Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды трансакций.






ТЕМА: ТРАНСАКЦИИ И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

 

1. Понятие и виды трансакций

2. Трансакционные издержки и их виды

 

Понятие и виды трансакций.

Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, понятие «трансакционные издержки» (ТИ) является базовым в неоинституционализме.

Самое простое определение ТИ – это затраты на осуществление трансакций. Следовательно, чтобы составить представление о том, что это такое, необходимо чётко определить, что такое трансакция.

Напомним, что понятие трансакции ввёл в научный оборот Дж. Коммонс. Ещё в 1931 году он предложил рассматривать трансакцию как основную единицу экономического анализа.

Какова была логика Дж. Коммонса? Он считал, что в экономическом анализе следует учитывать все факторы, влияющие на результаты взаимодействия экономических агентов. Поэтому базовая единица экономического анализа деятельности должна связывать экономические, правовые и этические аспекты их отношений. Лишь тогда рассматриваемые взаимодействия могут быть проанализированы без потери важных составляющих, таких как моральные обязательства сторон, различия в правовом статусе и др.

Коммонс пишет по этому поводу: исходная единица деятельности, связывающая право, экономику и этику, должна содержать в себе принципы конфликта, взаимной зависимости и порядка. Такой единицей является трансакция – исходный элемент институционального анализа.

Главный конфликт общественной жизни - конфликт по поводу ограниченных ресурсов. Он разрешается посредством регламентации доступа к ресурсу, установления прав собственности на него. Передача прав собственности составляет основное содержание трансакции. Результатом этой передачи является установление правового контроля над ресурсом; как следствие - упорядочение взаимодействия субъектов. Именно институт собственности отражает потребность зависящих друг от друга индивидов в порядке. По мнению Коммонса, собственность является основой институциональной экономики, а трансакция - простейшей единицей экономической деятельности и основной единицей экономического анализа.

Коммонс определяет трансакцию не как обмен товарами, а как отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.

(Куз., Бенд. 190) Обмен правами собственности между индивидами может быть либо добровольным, либо принудительным. Соответственно этому, Коммонс выделяет три основных идеальных типа трансакций: рыночные трансакции, трансакции управления и рационирования. В чистом виде эти трансакции редко встречаются. Чаще реальные трансакции представляют собой смесь этих типов.

Если рыночные трансакции предполагают равный правовой статус участников, то трансакции управления подразумевают отношения власти и подчинения между узаконенными уровнями иерархии (например, мастер и рабочий). Верхний уровень готовит приказы о приобретении, отчуждении или использовании предмета, а нижний должен их исполнять. Здесь имеет место асимметричность отношений. Трансакции рационирования осуществляют распределение реального дохода по предписанию верхних уровней власти. Трансакции рационирования также подразумевают асимметричность отношений и подчинение между узаконенными уровнями иерархии (пример – разработка налоговой политики правительственными органами). Эти трансакции, разрабатываемые, как правило, коллективным органом, формируют ограничения на потенциальное содержание рыночных и управленческих трансакций.

(Инст. Эк.118) Подход Коммонса к определению трансакций впоследствии дорабатывался рядом учёных. Так, Клод Менар обращает внимание на то, что было бы неправильно сводить концепцию трансакций только к передаче прав собственности (как у Коммонса) и предлагает называть трансакцией любой трансферт прав пользования товарами и/или услугами между технологически разделёнными единицами. По его мнению, акцент, сделанный на праве пользования, позволяет расширить концепцию: теперь принимаются во внимание трансакции и внутри организаций, и в рамках иных соглашений (например, в плановой экономике), при которых передача прав не связана с передачей прав собственности. Таким образом, передача прав собственности представляет собой частный случай более широкого процесса.

Схожа с вышеприведённым мнением и точка зрения Стивена Чанга (Ченга), который видит в трансакции любые формы организации экономической деятельности.

Большой вклад в развитие теории трансакций внёс Оливер Уильямсон. Он также как и Коммонс, считает, что трансакция есть базовая единица анализа и исследует форму её организации.

