Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11






Система социального страхования: сущность и содержание

 

11.1 Исторический и международный опыт организации социального страхования.

11. 2 Развитие социального страхования в России.

11.3 Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, структура, задачи, функции и порядок финансирования.

 

11.1. Исторический и международный опыт организации социального страхования

 

Социальное страхование – это одна из основных форм социальной поддержки и социальной защиты населения.

В государствах с социально ориентированной экономикой социальная защита граждан осуществляется двумя путями (способами):

- социальная помощь;

- социальное страхование.

Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее уязвимых групп населения. Такие программы финансируются за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования прямого государственного управления. Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948г. определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования как при наступлении ситуации социального риска, так и при потере средств к существованию по причинам, не зависящим от человека.

Начало истории организации социального страхования относится к Древнему миру. Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность, существовала во все времена. Вначале их защиту обеспечивали семья и сельские общины, а затем – корпоративные структуры – цехи, гильдии. Первые упоминания о некоторых элементах страхования жизни можно найти в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины Новой эры. Это отмечалось, например, в законодательстве Хаммурапи (1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом завете), при описании деятельности римских профсоюзов, а также средневекового гильдийско - цехового страхования уставного типа.

Постепенно расширялся перечень страховых случаев. Если вначале единственным страховым случаем рассматривалась только смерть, то впоследствии – пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, пособия членам семьи погибшего.

Фонды для выплаты формировались за счет вступительных взносов.

Большую роль в развитии личного страхования сыграли страховые общества Англии. На их развитие оказал влияние пожар в Лондоне в 1666 году, где погибло более 70 тысяч человек. Именно с конца 17 века в стране возникли многочисленные общества, введено государственное страхование жизни через почтовые учреждения, элементы и методы которой используются в настоящее время.

В конце 18 и начале 19 вв. на смену семье пришло крупное промышленное производство. Урбанизация и индустриализация общественной жизни, становление и развитие рабочего движения потребовали новой доктрины социальной защиты. В ее формирование внесли значительный вклад:

- социальные теории протестантов и Католической церкви (указ Елизаветы I о борьбе с бедностью – 1601г.);

- философско-правовые концепции европейских ученых о правовом порядке и правовом государстве (Кант, Гегель, английско-фабричное законодательство);

- разработки французского ученого-гуманиста Е.Клавьера (проспект относительного введения пожизненного страхования 1788г.);

- правовые нормы по организации социального страхования, предложенные канцлером Германии О.Бисмарком в 90г. XX века.

Таким образом, история зарождения и развития социального страхования связана с капиталистическим способом производства и европейской цивилизацией.

Предпосылками социального страхования являются:

-правовые традиции английского и континентального права, в основе которого лежит право на жизнь и на материальное обеспечение жизнедеятельности людей;

-традиции социального характера на принципах солидарности (кассы взаимопомощи в средневековой Европе, кооперативное движение в Англии) и широкого развития местного самоуправления;

-экономические предпосылки, обусловленные капиталистическим способом производства (повышение уровня рисков – зарплата, социальная незащищенность и т.д.);

Все эти факторы капиталистического уклада (массовое обнищание, принудительный труд, нарастание социального протеста) вызывали необходимость поиска регуляторов, одним из которых стало разделение оплаты труда на две части:

1 – выплачиваемая работнику;

2 – резервируемая на случай утраты трудоспособности, которая:

- начисляется с учетом трудового вклада работников;

- резервируется за счет зарабатываемых средств самих работников;

- выплачивается только в случаях утраты трудоспособности;

- перераспределяется во времени – от периода работы к периоду утраты работоспособности;

- финансируется за счет отчислений работников и средств работодателей.

Мировой опыт организации систем социального страхования имеет следующие преимущества:

1. в процессе резервирования страховых накоплений вовлекаются трудящиеся (наемные работники);

2. создаются специализированные страховые учреждения, занимающиеся профилактикой и денежными выплатами;

3. гарантируются конституционные права граждан.

 

11.2. Развитие социального страхования в России

Развитие социального страхования в России имеет свою историю. В 1776 г. была установлена государственная монополия на проведение страховой деятельности и созданы государственные страховые общества при государственном заемном банке и государственном ассигнационном банке. Кроме различных видов страхования, они осуществляли страхование «на дожитие» как одну из ныне существующих форм страхования жизни. Но к началу 19в. деятельность этих государственных страховых организаций прекратилась и появились 3 вида страхования:

- акционерное;

- взаимное;

- земское.

