Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-деликтный и Уголовный аспекты






 

Д.А. ГАЗИЗОВ, Т.Г. ГАЗИЗОВА

 

Газизов Дмитрий Анатольевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

 

Газизова Татьяна Георгиевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

 

В статье проведен анализ проекта Федерального закона N 400689-5 " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

 

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, потребление наркотических средств без назначения врача, немедицинское потребление, оборот наркотических средств.

 

A critical understanding of the proposed changes about drug laws: the administrative - tort and criminal aspects

D.A. Gazizov, T.G. Gazizova

 

The article analyzes the draft of Federal law N 400689-5 " On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", aimed at improving the legislation of the Russian Federation in the fight against illicit traffic of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors.

 

Key words: narcotic substances, psychotropic substances, use of narcotics without doctor's orders, not medical consumption, use of narcotics.

 

В XX и XXI вв. правонарушения в сфере оборота наркотических средств и наркомания становятся явлениями глобального характера, несущими в случае их развития угрозу необратимой деградации людей и тотальной криминализации общества.

По оценкам ООН, от 155 млн. до 250 млн. человек (от 3, 5% до 5, 7% населения в возрасте от 15 до 64 лет) во всем мире хотя бы раз употребили запрещенные наркотические средства. Большинство потребителей запрещенных наркотиков в мире (129 - 190 млн. человек) употребляли каннабис. На втором месте в списке наиболее часто употребляемых наркотиков стоят стимуляторы амфетаминового ряда, за ними следуют кокаин и опиаты. Однако если оценивать вред, вызванный потреблением наркотиков, то первое место займут опиаты < 1>.

 

--------------------------------

< 1> См.: Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2010 г. С. 123 // URL: https:// www.unodc.org/ documents/ russia// Reports/ World_Drug_Report_2010_rus_web.pdf.

 

Российская Федерация как неотъемлемая часть мирового сообщества в полной мере испытывает на себе растущую наркоугрозу. По направленности наркотические угрозы можно разделить на угрозы личности, обществу и государству. Более того, главной является угроза личности (человеку), его жизненно важным интересам. Ситуацию наглядно иллюстрируют данные статистики. Так, в 2010 г. число лиц, зарегистрированных в учреждениях системы Минздравсоцразвития России с диагнозом " наркомания", составило 350 936 (темп прироста по отношению к 2005 г. составил 2, 2% (343 509)). В том числе вследствие потребления: опиоидов - 304 380 человек (2005 г. - 301 711); каннабиноидов - 23 097 лиц (2005 г. - 21 937); кокаина - 81 лицо (2005 г. - 50); психостимуляторов - 4254 человека (2005 г. - 5150); других наркотиков и их сочетаний - 19 124 человека (2005 г. - 14 661 < 2>).

--------------------------------

< 2> См.: Основные показатели деятельности наркологической службы в 2010 г. М., 2011. С. 8.

 

Официальные данные о зарегистрированных лицах, употребляющих наркотические средства не в медицинских целях, т.е. которым не поставлен диагноз " наркомания", гораздо выше. Так, в 2001 г. таких лиц было зарегистрировано: 496 419; в 2002 г. - 498 745; в 2003 г. - 495 620; 2004 г. - 493 647; в 2005 г. - 500 508; в 2006 г. - 517 839; в 2010 г. - 547 081, из них 393 534 (71, 9%) - это потребители наркотиков инъекционно, а 14, 4%, или 56 486, ВИЧ-инфицированы. В свою очередь, среди потребителей инъекционных наркотиков в 2010 г.: 84%, или 330 695 человек, - мужчины и 16%, или 62 839, женщины; в возрасте от 0 - 14 лет - 39 детей, от 15 - 17 лет - 1263 несовершеннолетних, от 18 - 19 лет - 10 353 человека, основная масса от 20 - 39 лет - 337 524 (в 2009 г. - 328 435), 40 - 59 лет - 43 971 человек (2009 г. - 42 077), 60 лет и старше 384 человека < 3>.

--------------------------------

< 3> См. подробнее: Иванов В.П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. N. 3 [Электронный ресурс] // СПС " КонсультантПлюс"; Основные показатели деятельности наркологической службы в 2010 г. М., 2011. С. 28, 29.

 

В сложившейся ситуации государство принимает меры, направленные на совершенствование антинаркотического законодательства, правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Указом Президента России от 09.06.2010 N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. < 4>, в которой указано, что необходимость ее принятия обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких, как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.

--------------------------------

< 4> См.: СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3015.

 

Четырнадцатого февраля 2012 г. Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении принят проект Федерального закона N 400689-5 " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" < 5>. Указанный проект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

--------------------------------

< 5> См.: официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации // URL: https://www.duma.gov.ru/systems/law/? number=400689-5& sort=date.

