяные, горно-добывающие и металлургические компании, архитектурные фирмы, про­изводители товаров производственного назначения, в частности, компьютеров, авиационные компании, коммунальные службы, инвестиционные банки. Здесь же – армия и военно-морской флот.

Девизом здесь являются сло­ва «преднамеренность» и «делайте правильно», а не «действия любой ценой». Герои этой культуры – люди, обладающие сильным характером и уверенностью, способные перенести длительный период неопределенности и оказать в это время психологическую поддержку коллегам. Культивируется осмотрительность, взвешенность, самостоятельность, жесткость. Особо ценятся опытные и проверенные работники. Обмен опытом – важная предпосылка успеха, поэтому работники находятся в сильной взаимозависимости и общаются друг с другом чрезвычайно вежливо, здесь, как в семье, главное – поддерживать хорошие взаимоотношения. Карьеры здесь не делаются быстро, но если делаются, - то надолго.

Основной ритуал культуры – совещание, на них могут присутствовать работники всех уровней управления. Размещение – строго по рангу, высказываются только старшие.

Недостатки культуры: медлительность, уязвимость для краткосрочных флуктуаций в экономике, проблемы с поступлением денежных средств в период ожидания отдачи от крупных проектов. Вместе с тем, считается, что именно в фирмах с такой культурой экономика нуждается особенно остро.

Административная культура (культура процесса). Неболь­шой риск, медленная обратная связь, внимание сотрудников и руководства концентрируется на техническом совершенстве, рас­чете степени риска, деталях. Дефицит обратной связи заставляет служащих сосредотачивать свою энергию на том, как они что-то делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется памят­ным запискам, регистрации и подшивке документов, записям и техническим усовершенствованиям. Четко видны символы ста­туса – титулы, офисная мебель и т.д. Повышение статуса ценится выше, чем увеличение заработной платы.

Поощряются перестраховка и осторожность, пунктуальность, внимание к деталям. Главный мотив – «прикрыть свой зад». Ценится умение избегать рисков, перекладывать на других бремя принятия решений, следовать установленным процедурам. Лозунгом такой фирмы может быть выражение «стремитесь к техническому совершенству в работе». В роли ритуалов – рабочие процедуры. Все это идеально отвечает условиям внешнего окружения, предотвращает поспешную реакцию на новомодные «веяния».

Это сферы страхования, банковского дела, финансовых услуг, крупных государственных организаций. Здесь же жестко регулируемые отрасли экономики, такие как фармацевтическая промышленность.

Считается, что корпоративная культура процесса во многом обеспечивает жизнеспособность всех остальных культур.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.