Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты осуществления изменений






«…Пока вы четко не укажет на субъект развития, который либо уже есть, либо готов появиться в самые короткие сроки, пока вы не объясните, как это субъект овладеет рычагами управления. И не докажете, что распорядится этими рычагами он квалифицированно, ваши разговоры о развитии – самообман».[16] Основныесубъекты стратегических измененийв организации:

- внутренние и внешние (государство, стейкхолдеры);

- по характеру отношения к самой организации – собственник, топ-менеджмент, менеджмент среднего звена, персонал.

- по признаку идентификации субъекта и осознавания происходящего участниками организации - осознаваемые и неосознаваемые (враждебная партнерская стратегия – матрешка и др.);

Мотивация собственникасводится, главным образом, к следующему: увеличение прибыли; увеличение капитализации; развитие бренда.

Основные направлениямотивация топ-менеджментаможно обозначить так: превращение в собственника, получение контрольного пакета акций, расширение полномочий, увеличение бонусов, увеличение зарплаты и расширение льгот.

Мотивация работниковзачастую сводится кучастию в прибылях, развитию социального пакета, социальных гарантий; - увеличению зарплаты, повышению социального статуса профессии.

Важными субъектами, с которыми руководству необходимо будет общаться при проведении стратегических изменений, являются банки (часто наиболее влиятельные участники), поставщики, профсоюзы, потребители и работники.

Субъекты (инициаторы)стратегических изменений на геополитическом пространстве: экономические, военно-политические блоки стран; сверхдержавы (США, КНР, ранее - СССР); традиционно наиболее влиятельные страны (Россия, Германия, Франция); транснациональные корпорации (Дженерал электрик и др.); отдельные персоны, наиболее влиятельные, богатые и т.д. (Хусейн, Ахмадинежад, Чавес, Сорос – обрушение валют, Ротшильды, Рокфеллеры - инициация мирового финансового кризиса и др.); духовные лидеры.

Требования к руководителю (лидеру), участвующему в осуществлении стратегических изменений в организации:

- способность размышлять «о невозможном»;

- масштабность мышления (мыслить «веками»,);

- ответственность;

- интуиция, развитое восприятие (при обилии факторов и нарастающей сложности их взаимосвязи, в условиях глобальных и быстрых изменений, при отсутствии опыта разрешения новых противоречий);

- интеллект, рациональное мышление – чтобы доступно объяснить другим (подчиненным, вышестоящим руководителям, представителям локального сообщества и т.д.) воспринятое (понятое, осознанное) интуитивно;

- иные лидерские качества – способность увлечь за собой, быть пионером, восприимчивость к новому, эмпатия, искренность и т.д.;

- умение использовать метафоры при аргументации своей позиции.

Ценностные ориентации и стиль лидерства руководителя имеют особое значение для выбора стратегии изменений. Руководитель, ориентирующийся исключительно на прибыль (экономические ценности), реализует стратегии «Е», социально ориентированный руководитель - стратегии «О». Автократичный руководитель привержен стратегиям «Е», демократичный – стратегиям «О». В целом руководители, участвующие в осуществлении изменений, должны по своим индивидуальным качествам безусловно соответствовать занимаемой должности.[17]

Для руководителя безусловно недопустимо девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм ведения бизнеса, не соответствующее представлению о разумности. Девиантное поведение является следствием нарушений в системе ценностей личности. К числу такого рода нарушений относятся: устойчивый приоритет цели над средством; неустойчивость, расплывчатость, противоречивость представлений о деловой этике; расчет на снисхождение к собственным деловым просчетам со стороны окружения; игнорирование наличия и требований социальных норм.

Важнейшиеисточникистратегических изменений (факторы, стимулирующиестратегические изменения в социальных организациях):

- научно-технический прогресс (ученые, изобретатели);

- новые социальные идеи – экология, здоровый образ жизни, «все в мире взаимосвязано», выйти из глобального финансово-экономического кризиса одной стране невозможно;

- природно-климатические факторы – в частности, глобальное потепление;

- лидеры социальных организаций (корпораций, государств), духовные лидеры.

 

2.5. Информация, как средство осуществления изменений

Наиболее важным средством осуществления изменений является информация. Наиболее приоритетной в данном контексте являютсяследующие виды информации: фиксирующая и методологическая.