 

В ст. 5 законопроекта предусмотрено внесение изменений в КоАП РФ. Так, предлагается:

- ввести новую ст. 6.16.1 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ);

- изложить в новой редакции санкцию ч. 3 ст. 20.20, дополнить ст. 20.20 частью 4, предусматривающей ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства.

В связи с предлагаемыми выше изменениями уточняются полномочия судьи, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Анализируемые изменения являются необходимыми, соответствующими современным реалиям, и направлены на реализацию п. 21 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. < 6>, которым предусмотрено, что Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту. В целях сокращения предложения наркотиков обеспечивается ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков.

--------------------------------

< 6> Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 24. Ст. 3015.

 

Разделяя приведенную позицию, считаем необходимым отметить, что вызывает возражение то, как это предлагается сделать. В пояснительной записке к анализируемому законопроекту указывается, что " в целях установления санкции, адекватной правонарушению, и ужесточения административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах законопроектом предлагается дополнить часть 3 статьи 20.20 КоАП санкцией в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток" < 7>.

--------------------------------

< 7> См.: официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации // URL: https://www.duma.gov.ru/systems/law/? number=400689-5& sort=date.

 

Действительно, в настоящее время имеется явное несоответствие в санкциях норм, предусматривающих административную ответственность за немедицинское потребление наркотических средств, так как наказание за немедицинское потребление наркотических средств в общественных местах либеральнее, чем вне общественных мест.

Так, ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Часть 3 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В законопроекте N 400689-5 предлагается новая редакция санкции ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ: "...влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток".

Следовательно, санкции ст. 6.9 КоАП РФ и ч. 3 ст. 20.20 будут идентичными. Таким образом, приходится констатировать, что, во-первых, фактически ужесточения административной ответственности не произойдет. Во-вторых, при подобном подходе теряется смысл выделения в отдельную норму (ч. 3 ст. 20.20) потребления наркотических средств без назначения врача в общественных местах. Для этого достаточно было бы исключить из ст. 6.9 КоАП выражение " за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20".

На наш взгляд, непосредственным объектом административных правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств, вне зависимости от того, где они употребляются, в общественных местах или нет, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения. Санкции за такие противоправные деяния должны дифференцироваться по степени тяжести и характеру совершаемых деяний.

По нашему мнению, потребление наркотических средств в общественных местах более опасно, чем в непубличных местах, так как это является своего рода пропагандой и способствует вовлечению в указанные действия значительного количества лиц.

С учетом указанного предлагается установить единую норму, предусматривающую ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, изложив ст. 6.9 КоАП РФ в следующей редакции:

" Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в общественных местах или повторно,

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства,

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Потребление несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей".

К сожалению, анализируемый законопроект не содержит мер, направленных на устранение имеющихся несоответствий в санкциях действующих норм КоАП РФ. В частности, Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" < 8> внесены изменения в ст. 6.13 КоАП РФ (дополнена ч. 2). Указанная статья предусматривает административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

--------------------------------

< 8> См.: СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 29.

 

Однако санкция ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

По ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ деяния, предусмотренные ч. 1, но совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Возникает вопрос: а рекламная продукция и оборудование, использованное для ее изготовления, конфискации не подлежит?

Представляется, что разработке законопроектов, направленных на ужесточение санкций за совершение правонарушений, должен предшествовать комплексный анализ правоприменительной практики, а также социологические исследования эффективности административных наказаний за определенные виды правонарушений < 9>, в том числе и в сфере оборота наркотических средств, которые необходимо проводить на постоянном основе.

--------------------------------

< 9> См.: Шергин А.П. Концептуальные основы административно-деликтного права // Научный портал МВД России. 2008. N 1. С. 21.

 

Следует отметить, что при формировании антинаркотической политики не в полной мере учтен, а следовательно, и не использован весь арсенал уже имеющихся административных санкций, которые могут быть применены за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, в частности конфискации. На наш взгляд, необоснованно редко применяется конфискация.

В последнее время достигло критической массы общественное мнение о необходимости ужесточения санкций, установленных за управление транспортным средством в состоянии опьянения (наркотического, алкогольного, токсического). В 2011 г. зарегистрировано свыше 199 900 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27 953 и ранено почти 252 тыс. человек < 10>. 13 февраля 2012 г. состоялось заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, где было указано, что в 2011 г. отмечался рост на 3, 4% числа происшествий по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения; всего за год было зафиксировано более 12, 2 тысячи таких ДТП < 11>.

--------------------------------

< 10> По материалам выступления Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России // Официальный сайт МВД России. URL: https://www.mvd.ru/news/show_101853.

< 11> Официальный сайт ГИБДД МВД России // URL: https://www.gibdd.ru/news/947.