Первое акционерное общество страхования (от огня) образовалось в 1827г., акционерное страховое общество " Саламандра" – в 1847г. С 1913г. эти и другие общества осуществляли страхование:

- жизни (смешанное, на случай смерти и на дожитие);

- коллективное и индивидуальное страхование от несчастных случаев;

- коллективное страхование рабочих и служащих;

- индивидуальное страхование от вооруженных нападений.

До 1917г. личное социальное страхование осуществлялось преимущественно акционерными страховыми обществами и государственными организациями (кассами). Впоследствии создавались местные, губернские и всесоюзный фонды социального страхования. Ими управляли вновь созданные страховые кассы. В начале 30-х гг. социальное страхование в СССР передано профсоюзам.

Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду, возрастает вероятность возникновения социального риска. Его причины и факторы носят объективный характер:

-утрата заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний;

-утрата трудоспособности из-за несчастного случая;

-риск безработицы и т.д.

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на экономически активное, занятое население. Оно финансируется как за счет наемных работников, так и работодателей.

Централизованно-плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но все-таки обеспечивала определенные условия общественной жизнедеятельности, в т.ч. несла ответственность и за социальные риски.

С переходом к рыночной экономике меняется модель распределительных отношений, поэтому создаются механизмы и формы социальной защиты, адекватные новым социально-экономическим условиям. В основу этой системы положены страховые методы. Социальное страхование – один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы.

В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе. Уровень экономического развития государства является объективной основой социального страхования. Субъективной предпосылкой его является уровень общественного сознания.

Сложившаяся система социального страхования в России пока еще не является страховой по сути, она выполняет в основном функцию социального обеспечения. Размер страховых взносов не увязан с уровнем социального и профессионального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Идет активный процесс разработки нормативно-правовой базы, упорядочения финансовой системы социального страхования. В автономные не бюджетные фонды выделились системы пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинского страхования, занятости.

Предполагается построение страховых систем по профессиональному признаку, обеспечить точный расчет финансовых средств. Необходимо создать разветвленную социальную инфраструктуру, позволяющую обеспечить широкий выбор услуг застрахованным и выбора страховой организации. Важно, чтобы страховые учреждения не находились в ведении государства, широкое развитие должны получить механизмы самоуправления. Обучить специалистов по социальной работе основам социального страхования.

 

11.3. Фонд социального страхования Российской Федерации: понятие, структура, задачи, функции и порядок финансирования

 

Фонд социального страхования РФ был образован Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990года. При этом управление Фондом было возложено на Совет профсоюзов, который 29 мая 1991г. утвердил временное положение о Фонде и Временную инструкцию о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда.

Но позднее, так как произошел раскол в профсоюзном движении, и начались злоупотребления в использовании страховых средств, Президент РФ издал два указа (7 августа 1992г. и 28 сентября 1993г.) о возложении управления Фондом на Правительство РФ.

Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами России, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Главная его функция – управление средствами государственного социального страхования. В своей деятельности он руководствуется " Положением о Фонде социального страхования РФ" от 12 февраля 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Структура исполнительных органов Фонда – двухуровневая:

- федеральный уровень: отделения Фонда созданы в 89 субъектах;

- региональный.

Задачи Фонда:

1. Обеспечение гарантированных пособий государством:

- по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам;

- при рождении ребенка;

- по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет;

- на погребение;

- на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и т.д.

2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

3. Осуществление (принятие) мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.

4. Разработка и внесение предложений совместно с Министерством финансов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.

6. Разъяснительная работа среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Источники формирования средств Фонда:

- страховые взносы работодателей (хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности) (это большая часть)

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

- добровольные взносы граждан (физических) и юридических лиц;

- ассигнования из бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий;

- прочие доходы (например, за путевки из средств Фонда);

- средства, возмещаемые Фонду в результате исполнения требований к страхователям и др.

85% страховых средств расходуются на выплату пособия, остальная доля – перераспределяется в дотационные регионы.

Средства фонда расходуются на следующие цели:

-на выплату пособий по временной нетрудоспособности;

-по беременности и родам;

-на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

-единовременное пособие на рождение ребенка;

-ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет;

-социального пособия на погребение;

-дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом;

-путевки на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое) питание;

-детские новогодние подарки и т.д.

-по премированию членов комиссий по социальному страхованию;

- оплата проезда к месту лечения и отдыха.

Выплата всех видов пособий по социальному страхованию осуществляется только через бухгалтерии работодателей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.