Методологическая информация дает ключ к пониманию смысла значимых взаимосвязей межу процессами, выявлению соответствующих причин и следствий, позволяет субъекту управления прогнозировать ход развития событий, делать правильный, этичный выбор в конкретных жизненных ситуациях, принять единственно верное управленческое решение. Методологическая информация – это «информация мировоззренческого характера, формирующая методологические стереотипы, методологию. Она позволяет видеть общий и частный ход процессов в мирозданьи и является основой управления» [18]. Мировоззренческое знание руководителя отражает систему его взглядов на объективный мир и место в нем человека, его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Сюда относятся также жизненная позиция руководителя, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Методологическая информация касается принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности человека. В составе методологических знаний особое значение имеют методы, пути достижения истинного и практически эффективного знания, а также внутренние механизмы, логика движения и организации знания. Мировоззренческие и методологические знания являются основой управления социальными процессами. Следует иметь в виду, что подобного рода методологические знания, даже будучи физически доступными для индивидуума, могут оказаться им неусвоенными в полной мере и даже невостребованными в силу непонимания их истинного смысла, недостаточной зрелости его мировоззрения для адекватного восприятия методологии управления, в этом случае информация так и не приобретает для него значения знания. Методологическая информация имеет свою структуру, однако основная ее часть не поддается формализации, моделированию, а значит и обработке с помощью средств вычислительной техники.

Фиксирующая информация отражает протекание различного рода социально-политических, социально-экономических и иных процессов, явлений в реальной жизни, фиксирует наличие тех или иных аспектов реально существующих объектов, явлений, событий, процессов.

В свою очередь, в составе фиксирующей информации различаются хронологическая, фактологическая и экономическая информация. Хронологическая информация – отражает порядок следования фактов и явлений во времени. При условии владения субъектом управления методологией она позволяет выделить из, на первый взгляд, хаотичного набора фактов и явлений частные процессы в составе объемлющих их процессов. Информация данного вида позволяет, в большинстве случаев, субъекту управления установить причинно-следственные связи между происходящими событиями, явлениями, процессами, отдельными фактами. А это – необходимое условие для правильного понимания смысла происходящего.

Фактологическая информация представляет собой описание имевших место в действительности фактов, событий, явлений, процессов (как частных, так и объемлющих их процессов) самого разного характера, а также их взаимосвязей. Что касается хронологической и фактологической информации, то речь идет о неискаженной, объективной информации, но не об информации, представленной в выгодном тому или иному субъекту управления свете.

Экономическая информация освещает происходящее в экономическом аспекте. Экономическая информация фиксирует финансовые потоки, обслуживающие продуктообмен в общественном разделении труда и таким образом в деталях отражает малейшие изменения в этом сложившемся общественном разделении труда. «По своей сущности деньги являются наиболее общим носителем экономической информации … и в своем историческом развитии освобождаются постепенно от всех иных потребительских качеств, став в конце концов тем, что они и есть реально: кодовой группой в банковском компьютере, магнитной записью на кредитной карточке, т.е. информацией «в чистом виде».[19]

Абсолютно необходима также информация, различаемая по временному признаку:

- текущая информация (это информация о настоящем, о том, что есть в действительности, в реальности в настоящее время в управляемой системе (иначе говоря, оперативная или оперативно-техническая информация);

- прогностическая, плановая информация (это сведения о будущем – предвосхищающие состояние управляемой системы в будущем);

- ретроспективная информация (отражает состояние управляемой системы в прошлом, позволяет познать историю развития системы, а значит обосновать подходы к управлению ею в настоящем).

Эффективно управлять изменениями можно только опираясь на ретроспективную информацию, в полной мере используя текущую информацию, выявляя тенденции развития системы управления, предвидя возможные альтернативы развития событий в будущем, планируя собственные действия, т.е. создавая прогнозную информацию.

Управленческие идеи, касающиеся осуществления изменений, руководитель черпает из следующих основных источников:

- собственно социальной информации (важная ее часть – социально-экономическая информация);

- генетической информации [20];

- информации, индивидуально воспринимаемой субъектом управления в процессе его жизнедеятельности и обусловленной его чувствительностью к окружающему миру.

Индивидуально воспринимаемая информация (интуитивное знание) отражает способность субъекта управления творчески реагировать на изменение управленческой ситуации, его готовность выйти за рамки сложившихся стереотипов руководства, нередко мешающих адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия и факторы среды. Соответствующая информация содержится в казалось бы случайных совпадениях, обстоятельствах, которые воспринимаются как символические, нюансах, интонациях, недомолвках, мизансценах, мимике, последовательности событий, составляющих управленческую ситуацию.

Особенно важна такого рода информация в моменты этического выбора, перед которым оказывается время от времени руководитель любого ранга: либо найти готовое стандартное для подобных ситуаций решение, либо осуществить выработку управленческого решения нетривиально, нестандартно, хотя и опираясь на имеющийся управленческий опыт. Первый из указанных вариантов означает для руководителя пойти по проторенному пути, воспользоваться управленческим клише, сослаться на инструкцию, поступить в соответствии с раз и навсегда отработанными стандартными схемами, возможно не вполне гармоничными для сложившейся ситуации. Второй же вариант диктует необходимость учесть требования «внутреннего голоса» и принимать управленческое решение, прежде всего, исходя из принципов этики соответствующей области управления.