 

Частью 3 ст. 12.8 КоАП за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, предусмотрен административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

Однако, несмотря на лишение водителей права управления транспортным средством, они продолжают управлять транспортными средствами, нередко вновь находясь в состоянии опьянения. Так, в Челябинской области лицо, имеющее девятилетний водительский стаж, 49 раз привлекалось к ответственности, из них 11 раз было лишено прав за вождение транспортным средством в состоянии опьянения. Другой водитель за управление транспортным средством в состоянии опьянения лишен в общей сложности водительских прав на 76 лет < 12>.

--------------------------------

< 12> См.: Газизов Д.А., Мягков А.В. Административно-правовое регулирование конфискации: состояние и пути совершенствования // Институт конфискации имущества в законодательстве государств - членов Совета Европы и российском законодательстве: Мат-лы международного семинара / Отв. ред. С.В. Землюков. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. С. 155.

 

На наш взгляд, следует проработать вопрос о возможности применения в судебном порядке конфискации транспортного средства. При этом, конечно же, должна учитываться неоднократность привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ. Так, если в отношении лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, было принято решение о лишении права управления транспортным средством, оно подвергалось административному аресту или штрафу (это лица, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест), т.е. были исчерпаны предусмотренные законом виды наказаний, представляется целесообразным предусмотреть в законе такую санкцию, как конфискация транспортного средства.

При совершенствовании законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств необходимо четко выполнять требования п. 4 Стратегии государственной антинаркотической политики о том, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на принципах системности (выделено нами. - Д.Г., Т.Г.) и неотвратимости ответственности.

На наш взгляд, принцип системности означает, что изменения, вносимые в уголовное законодательство и КоАП РФ, должны быть согласованы между собой, важность этого требования обусловлена близостью административных правонарушений и преступлений в сфере оборота наркотических средств, подвижностью их границ.

Общеизвестно, что большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим " полем" правовой защиты общественных отношений. Для одновидовых составов противоправных деяний, связанных с оборотом наркотических средств, характерно однотипное формулирование объективных признаков - " нарушение (несоблюдение) одних и тех же правил, норм" < 13>.

--------------------------------

< 13> См.: Шергина К.Ф. Государство и право на рубеже веков // Материалы Всероссийской конференции. Криминология. Уголовное право. Судебное право. М., 2001. С. 47.

 

Исследования криминологов показали, что преступник как особый социальный тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.

Иными словами, если человек неоднократно совершает административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, то с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что в будущем он может совершить и преступление, однородное ранее совершенным правонарушениям < 14>. Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия, то вероятность совершения преступления со стороны такого лица значительно повышается.

--------------------------------

< 14> Абызов Р.М. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. Ташкент, 1983. С. 17.

 

В этой связи особое значение приобретают вопросы не только своевременного привлечения к ответственности, назначения справедливого наказания исходя из тяжести и характера содеянного, но и одинаковые основания освобождения от уголовной или административной ответственности.

Так, анализируемый проект Федерального закона N 400689-5 содержит новые ст. 228.3 УК РФ и ст. 6.16.1 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за одни и те же действия, разграничение проведено в зависимости от размера. Если размер крупный или особо крупный, то это уголовная ответственность, если нет - административная.

В примечании к ст. 6.16.1 КоАП РФ указывается: " Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, их изъятие после возбуждения дела об административном правонарушении (выделено нами. - Д.Г., Т.Г.).

Таким образом, в законопроекте существует возможность избежания от административной ответственности, если изъятие происходит при задержании лица и последующем его досмотре, так как административно-процессуального документа (протокол досмотра, изъятия или задержания и т.п.) еще не составлено и дело об административном правонарушении еще фактически и юридически не возбуждено. В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 Кодекса;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 Кодекса.

В то же время в примечании к ст. 228.3 УК РФ указывается: " Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изъятие их при задержании лица (выделено нами. - Д.Г., Т.Г.), а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию".

На наш взгляд, " если провести аналогию между административным правонарушением и преступлением, то КоАП вполне логично рассматривать в качестве " младшего брата" Уголовного кодекса РФ - " кодекса о преступлениях" < 15>, а следовательно, основания освобождения от ответственности должны быть одинаковы.

--------------------------------

< 15> Соловей Ю.П. К критике некоторых концептуальных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2004. С. 3.

 

В связи с изложенным предлагается в примечании к ст. 6.16.1 КоАП РФ указать: " Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изъятие их при задержании лица или после возбуждения дела об административном правонарушении".

В настоящей статье мы, не претендуя на бесспорность высказанных суждений относительно дифференциации административных наказаний за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, попытались обозначить направления развития и совершенствования анализируемых мер.

 

 

- Газизов Д.А., Газизова Т.Г. Критическое осмысление предлагаемых изменений антинаркотического законодательства: административно-деликтный и уголовный аспекты // Административное право и процесс. 2012. N 6. С. 10 - 14.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.