Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших






Правовые основания, предмет и объект экспертизы. Экспертное понятие беспомощного состояния потерпевшей. Способность потерпевших от противоправных действий сексуального характера понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление. Понимание как философская и психологическая категория. Уровни понимания. Стадии психосексуального развития детей и подростков и развитие способности понимать характер и значение действий, совершенных по отношению к потерпевшей. Критерии экспертной оценки. Возрастные и индивидуально-психологические особенности, влияющие на способность потерпевшей оказывать сопротивление виновному. Эмоциональное состояние потерпевшей в ситуации правонарушения. Оценка актуальной возможности оказывать сопротивление противоправным действиям сексуального характера. Аномалии психики как фактор, ограничивающий способность понимать характер и значение действий виновного и оказывать ему сопротивление. Варианты ограничения способности.

Оценка психической травмы, полученной потерпевшей в результате сексуального насилия. Рекомендации о возможности потерпевшей участвовать в судебном процессе.

Потерпевшие по делам о ненадлежащем выполнении обязанностей по воспитанию ребенка. Понятие жестокого обращения с детьми (пренебрежение потребностями ребенка, физическое и психологическое жестокое обращение). Проблемы правоприменения и проведения экспертного исследования.

Посмертное судебно-психологическое и комплексное психолого-психиатрическое экспертное исследование по делам о самоубийствах несовершеннолетних. Психологическое состояние несовершеннолетнего во время совершения самоубийства и его причинно-следственная связь с возможным воздействием на него других лиц. Герменевтический анализ материалов уголовного дела. Критерии экспертной оценки.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы правовые основы назначения СПЭ и КСППЭ несовершеннолетних потерпевших?

2. Как определяется предмет СПЭ и КСППЭ несовершеннолетних потерпевших?

3. Какие вопросы должны быть заданы эксперту-психологу при назначении СПЭ и КСППЭ несовершеннолетней потерпевшей?

4. Каковы психологические критерии «беспомощного состояния» потерпевших?

5. Как содержательно определяются категории способности потерпевшей «понимать характер» и «понимать значение» совершаемых с нею действий, а также способности «оказывать сопротивление» этим действиям? Каково их соотношение при определении «беспомощного состояния» потерпевшей?

6. Каковы возрастные особенности развития способности несовершеннолетней потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с нею действий? Какое влияние на эту способность оказывает дизонтогенетический фактор?

7. Какие индивидуально-психологические особенности потерпевшей имеют значение при оценке ее способности оказывать сопротивление виновному?

8. Каким образом учитывается эмоциональное состояние несовершеннолетней потерпевшей при проведении экспертизы?

Основная литература: 1

Дополнительная литература: 6, 7

 

Практическое занятие 2. (4 часа). Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших.

Студенты рассматривают конкретные случаи комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз потерпевших на основе архивных материалов ФГУ «ГНЦССП им. В.п. Сербского». Обсуждаются проблемы, возникающие при производстве экспертизы, типичные случаи, методы, используемые в экспертизе. Студенты самостоятельно формулируют ответы на вопросы суда и обсуждают их с преподавателем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.