Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример психологического кроссворда.






По вертикали. 1. актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. 2. способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат в общении и т.д.

По горизонтали. 1. в психологии термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой 2. специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации и т.д.

Оформление кроссворда выполнятся на листа формата А4.

В качестве критериев оценки могут выступать:

-количество слов.

При домашнем выполнении данного задания оценка «удовлетворительно» выставляется при количестве слов в кроссворде не ниже 20; «хорошо» 25-30 слов; «отлично» - свыше 31 слова. При аудиторном выполнении этого задания количественные показатели должны быть ниже.

-корректность формулировок, т.е. соответствие определения определяемому слову.

На зачете студент должен продемонстрировать знание основных понятий психологии общения, основных теорий, объясняющих механизмы общения, а также знание основных методов исследования механизмов общения.

Итоговый контроль - зачет

Вопросы к зачету

1. Определение общения. Общение и личность

2. Общение и социальные отношения

3. Виды общения и функции общения

4. Развитие представлений о социальной перцепции

5. Эффекты социальной перцепции: ореола, новизны, первичности

6. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальные ошибки атрибуции

7. Типы коммуникативных процессов

8. Структура коммуникативного действия

9. Виды коммуникаций

10. Подражание, диалог, управление

11. Внушение, заражение, убеждение: сходства и различия

12. Конвенциальные и межличностные роли

13. Транзактный анализ Э. Берна

14. Личностная и социальная идентичность в общении

15. Деловое и межличностное общение: общий сравнительный анализ

16. Манипулирование сознанием в общении

17. Типы манипуляторов

18. Коммуникации в организации

19. Невербальные средства коммуникации

20. Факторы, способствующие или препятствующие сближению людей

21. Знак, значение, индивидуальный смысл

22. Фазы делового общения

23. Методы аргументирования по П. Мицичу.

24. Коммуникативная структура личности.

25. Основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми.

26. Коммуникативные барьеры и их виды.

27 Типичные ошибки, допускаемые в деловом общении.

28. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

29. Психологические рекомендации по ведению деловых бесед.

30. Стратегии самопредъявления: стремление произвести благоприятное впечатление

31. Тактики самопредъявления.

32 Общие закономерности функционирования психологической среды социального влияния.

33. Особенности взаимодействия эмоциональной и интеллектуальной активности реципиента.

34. Переход от диалогической речи к монологической. Тенденции развития речевых умений. Адекватность использования языковых средств

 

Основные понятия курса

 

Понятия Содержание
Взаимоотношения в психологии субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов; это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.
Общение фоpма социального взаимодействия людей, в котоpом осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посpедством знаковых (языковых) сpедств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности
Субъект общения человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.
Аффилиация актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми
Действия общения единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей)
Речь форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их со­единения в осмысленные высказывания, используемые для общения
Стиль общения индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими
Коммуникация сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия
Понимание способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат
Коммуникативный барьер психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению
Барьер смысловой взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл
Барьер эмоциональный интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения
Барьер отношения взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп
Компетентность коммуникативная ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия
Психологическая культура общения система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения
Вербальный в психологии термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой
Жесты движения, передающие психическое состояние человека
Мимика движения мышц лица, отражающие внут­реннее эмоциональное состояние
Пантомимика динамическое состояние позы в конкретный момент общения
Проксемика специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения
Перцепция социальная восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга
Взаимопонимание социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга
Аттракция особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формирова­нии устойчивого эмоционально положительного чувства к нему
Каузальная атрибуция интерпретация субъектом причин и мотивов поведения других людей на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д. путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им
Эффект проекции свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному – своих недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих
Эффект средней ошибки тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего
Эффект «ореола» эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем свете - положительном или отрицательном.
Эффекты «первичности» и «новизны» тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).
Социально-перцептивный стиль личности относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению.
Интерактивная сторона общения условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.
Влияние процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта
Символический интеракционизм система теоретических взглядов на значимость в общении символов, жестов, мимики
Трансакция единица коммуникации между двумя или более персонами.
Заражение передача определенного эмо­ционально-психического настроя отодного человека к дру­гому, основанная на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, сме­хом и т.п.)
Внушение социально-психический процесс воздействия, в первую очередь, на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.