(Куз., Бен. 196) Уильямсон отмечает, что «трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая».

Осуществление трансакций по Уильямсону должно поддерживаться специальными структурами, вид которых зависит от параметров трансакций.

(Инст. Эк. Менар 127) Уильямсон выделяет главные свойства трансакций: частота, специфичность ресурсов и неопределённость.

Неопределённость, сопровождающая осуществление трансакций, проистекает из внутренних и внешних источников.

Внутренний источник неопределённости заключается в поведении участников сделки в условиях, когда невозможно или слишком дорого фиксировать или/и проверять ряд поступков.

Внешний источник неопределённости обусловлен невозможностью точного предсказания открывающихся возможностей в условиях сложного, меняющегося мира.

Понятно, что чем больше неопределённость на рынке, тем больше издержки по её определению и сильнее стремление к централизации трансакций в рамках фирмы.

Частота трансакций может быть представлена тремя уровнями: разовые, случайные (или спорадические), регулярные (или непрерывные).

Специфичность ресурсов также может быть рассмотрена на трёх уровнях: ресурсы общего назначения, малоспецифический и идиосинкразический ресурс.

Если специфичность ресурса равна нулю, то он является ресурсом общего назначения. Доход от использования такого ресурса не превышает величины альтернативных издержек (упущенной выгоды), т. е. одинаково выгодно может быть использование ресурса в различных направлениях.

Если альтернативные издержки использования ресурса меньше получаемого дохода, но больше 0, то это малоспецифический ресурс (т. е. можно использовать ресурс по другим направлениям, но с меньшей выгодой; ресурс легко перепрофилируем).

Если альтернативные издержки малы или равны нулю, то ресурс является идиосинкразическим или высоко специфическим (т. е. ресурс не перепрофилируем, или трудно перепрофилируем).

(ИЭ, Менар 128) Уильямсон дополняет идею специфичности ресурсов идеей повторного использования. Чем меньше возможностей для использования актива в другой трансакции, тем необратимее становятся инвестиции в него и специфичнее сама трансакция. Выражаясь словами Уильямсона, «специфичность актива связана с числом вариантов его альтернативного использования или числом его альтернативных пользователей при сохранении неизменной производственной ценности».

Компоненты специфичности активов следующие:

(1) Специфичность по месту расположения (например, алюминиевые заводы располагаются вблизи крупных электростанций).

(2) Физическая специфичность характеризует активы с особым дизайном и/или предназначенные для использования редкого сырья или комплектующих.

(3) Посвящённые или целевые активы ориентированы на удовлетворение потребностей чётко определённого потребителя. В данном случае активы специфичны не сами по себе, им можно найти альтернативное применение, а по целевому потребителю.

(4) Человеческие активы также могут быть специфичны. Эта специфичность связана со знаниями и навыками, приобретаемыми при выполнении определённых задач или в рамках определённых отношений. Следует подчеркнуть, что специфичность в данном случае связана не с квалификацией, т. к. квалифицированные рабочие легко находят альтернативную занятость.

(5) Торговые марки рассматриваются Уильямсоном как тип специфических инвестиций. Использование торговых марок зачастую связано с осуществлением значительных инвестиций в рекламу, в процедуры контроля качества и послепродажного обслуживания. Инвестиции в репутацию предопределяют некоторую зависимость. как в случае покупки оборудования у одного и того же поставщика (имеющего хорошую репутацию) несмотря на наличие на рынке более дешёвых аналогов.

(6) Последний компонент – специфичность по времени – появляется в связи с ситуацией взаимной зависимости активов, возникающей по мере развёртывания технологических процессов. В результате появляется потребность в тесной координации, проявляющаяся в заключении сложных и связанных с высокими издержками контрактов.

Практическое значение учёта специфичности актива состоит в том, что степень специфичности активов является важным фактором для объяснения выбора между альтернативными управленческими структурами, а также для понимания внутренних характеристик этих структур.