Субъект управления, активно использующий индивидуально воспринимаемую информацию, принципиально более точно отслеживает складывающиеся ситуации, адекватно реагирует на тенденции, предвидит развитие событий, на более ранних стадиях гармонично разрешает возникающие управленческие ситуации, не дожидаясь перерастания их в серьезную проблему. Способность руководителя использовать интуитивное знание отражает степень овладения им искусством управления. Интуитивные знания тесно связаны с так называемой прижизненной информацией.

Прижизненная информация составляет определенную часть информационного запаса каждого человека. Это знания, сведения, которые индивид получает сам в результате непосредственного контакта с окружающей его природной и социальной средой. Иначе говоря, это информация, являющаяся результатом личного опыта человека, которая в совокупности с информацией, заимствованной из общечеловеческого информационного запаса, обусловливает специфически индивидуальный характер мышления и поведения конкретного человека, индивидуальную его способность ориентироваться в окружающем мире, воздействовать на этот мир, т.е. управлять собой и воздействовать на окружающие его обстоятельства.

Генетическая информация содержится в подсознании человека, записана в его генах и отражает в обобщенном виде накопленный опыт предыдущих поколений, в частности, его родителей, относительно причинно-следственных связей, свойственных природной и социальной среде. Это знания, сведения, которые получены в процессе жизнедеятельности его предками. Генетическая информация предопределяет предрасположенности, склонности конкретного человека к осуществлению того или иного этического выбора в сложных ситуациях, к определенному стилю поведения и управления. Предрасположенности и склонности, обусловленные генетической информацией, развиваются или, наоборот, блокируются индивидуальным опытом, а также сознательными усилиями, прикладываемыми человеком для собственного развития и совершенствования, формирования соответствующих индивидуальных способностей.

Собственно социальная информация генерируется различными общественными институтами в различных сферах человеческой жизни и деятельности. В зависимости от субъекта, создающего и распространяющего информацию, различают следующие виды информации: государственная; партийная; религиозная; коммерческая; частная и т.д.

Важнейшими источниками возникновенияинформации, необходщимой для осуществления изменений, являются общество в целом, протекающие в нем социально-политические и социально-экономические процессы; территориальные единицы государства (в частности, субъекты Федерации, муниципальные образования); сферы общественной жизни – политическая, экономическая, научная, техническая, правовая, медицинская, дипломатическая, военная, финансовая, коммерческая, биржевая и т.д.; отрасли экономики; отдельные организации - государственные, общественные, коммерческие и иные; группы людей (социальные контингенты, страты); отдельные физические лица (духовные лидеры, должностные лица, деятели науки и культуры и т.д.).

Экономическая информация касается экономической политики государства, структуры экономики страны, отражает экономические знания, состояние макроэкономических процессов, может быть представлена в виде макроэкономических показателей. Потребностям практики управления организацией в большей мере отвечает иногда укрупненная классификация источников информации на внешние и внутренние. Внешнюю среду для организации представляют субъекты политической, экономической и иной деятельности, а также физические лица, функционирующие за пределами организации, а также отношения с ними. Речь идет, прежде всего, о разнообразных экономических, технологических, правовых и иных взаимоотношениях организации с партнерами, клиентами, посредниками, конкурентами, а также с профсоюзами, правоохранительными и иными государственными органами.

Внешними источниками экономической информации, необходимой для управления организацией, являются, в частности: органы законодательной власти (федеральные, региональные, муниципальные), из которых исходят имеющие отношение к деятельности организации законы, указы и распоряжения Президента, правительственные постановления; органы исполнительной власти, в частности, органы экономического управления и контролирующие органы; органы государственной статистики, которые способны предоставить данные статистических наблюдений за деятельностью хозяйствующих субъектов; финансовые и кредитные органы и организации - источник ценной информации об условиях инвестирования и кредитования; СМИ иногда содержат разнообразные сведения, касающиеся партнеров и конкурентов – как юридических, так и физических лиц; информационные агентства; консультативные фирмы; партнеры организации, по результатам наблюдения за их деятельностью можно судить о степени их надежности, особенностях процедур принятия важных решений, мотивах взаимодействия и т.д.; конкуренты, по поведению которых можно судить об их планах, стратегии деятельности, формах и методах конкурентной борьбы.

Следует учитывать, что внешняя информация (поступающая в организацию из внешней среды), весьма неоднородна по своему качеству. Подобного рода информация нередко носит ориентировочный или вероятностный характер, зачастую страдает неполнотой, содержит противоречия, а в отдельных случаях может представлять собой дезинформацию. В противоположность этому внутренняя информация организации, в большинстве случаев, достаточно полна и точна.

Информация, используемая при осуществлении изменений, должна отвечать критериям актуальности, достоверности, значимости, своевременности.[21]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.