Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Пользуясь справочными изданиями (энциклопедиями, словарями), дайте определения терминам «методология»






Пользуясь справочными изданиями (энциклопедиями, словарями), дайте определения терминам «методология», «методика», «метод». Составьте таблицу, которая будет включать в себя следующее графы: философские основания педагогики; общенаучный уровень методологии, педагогический уровень методологического знания; методический уровень методологического знания.

Понятие методологии. Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, способах внедрения результатов исследования. Методология – это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Методология даёт характеристику компонентов исследования:

объекта (область исследования); предмета (конкретная часть этой области);

целей и задач исследования; совокупности исследовательских средств, необходимых для их решений; логики исследования; способов внедрения результатов, их оценки.

 

Реферативный обзор предполагает сжатое и обобщённое сообщение о ряде однородных явлений, анализ наиболее важных положений документальных источников, посвящённых конкретным вопросам, темам, проблемам. Необходимо отразить причины модернизации образования и основные направления его развития. Выделить положения о необходимости актуализации роли воспитания. Дать определения понятий «воспитание», «воспитательная работа».

Реферативный обзор (3-4 стр.) включает название документа, основные его положения, их краткую характеристику и оценку.

Аналитическая справка (1-2 стр.) включает сжатое изложение сущности документа, выводы о его назначении.

Отзыв как жанр научного текста включает оценку актуальности заявленной проблемы, оригинальность авторского подхода, оценку обоснованности выбора способов достижения результатов, их научная значимость, возможность практического использования, личный вклад автора.

 

Рекомендуемая литература

 

 

Основная

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

 

 

Дополнительная литература:

1.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011

 

3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика.-2012.-№7. – С.3-13

 

4. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

5. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011

 

6.Романов К.В. Культурно-антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы// Педагогика. – 2009. - №5. – С. 27-32.

7. Бермус А.Г. Гуманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика. – 2008. -№6.-С.15-22.

 

Интернет-ресурсы:

1. https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

2. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

3. https://www.sinncom.ru/ Инновации в образовании.

4. https://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека

5. https://eidos.ru/shop/index.htm Магазин электронных изданий

 

 

Тема 2. Классификация методов.

Цель: сформировать понимание выбора основания для классификации

Форма текущего контроля: конкурс презентаций; составление словарных статей с определениями ключевых понятий; аналитические справки.

Задания:

1. Составьте таблицу, характеризующую сущность, назначение теоретических и эмпирических методов;

2. Обоснуйте связь теоретических методов с интеллектуальными умениями (мыслительными операциями).

3. Назовите, какие методы будут использованы в вашем исследовании. Аргументируйте вашу точку зрения.

4. Проведите сравнительный анализ понятий «методология» и «метод». Установите общее и особенное.

5. Разработайте памятку о правилах применения эмпирических методов.

Методические рекомендации:

На основе изучения основной литературы охарактеризуйте виды таблиц, требований к оформлению. Укажите, сколько потребуется граф. Какие ошибки могут быть при составлении таблицы. Объясните сущность таких методов, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, аналогия, моделирование, классификация. Дайте определение понятиям индукция и дедукция. Проанализируйте высказывание академика И.П. Павлова: « От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Обоснуйте свою точку зрения.

Назовите и объясните выбранное основание для классификации методов.

Классификация – логическая систематизация теоретических или эмпирических знаний посредством одноступенчатого или последовательно-многоступенчатого распределения множества однородных объектов на виды. В основе классификации лежит логическая операция деления объёма понятия, когда выделяются по определённому признаку (основанию все виды этого понятия. По значимости признаков, лежащих в основании деления, различают классификации естественные и искусственные. Для первых характерно выделение видов по существенным признакам, что позволяет упорядочить множество объектов не только путём их координации, но и наметить принципы субординации между видами. Для вторых – распределение множества объектов на виды по любым практически значимым признакам (например, именной библиотечный каталог). Логически правильное построение классификации предполагает соблюдение следующих правил:

-объекты на каждой ступени классификации распределяются по одному основанию (признаку);

-эти виды должны исключать друг друга и в совокупности составлять объём исходного понятия;

-многоступенчатая классификация строится последовательно, чтобы исключить смешение различных видов, расположенных на различных уровнях классификации. В педагогическом процессе классификация выполняет важную функцию средства обобщения и систематизации конкретного материала. Классификация позволяет учесть в исследовании внутренние связи между компонентами системы, упорядочить теоретические знания.

Рекомендуемая литература

 

Основная

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

 

 

Дополнительная литература:

1.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

 

2.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011

 

3Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

 

4Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

5.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика». - М.: Флинта, 2011

 

Интернет-ресурсы:

https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

https://www.sinncom.ru/ Инновации в образовании.

https://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека

https://eidos.ru/shop/index.htm Магазин электронных изданий

 

 

Тема 3. Теоретические методы.

Цель: формирование способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный потенциал; раскрыть сущность, особенности возникновения замысла исследования, пути его реализации.

Форма текущего контроля: проверка заданий

Задания:

1. Напишите словарные статьи, определяющие сущность понятий «гуманизация», «демократизация», «человечность», «достоинство личности».

2. Информационно-поисковое задание: на основе информационного поиска обобщите материалы, отражающие потребности в модернизации ВПО. Составьте реферативный обзор.

3. Составьте план –проспект будущего исследования. Определите его методологическую основу, теоретическую базу.

4. Составьте словарные статьи к терминам «теория», «концепция», «научный подход».

5. Разработайте теоретическую часть исследования (теоретическую базу исследования)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.