Согласно мнению Уильямсона параметры трансакции обусловливают необходимость создания специальной структуры для управления ею.

В связи с эти можно рассмотреть 4 типа трансакций:

1. Разовая сделка с участием активов общего назначения.

Пример – покупка бытовой техники, например – телевизора. Частота трансакции для покупателя – редкая. Специфичности актива нет. Продавцу безразлично, кому продать телевизор. Главный критерий – цена. Т. о разовый обмен на анонимном рынке не требует создания специальных структур управления: конкурентный рынок эффективно справляется с задачей реализации данного типа трансакций.

2. Повторяющаяся сделка с участием активов общего назначения.

Примером такой сделки является покупка товаров каждодневного пользования (хлеб). Здесь уже не совсем безразлично у кого покупать. Постоянно покупая товар у одного продавца можно быть уверенным в качестве продукта. Продавец также заинтересован в постоянных клиентах, но поскольку доля каждого покупателя невелика в общем объёме продаж, то уход покупателя к другому продавцу не является проблемой для первого продавца. То, что покупает один, может купить по той же цене кто-то другой.

Т. о. и в данном случае нет необходимости создавать специальные структуры по управлению такими трансакциями.

3. Разовая сделка с участием специфических активов.

Использование специфических активов несёт с собой опасность, т. к. в случае невыполнения сделки невозможно без потерь переориентировать активы – они ведь созданы под определённую трансакцию. Следовательно, в таком случае необходимы гарантии осуществления сделок. Одним из способов является трёхстороннее управление трансакцией – привлечение третьей стороны для выполнения арбитражных функций.

Если же речь идёт не просто о специфическом, но об эксклюзивном, т. е. идиосинкразическом активе, то при больших потенциальных потерях возможно создание фирмы для того, чтобы идиосинкразические активы управлялись в рамках единой собственности. Таким образом, идиосинкразические трансакции требуют единого управления – иерархических отношений, т. е. фирмы.

4. Повторяющаяся сделка с участием специфических активов.

Если взаимодействие является повторяющимся, то при невыполнении сделки есть угроза потери репутации. Поэтому здесь возникает потребность в фундаментальной трансформации рыночных отношений в отношения взаимозависимости, когда вместо рыночного типа связи между продавцом и покупателем возникает тип двухстороннего партнёрства – двухстороннее управление сделкой. При этом поставщик товаров и услуг и покупатель не образуют никакой совместной фирмы, но между ними возникают отношения взаимозависимости, основанные на том, что производитель сделал специфические инвестиции и адаптировал свой товар к специфическим условиям данного покупателя. Однако покупатель каждый раз будет проводить торги, тем самым создавая угрозу возможного перехода к другому поставщику. Это делается не для того, чтобы избавиться от своего поставщика, а для того, чтобы добиться лучших для себя условий контракта и предотвратить возможность оппортунистического поведения с его стороны. Пример – закупка оборонной техники.

Уильямсон полагает, что фактически в экономике мы имеем дело не с рынком и отдельными фирмами (особенно, когда речь идёт не о потребительском секторе, а о секторе контрактов компаний между собой), а с очень плотной сетью отношений взаимозависимости, которыми связаны фирмы-партнёры.

 

 

Уильямсон приводит примеры трансакций, отражающие различия в их характеристиках:

 

 

Зависимость формы управления от частоты сделки и специфичности активов

(по Уильямсону):

 

2. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ИХ ВИДЫ

2.1 ПОНЯТИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК.

Понятие ТИ самым непосредственным образом связано с рассмотренным выше понятием трансакция.

Если говорить коротко, то ТИ – это затраты на осуществление трансакций.

Понятие ТИ ввёл в научный оборот Рональд Коуз в 1937 году с статье «Природа фирмы».

