Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы изменений в организации






Факторы управления– причины, источники существенного воздействия на систему управления, определяющие ее состояние и развитие.[7]

Приято выделять четыре системообразующих фактора, которые определяют возможности развития организации, в их числе:

- цели и интересы лидеров – учредителей, собственников, управляющих высшего уровня. Для них организация выступает как средство для достижения своих целей в том виде, как они их понимают;

- цели и интересы персонала, которые в общем случае могут не совпадать с целями и интересами лидеров;

- требования и ограничения, задаваемые технологией производства и реализации продукта (товара, услуги);

- требования среды – экономические, политические, социальные и т.д. Для коммерческих организаций большое значение имеют закономерности поведения потребителей.[8]

В общем случае, чем в большей степени в существовании организации заинтересована среда, тем она устойчивее, тем больше возможностей для ее развития или по крайней мере продолжения существования. Пример – ФРС США, эмитирующая доллар.

Вместе с тем, в современных условиях происходящие глобальные изменения оказывают все большее влияние на различные сферы человеческой жизни и деятельности – культуру, политику, экономику, науку и технику. Глобальные изменения обусловлены, прежде всего, набирающими силу процессами глобализации, глобальным финансово-экономическим кризисом, а также глобальным потеплением на планете. Серьезное давление глобальных изменений испытывает на себе сфера управления социально-экономическими и иными процессами, в частности, управление предприятием.[9]

Практика управления социальными организациями чутко реагирует на происходящие глобальные изменения. В научной литературе появилась соответствующая терминология – «глобальные компании», «глобализационная корпоративная культура», «глобализационное сознание».[10]

Ведущие аналитики и экономисты страны указывают, что «для управляемого выхода из кризиса необходима собственная стратегия, ориентированная на сохранение национального экономического потенциала и опережающее создание предпосылок роста новых производств», что предполагает «проведение активной научно-технической и структурной политики по выращиванию конкурентоспособных предприятий на перспективных направлениях экономического роста».[11]

В своих прогнозах большинство авторов сходятся в том, что «ход кризиса в России, как и в других странах, будет определяться сочетанием двух процессов: разрушения прежних экономических структур и с становления новых…. Меняется не только технологическая структура экономики, но и ее институциональная система, а также состав лидирующих фирм, стран и регионов»[12]

Как представляется, одна из наиболее чувствительных функций управления, которая испытывает на себе влияние глобальных изменений, финансово-экономического кризиса в частности, и при этом имеет ключевое значение для выживаемости предприятия, - функция осуществления стратегических изменений в социальной организации.

Анализ показывает, что особое значение для реализации стратегических изменений в социальной организации, имеют следующие факторы:

- технологизация различных сфер общественной жизни;

- интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей;

- завершение перехода от экономики массового производства к «экономике знаний», где основной ценностью являются не средства производства, а навыки действия;

- широкое распространение криминальной конкуренции, некорректность рекламы, непрозрачность отчетности коммерческих структур;

- снижение качества производимой продукции;

- ухудшение качества управления вследствие лавинообразного увеличения размерности задач управления. Возможности информационных технологий, несмотря на их быстрое развитие, все больше отстают от размерности и сложности управляемых социально-политических, социально-экономических и природных процессов;

- дефицит энергии, пресной воды, недостаток холода в некоторых регионах мира (страны Ближнего Востока тратят на охлаждение денег больше, чем северные страны на обогрев);

- исчерпание запасов нефти и газа как энергоносителей. Появление и развитие альтернативной энергетики (солнечная, геотермальная, ветровая и т.д.);

- появление новых социальных идей – экология, экологически чистые и безотходные производства, здоровый образ жизни, социальная ответственность бизнеса и др.;

- рост количества и масштабов техногенных катастроф, увеличение последствий катастроф для экономики;

- изменение демографической структуры в России, происходящее вследствие старения населения, особенно быстрого в развитых странах, а также вследствие нарастающего превышения количества женщин над численностью мужского населения;

- дефицит кадров технического профиля, а также работников, имеющих рабочие специальности;

- наличие широкого спектра закрывающих технологий, - вида инновационных технологий, которые делают ненужными соответствующие отрасли промышленности или их фрагментов или ведут к резкому сокращению производства в этих отраслях. Указанные технологии сосредоточены, главным образом, в России; [13]

- предсказание погоды все менее эффективно – как следствие, все менее эффективно планирование, базирующееся на прогнозах погоды;

- сужение сферы производства, расширение сферы услуг;

- увеличение масштабов использования технологий двойного назначения, которые основываются на том, что демонстрируемая форма реализации технологии не соответствует ее скрываемому смыслу и целям; [14]

- информатизация общества, как следствие - интеллектуальное рабство. Речь идет о различных отрицательные последствиях информатизации общества, когда информационная система контролирует все действия человека (деятельность, разговоры, болезни, доходы и расходы и т.д.), ограничивает доступ к информации, редактирует представляемые по информационному запросу сведения и т.д.;

- переход от «общества массового потребления» к «обществу развития», где важнейшее значение приобретут научно-технический и интеллектуальный потенциалы, а также требования к качеству жизни и комфортности среды обитания.[15]

В современной России криминальная конкуренция приобретает нередко даже большее значение для предприятия, чем ценовая и неценовая конкуренция, которые свойственны цивилизованной рыночной экономике. В частности, вследствие широкого распространения криминальной конкуренции, развития ее форм и методов (относительно недавно возникла такая форма криминальной конкуренции, как рейдерство) деформируется структура расходов экономического субъекта. В дополнение к затратам на производство продукции возникают дополнительные, иногда немалые расходы, не связанные непосредственно с экономической деятельностью и обеспечивающие по существу криминальную конкуренцию. Речь идет о дополнительных расходах на защиту от криминальной конкуренции, которые закладываются в цену на производимый продукт, что, в конечном счете, оплачивает потребитель. Предприятия принуждаются к изменению структуры собственных расходов, поскольку определенные финансовые средства они вынуждены направлять на поддержание режима секретности, найм частных охранников и детективов, создание службы собственной безопасности и другие подобного рода меры.

Информатизация общества проявляется в насыщении производства и всех сфер жизни и деятельности всевозрастающими потоками информации и управление этими потоками. В конкурентной борьбе решающее значение приобретают вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации. Информатизация обусловливает интеграцию профессиональной и информационной деятельности: постановка задачи планирования в диалоговом режиме и ее незамедлительное информационное обеспечение позволяют резко сократить время решения, установить обратную связь, оценить результаты и изменить условия задачи, получить варианты решения.

В связи с тенденциями информатизации дальнейшее развитие получают системы автоматизированного проектирования, которые вместе с технологиями маркетинга и технологического прогнозирования позволяют перейти к автоматизированному планированию и управлению жизненным циклом продукции, сократив до минимума фазы внедрения и освоения новой техники.

Совместное действие указанных и иных факторов приводит к необходимости внести соответствующие корректировки в теорию и практику управления изменениями. В частности, выживаемость организации все в большей степени напрямую зависит от того, насколько последовательно она реализует свою миссию – то, что оправдывает ее существование среди нас, и насколько энергично отходит от ранее широко распространенной практики максимизации прибыли в качестве главной цели.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.