Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество. Определения качества:






 

Определения качества:

а) чистое бытие,

б) наличное бытие,

в) определённое бытие.

 

а) Чистое бытие

 

Познание любого предмета начинается сконстатации того факта, что всё то, что существует в этом мире, включая интересующий нас предмет, всё это есть. Мы признаём, что есть мир как таковой во всём богатстве его содержания. Причём всю пестроту его красок мы без каких-либо оговорок оставляем здесь без внимания и удовлетворяемся лишь только тем фактом, что всё то, что существует, что имеет место быть в этом мире, – всё это просто есть. Таков самый первый шаг в логике познания мира, который фиксируется категорией чистого бытия. В нашем примере с биноклем этой категории соответствует серое пятно, которое представляет собой полностью размытые очертания всех предметов, находящихся перед объективом.

Но, с другой стороны, это серое пятно ещё ничего не показывает нам. В нём мы не видим ни одного конкретного предмета, поскольку все они слились в однообразную серую массу. Говоря о том, что всё есть, что есть бытие как таковое, мы, следовательно, исключаем из своего внимания всё богатство содержания мира, всё то, что наполняет его собой. Тем самым категория чистое бытие оказывается равной категории ничто. Бытие есть то, что совершенно лишено определений, и точно такое же отсутствие определений есть ничто.

Конструктивная роль этих категорий заключается в том, что в своём бесконечном взаимном переходе друг в друга они образуют логический нольабсолютное начало процесса познания как такового, вне зависимости от того, что именно и в какой части мира нас интересует и что, следовательно, мы намерены познавать.

Попытка удержания определений чистого бытия и ничто проявляется как постоянное движение мысли: стремясь к достижению определения чистого бытия, мышление неожиданно для себя получает ничто, а убегая от ничто, оно приходит к чистому бытию, которое тут же опять превращается в ничто, и т.д. до бесконечности. Такое внутреннее беспокойство мысли, перебегающей от чистого бытия к ничто и обратно, есть становление. Но становление понимаемое не в историческом плане, не в плане истории развития реального объекта, а в логическом плане, в плане появления в нашем сознании образов созерцаемых нами предметов. В нашем примере с биноклем категории становления соответствует сам переход от одного серого пятна к другому и обратно.

 

б) Наличное бытие

 

При перемещении объектива из одной крайней точки фокусного расстояния в другую (от одного серого пятна к другому) мы обнаруживаем, что по ходу этого в кадре то возникают очертания каких-то предметов, то опять пропадают, преходят, сливаясь в серое размытое пятно. Это побуждает нас останавливать движение своей мысли от чистого бытия к ничто и сосредотачивать внимание на том, что возникает в ходе становления.

Сфокусировав изображение в кадре, мы в итоге получаем устойчивые образы созерцаемых нами предметов. Тем самым наше мышление восходит на ступень наличногобытия, которая представляет собой единство определений возникновения и прехождения. То, что беспрестанно возникало и ничтожилось, предстало теперь на экране нашего сознания тем, что есть в наличии.

Получив устоявшуюся картинку окружающего нас мира, мы обнаруживаем, что он состоит из ряда конкретных предметов. Каждый из них мы можем определить как нечто или как иное. Нечто – это тот предмет, который нас непосредственно интересует, а иное – это всё остальное, отличное от него. Так, например, если перед нами находятся ваза, книга и авторучка, то каждую из них мы можем определить и как нечто и как иное. Если нас интересует книга, то она будет определяться как нечто, а всё остальное – ваза и авторучка – как иное.

Наличное бытие каждого нечто (предмета) имеет свой предел, свою границу, которая определяется через его качество. Качество является интегральным признаком предметов окружающего нас мира, позволяющим отличать их друг от друга, как нечто и иное. В самом слове качество, произнесённом по слогам, слышится фраза как-что-есть. Например, неорганическое вещество планеты – это одно качество (естество), живые организмы биосферы – это другое качество, человечество – это третье качество.

 

в) Определённое бытие

 

Рассматривая интересующее нас нечто в пределах его качества, мы подвергаем отрицанию всё иное. В результате мы оставляем в фокусе своего внимания только данное нечто. Данная ступень фиксируется категорией определённого бытия. Определённое бытие – это простое соотношение нечто с самим собою, которое достигается через отрицания от него всего иного. Например, если нас интересует человечество, то мы просто оставляем за пределами своего внимания вселенную и биосферу и сосредоточиваемся только на человечестве.

Определённое бытие оставляет в пределах нашего внимания только одно данное нечто, которое мы обычно называем местоимением " это". Исключив из него всё иное, мы определяем " это" (данное нечто) как одно. Наличие границы у " этого" нечто границы обусловливает переход нашей мысли к другому нечто, от него – к третьему нечто, и т.д. Если есть одно нечто, значит, есть и многие другие нечто. Определение одно, следовательно, переходит в свою противоположность – в определение многие.

Например, если мы будем рассматривать в качестве нечто всё человечество, то обнаружим в нём одного человека, другого человека, третьего и вообще – многих людей. То же самое мы обнаружим и в наличном бытии биосферы: один живой организм, другой живой организм,..., многие живые организмы. И те же определения мы применяем к элементам Вселенной: одно небесное тело, другое небесное тело,..., многие небесные тела.

Каждое одно есть то же самое, что и многие другие одни. В силу этого определения о дно и многие преобразуются в определения единица и множество. А это значит, что, выявляя бытие предметов окружающего нас мира, мы с необходимостью переходим от их качества к определению их количества. Категории одно и многое принадлежат ещё сфере качества. Категории единица и множество принадлежат уже сфере количества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.