Учение о ТИ (такое простое на первый взгляд) попросту перевернуло представление экономистов о функционировании экономической системы. Но произошло это не сразу, осознание важности идеи ТИ заняло несколько десятилетий. Об этом процессе хорошо рассказывает сам Коуз в своей Нобелевской лекции и статьях «Природа фирмы – истоки», «Природа фирмы – истолкование», «Природа фирмы – влияние». Получая Нобелевскую премию в 1991 году, Коуз говорит, что «… очень странно – на девятом десятке получить награду за работу, сделанную в двадцать с небольшим». (ПФ, с. 345)

Коуз очень оригинально описывает свой вклад в науку. Он говорит, что «…не внёс ничего нового в высокую теорию. Мой вклад экономи­ческую науку – говорит он - состоял в том, что я настаивал на включении в ана­лиз столь очевидных характеристик экономической системы, что они ускользали от внимания, подобно почтальону из рассказа Г.К. Честертона о патере Брауне " Человек-невидимка". Тем не ме­нее, если эти характеристики все-таки включить в анализ, то, по моему убеждению, они приведут к полному изменению структуры экономической теории, по крайней мере в той ее части, которую именуют теорией цен или микроэкономической теорией. Все, что мне удалось, — это показать важное значение для экономической теории фактора, который можно назвать институциональной структурой производства» (340).

Клод Менар называет то, что произошло в экономической науке при внесении в неё идеи ТИ «Коузианской революцией».

Дж. Стиглер отмечает, что мир без ТИ был бы столь же странен, сколь и мир без трения.

Сам Коуз выразил убеждение, что «без понятия ТИ … невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы, и нет основания для определения политики».

В неоклассическом мире, где информация является полной и совершенной, участники взаимодействий рациональны, права собственности чётко специфицированы, - сделки совершаются мгновенно и без потерь. Контрактные обязательства не нарушаются: все возможные нарушения условий сделки можно просчитать заранее и заранее же обеспечить их низкую привлекательность (например, посредством штрафов). Права собственности специально защищать не требуется, т. к. государство обеспечивает условия для рыночной конкуренции.

Понятно, что неоклассический мир – это абстракция очень далёкая от жизни. В реальном мире – мире неполной информации, населённым ограниченно разумными людьми, которые к тому же ведут себя оппортунистически, - осуществление сделок не может происходить без затрат. Затраты на осуществление трансакций в реальном мире получили название ТИ.

Именно в целях экономии ТИ создаются и функционируют институты. Различные виды контрактного устройства предназначены для экономии ТИ.

Сама идея ТИ появилась у Коуза в связи с рассмотрением вопроса: почему существует фирма – этот островок сознательной власти в стихии рынка. Если принять распространённую точку зрения, что конкуренция, действуя через систему цен, обеспечит всю необходимую координацию, то почему существует управление, основная функция которого именно координация? Если управление эффективно, то почему не управлять всей экономикой как одной большой фабрикой (как предполагали марксисты, в частности В. И. Ленин)?

Как отмечает Коуз, ответ на этот вопрос он нашёл уже в 1932 году. Он заключается в том, что использование ценового механизма сопряжено с издержками. Требуется выяснить, каковы будут цены. Приходится вести пере­говоры, составлять контракты, организовывать проверки, улажи­вать споры и т. д. и т. п. Для этих затрат теперь принят термин " трансакционные издержки". Из факта их существования вытека­ет, что могут иметь место альтернативные рынку методы коорди­нации, которые, будучи сами по себе дорогостоящими и во многих отношениях несовершенными, тем не менее окажутся предпочтительнее опоры на единственный анализируемый эконо­мистами метод координации — ценовой механизм. Именно стремление избежать издержек осуществления трансакций посредством рынка объясняет существование фирмы, в которой разме­щение факторов производства происходит в результате админист­ративных решений.

В работе 1937 г. «Природа Фирмы» Коуз утверждал, что в конкурентной системе должен быть некий оптимальный объем планирования, поскольку фирма — это маленькое плановое сообщество – может продолжать своё существование, только если она выполняет свою функ­цию координации с меньшими издержками, чем те, что пришлось бы нести при выполнении той же функции путем рыночных трансакций, а также те, что имели бы место, если бы ту же функ­цию выполняла другая фирма. Для того чтобы иметь эффективную экономическую систему, необходимо наличие не только рынков, но и сфер планирования внутри организаций адекватного размера. Характер этого сочетания определяется в результате соревнования разных форм координации.

