Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление






(Темы 2-4)

 

Пустого беспредметного мышления не бывает. Оно всегда нацелено на постижение понятия того или иного предмета. Если каждый конкретный предмет имеет своё понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) есть нечто общее, что присуще понятиям всех предметов. Вот это общее называется чистым понятием или понятием как таковым.

Чистое понятие. Любой предмет представляет собой нечто целое. Как целое он состоит из частей, а части – из элементов. На языке определений мышления целое называется всеобщностью, части – особенностью, а элементы – единичностью. Однако для того чтобы получить возможность использовать в своих умозаключениях данные определения, необходимо прежде выявить в самом предмете все его реальные части и элементы. Только за счёт этого наше мышление получит тот фактический материал, который позволит ему наполнить данные определения (всеобщее, особенное и единичное) конкретным содержанием. Но ещё раньше нам потребуется обнаружить сам предмет: найти его в окружающем мире и отделить от остальных. Соответственно, вся процедура постижения понятия любого предмета состоит из трёх последовательных этапов. На первом этапе мы только обнаруживаем факт бытия интересующих нас предметов. На втором – выявляем их внутреннее строение и внешние связи. На третьем – постигаем их понятие как таковое.

Категории. Каждому этапу постижения понятия соответствует своя группа определений мышления, которые называются категориями. Что такое категории? Это всеобщие признаки, которые мы находим у всех предметов вообще. Все вещи обладают количеством, качеством, формой, содержанием, отношением к чему-либо, причиной, следствием и т.д. Вот такие всеобщие признаки, мыслимые в их чистоте, называются категориями [от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак]. В окружающем мире мы всегда имеем какое-то определённое количество, качество, форму, содержание и т.д.. Но в своём мышлении мы находим эти определения в их чистоте: качество как таковое, форма как таковая, и т.д.

Категории являются теми внутренними конструктивными элементами нашего мышления, посредством которых оно синтезирует понятия предметов. Сами по себе категории пусты. Они лишь чистые определения мышления. Своё назначение они реализуют только тогда, когда соединяются с чувственными восприятиями вещей. В результате соединения восприятий с категориями возникают понятия предметов. Как это происходит? Это должна показать нам наука о мышлении, которая называется логикой.

Соответственно, наука о мышлении – логика – делится на три части. В первой части рассматриваются те категории, посредством которых мы обнаруживаем бытие интересующих нас предметов. Во второй – те, посредством которых мы раскрываем их сущность. Наконец, в третьей части – те категории, с помощью которых мы выстраиваем понятия предметов.

ТЕМА 2. Категории бытия

 

В данном разделе рассматривается последовательный ряд категорий, посредством которых мы обнаруживаем в окружающем мире интересующие нас предметы. Этот ряд включает в себя три сферы определений:

качества,

количества,

меры.

 

Чтобы легче освоить данный материал следует припомнить свой опыт работы с биноклем или с фотоаппаратом, снабжённым объективом. Глядя через бинокль на мир, мы наблюдаем следующую картину. Когда объектив находится в одной из крайних точек фокусного расстояния, мы видим в кадре серое размытое пятно. Переводя объектив в другую крайнюю точку фокусного расстояния, мы вновь получаем такое же серое, размытое пятно. Повторяя так много раз, вращая объектив туда-сюда, мы начинаем замечать, что в ходе этого что-то возникает и тут же исчезает. Замедляя вращение объектива, мы в итоге фокусируем очертания находящихся в кадре предметов. Далее мы пристально рассматриваем эти предметы и находим среди них тот, который нас непосредственно интересует. После этого мы переносим своё внимание только на этот предмет и далее рассматриваем уже только его: его внешний вид, его внутреннее строение, внешние связи и т.д. Вот в такой же последовательности происходит формирование образов предметов в нашем сознании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.