Сам по себе этот вывод - замечательный научный результат. Но Коуз отмечает, что главный результат работы «Природа фирмы» - явное включение трансакционных издержек в экономический анализ. Фирма возникает, когда агентские издержки меньше трансакционных.

Сам Коуз трансакционные издержки трактовал первоначально как издержки ценового механизма. Им он противопоставлял внутрифирменные издержки, которые называл агентскими издержками. Агентские издержки возникают вследствие необходимости организовывать взаимодействия работников внутри фирмы, контролировать выполнение распоряжений, обеспечивать производственную дисциплину.

Долгое время идея ТИ не вызывала большого интереса. Только после опубликования в 1960 году работы Коуза «Проблема социальных издержек» интерес к ним стал стремительно возрастать. В этой работе Коуз использовал ТИ для анализа экстерналий. Те, кто заинтересовался этой проблемой, должны были вернуться к работе «Природа фирмы», чтобы вникнуть в проблему ТИ. «Природа фирмы» становилась одной из наиболее часто цитируемых работ, а проблема ТИ – активно разрабатываемой.

Следует отметить некоторых учёных, внёсших заметный вклад в дальнейшую разработку теории ТИ. Это Кеннет Эрроу, Джордж Стиглер, Армен Алчиан, Гарольд Демсец, Оливер Уильямсон. На новом уровне разработки ТИ получили расширительную трактовку - они стали пониматься не только как издержки функционирования ценового механизма, но как издержки функционирования системы на любом уровне, в том числе и фирмы, и всей национальной экономики. ТИ стали противопоставляться трансформационным (или производственным) издержкам.

Следует отметить, что нет единственного определения ТИ. Как издержки эксплуатации экономической системы ТИ определяет К. Эрроу. Эрроу сравнивает действие ТИ в экономике с действием трения в физике. Понятно, что такое «трение» есть не только в рыночной, но и в плановой экономике. Стивен Чанг утверждает, что максимальные ТИ имеют место именно в плановой экономике, что определяет её неэффективность.

Д. Норт считает, что ТИ «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению».

Наиболее широкое, всеобъемлющее определение ТИ – это издержки взаимодействия. Именно такую трактовку мы в дальнейшем будем иметь в виду.

Понятно, что любая экономическая деятельность осуществляется как определённого вида взаимодействие..Именно осознание данного факта привлекает внимание к изучению ТИ. Коуз в Нобелевской лекции отмечает, что в «Природе фирмы» он утверждал, что существование ТИ ведёт к возникновению фирмы. «Но на самом деле эффект ТИ пронизывает всю экономику. Бизнесмены учитывают ТИ, когда принимают решения о способах ведения дел и о том, что нужно производить. Если издержки осуществления обмена превышают выигрыш, который принесёт этот обмен, то обмен не будет иметь места, и расширения производства, как следствия специализации не последует. Таким образом, ТИ воздействуют не только на контрактные соглашения, но и на ассортимент производимых товаров и услуг. Если не включать в теорию ТИ, то многие аспекты функционирования экономической системы не будут объяснены, в том числе и возникновение фирмы, но ещё многое помимо этого. Фактически львиная доля всего, что мы считаем экономической деятельностью направлена на устранение препятствий, которые в противном случае воздвигли бы высокие ТИ, или на такое снижение ТИ, чтобы индивиды могли свободно вступать в сделки и можно было пользоваться преимуществами «рассредоточенного знания» о котором говорит Хайек». (ПФ, 346)

 

2.2 ТИПОЛОГИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК.

Для более детального анализа ТИ полезно сгруппировать их по определённым признакам. Существует много разновидностей ТИ, наиболее распространённой является нижеприведённая:

1. Издержки поиска информации

2. Издержки измерения

3. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности

5. Издержки оппортунистического поведения.

1) Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, какова степень их надёжности., каковы сложившиеся на данный момент цены. Кроме ценовых показателей необходимо располагать информацией о качестве товаров и услуг, условиях послепродажного обслуживания и многом другом. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. На последний момент следует обратить особое внимание, т. к. часто именно эти издержки недооцениваются. Следует понимать, что экономия на поиске качественной информации, может обернуться большими потерями. С другой стороны, любая дополнительная информация требует дополнительных затрат. Поэтому, важно определить достаточный уровень информации, руководствуясь принципом соотношения: результаты/затраты.

Существуют различные способы снижения информационных ТИ. Например, это специализированные издания, содержащие информацию об определённых товарах и услугах; специализированные рынки, ярмарки. «Ещё одним способом экономии может являться использование специализированных агентств или подразделений внутри фирм. Это могут быть рекламные или маркетинговые агентства и подразделения, поисковые системы в Интернете, … рекрутинговые агентства и т. п. В данном случае индивидуальные издержки экономических агентов снижаются за счёт экономии на масштабе и специализации». (Аузан, 2011, с. 80)

 

2) Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Значительные средства тратятся экономическими агентами на оформление трансакции. Оформленная трансакция – это договор или контракт. Необходимо провести предварительную работу по проработке положений контракта, провести переговоры с целью согласования заинтересованными сторонами положений контракта об условиях обмена; необходимы затраты на заключение и оформление контрактов. Иногда требуется перевод на иностранный язык контракта, иногда нотариальное заверение или государственная регистрация. «Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений». (Капелюшников, Теория ТИ) Как и в предыдущем случае, встаёт проблема оптимизации контракта с точки зрения соотношения проработанности и затратности. В теме «Контрактные отношения» мы ещё обратимся к этой проблеме.

Основной инструмент экономии издержек ведения переговоров и заключения контрактов - стандартные (типовые) договоры. В стандартных договорах уже прописаны права и обязанности сторон, следует вписать только данные клиента, условия договора (пример – билет на авиа-, жд перевозку, где кроме имени пассажира указывается место назначения, время отбытия и некоторые др. данные). «Крайний вариант типового договора – так называемый договор присоединения, когда все условия договора разрабатываются одной стороной, а другая может либо присоединиться, либо вовсе не заключать договор. Права присоединяющейся стороны во многих странах (и в России в том числе) защищены законодательно, когда эта сторона может в судебном порядке требовать изменения условий договора (договор на поставку газа, электроэнергии и др.)

3) Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. Следует отметить, что издержки измерения не обязательно являются ТИ – они могут быть частью трансформационных издержек, если их необходимость вызвана требованиями технологии. Трансакционными они будут в том случае, если связаны с осуществлением трансакции.

Уровень ТИ измерения определяет различные категории благ:

1 Исследуемые блага – качество этих благ нетрудно оценить до начала потребления, например, просто попробовав.

2 Опытные блага – качество этих благ проявляется только в процессе непосредственного потребления (пример – сковорода с антипригарным покрытием)

3 Доверительные блага – качество этих благ сложно определить даже во время потребления. Классический пример – медицинские услуги, когда трудно понять, что конкретно повлияло на результат и именно ли прописанное лекарство повлияло на результат.

Следует отметить, что одно и то же благо может быть в разных ситуациях либо исследуемым, либо опытным. Если приобретается один экземпляр (например, яблоко), то его качество определяется во время потребления, а если приобретается партия стандартных товаров (тех же яблок), то попробовав одно, получаем сведения о всех других.

Существенная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов, денежной системы, осуществления торговли по образцам, использования фирменных ярлыков и торговых марок. Совершенствование технологий, в том числе измерительных, снижает ТИ измерения. Неформальные институты (например, доверие) способствуют снижению данного вида издержек.

4) Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5) Издержки о ппортунистического поведения. Напомним, что оппортунизм представляет собой достижение собственных целей с использованием коварства. Существует много типов оппортунизма. Оппортунизм можно разделить на предконтрактный и постконтрактный. Если имеет место асимметрия информации, касающаяся характеристики благ, то на предконтрактной стадии возникает ситуация, получившая название «ухудшающий отбор». Первым подробно рассмотрел эту ситуацию Джорж Акерлоф в статье «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм» (1970). Эта статья стала классической. В ней показан механизм неблагоприятного отбора на примере рынка подержанных автомобилей, когда у покупателя нет достоверной информации о качестве продаваемых автомобилей и он исходит из предположения их низкого качества. Тогда продавцам хороших автомобилей становится невыгодно продавать свои авто. В результате плохие авто (в терминологии американцев «лимоны») вытесняют с рынка хорошие.

Другая разновидность оппортунизма получила название «морального риска». Он имеет место на постконтрактной стадии и тоже связан с асимметрией информации, но уже касательно поведения сторон. Когда получение информации о поведении одной из сторон контракта затруднено или чрезмерно дорого, возникает ситуация работы с меньшей отдачей, чем предусмотрено контрактом. Эта ситуация получила название «отлынивание». Данный термин предложили использовать А. Алчян и Г. Демсец. Они обратили внимание на сложность выделения вклада отдельного работника в результаты совместного труда при работе «командой». Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Ещё одна форма оппортунистического поведения ­ вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда < вымогательство> остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий.

 

Рассматривая издержки взаимодействия, Уильямсон предлагает различать ТИ типа ex ante (предконтрактные) и ex post (постконтрактные).

Первые включают в себя затраты на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашений. Данные действия можно проводить с особой тщательностью, и в таком случае составляется сложный документ, в котором предусматриваются многочисленные возможные будущие события и соответствующая адаптация к ним участников соглашения. В противном случае договор может остаться весьма неполным, и проблемы в нём будут заполнятся сторонами по ходу возникновения непредвиденных обстоятельств.

Уильямсон отмечает, что в большинстве исследований экономических обменов предполагается наличие эффективных правовых норм разрешения контрактных споров, а также грамотное и недорогостоящее разрешение их судами, хотя на самом деле это совсем не так.

Постконтрактные издержки встречаются в нескольких формах:

- затраты, связанные с плохой адаптацией к непредвиденным событиям;

- расходы на тяжбы;

- организационные и эксплуатационные расходы, связанные с использованием структур управления, куда стороны обращаются для разрешения конфликтов;

- затраты, связанные с точным выполнением контрактных обязательств.

Оба типа контрактных издержек тесно связаны, т. е. они должны анализироваться одновременно, а не последовательно.

Кроме того, оба типа издержек часто трудно поддаются количественным оценкам. Данная проблема разрешается путём сравнительного институционального анализа для сопоставления ТИ при различных способах контрактации. Поэтому важно различие ТИ, а не их абсолютное значение. В эмпирических исследованиях ТИ почти никогда не предпринимается попытка непосредственно измерить их величину, а делается сопоставительный анализ (т. е. применяется ординалистский подход).

Представим ещё несколько подходов к классификации ТИ.

Милгром и Робинс делят трансакционные издержки на:

1. Связанные с координацией (сведение сторон во времени и пространстве)

1.1. Издержки определения деталей контракта – обследование рынка с целью более точного определения содержания контракта.

1.2. Издержки определения партнеров – изучение партнеров, их возможности выполнить контракт.

1.3. Издержки непосредственной координации – для того, чтобы свести стороны.

2. Связанные с мотивацией (затраты на контроль, мониторинг выполнения сторонами своих обязательств)

2.1. Связанные с неполнотой и несовершенством информации

2.2. Связанные с оппортунизмом – затраты необходимые для предотвращения оппортунистического поведения или установленные последствий оппортунистического поведения.

 

Т. Эггертссон рассматривает следующие трансакционные издержки:

1) Издержки поиска – поиск приемлемой цены, поиск информации о продавцах и покупателях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.