Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3. Правовые и психологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых).






Виды и правовые основания КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых).

Предмет экспертизы, назначаемой в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ («возрастная невменяемость»). Проблема «психологического возраста». Противоречия формулировки ч. 3 ст. 20 УК РФ. Основные позиции специалистов и попытки разрешения противоречий. Определение способности несовершеннолетнего с неболезненным отставанием в психическом развитии к сознательному руководству своими противоправными действиями. Принципы возрастной безответственности, разумения, воспитуемости. Понятие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством и его соотнесение с категорией «личностная незрелость». Категория способности несовершеннолетнего осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Теоретическая модель осознанной и произвольной (волевой) регуляции поведением. Потенциальная способность и актуальная возможность осознанной и произвольной (волевой) саморегуляции. Экспериментально-психологическое исследование предпосылок потенциальной способности несовершеннолетнего к адекватной саморегуляции. Анализ ситуации правонарушения и определение актуальной возможности подростка сознательно и произвольно руководить своими противоправными действиями. Теоретические и практические экспертные критерии. Варианты неболезненного ограничения способности несовершеннолетнего к осознанию и руководству своими действиями в ситуации правонарушения. Специфика проведения экспертных исследований при различных видах правонарушений.

Психические аномалии, индивидуально-психологические особенности и противоправное поведение несовершеннолетнего. Возможности психологического исследования в определении аномалий психического развития и состояния подростка, его индивидуально-психологических особенностей, а также их влияния на осознанность и произвольность противоправного поведения. Категория «ограниченной вменяемости» и ее психологическая составляющая применительно к несовершеннолетнему.

Эмоциональные состояния и осознанное руководство действиями несовершеннолетнего. Категория и феноменология аффекта (сильного душевного волнения) и других видов эмоциональных состояний у несовершеннолетних. Особенности экспертной оценки.

Психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых за рубежом. Ее сходство и отличия от российского судебного экспертного исследования.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Какие законодательные нормы являются основанием для назначения КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых?

2. Назовите и охарактеризуйте принципы рассмотрения несовершеннолетия в уголовном праве.

3. Что является предметом комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых?

4. Что означает понятие «психологический возраст»? Может ли КСППЭ определить психологический возраст несовершеннолетнего обвиняемого?

5. Какие методологические проблемы возникают при проведении КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых? Сравните различные подходы к экспертной трактовке формулы ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ.

6. Какие вопросы должны быть заданы эксперту-психологу при проведении КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых?

7. Опишите схему осознанной волевой регуляции действий человека.

8. Что такое принципиальная способность и актуальная возможность несовершеннолетнего к сознательному волевому руководству своими действиями при совершении правонарушения? Какие факторы определяют меру возможности такого руководства у подростка?

9. Каким образом строится взаимодействие между психиатром и психологом при проведении экспертизы несовершеннолетних обвиняемых?

10. Какие основные стадии можно выделить при проведении экспертизы несовершеннолетних обвиняемых? Опишите методы психологического экспертного исследования на каждой стадии.

11. Назовите типичные варианты правонарушений, при которых может быть установлена неполная мера осознанного и волевого руководства противоправными действиями у несовершеннолетнего обвиняемого.

12. Каким образом судом может быть учтено влияние индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на осознанность и произвольность его противоправных действий?

13. Опишите особенности возникновения и протекания аффекта у несовершеннолетних.

14. Чем отличается судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых за рубежом от российских аналогов?

Основная литература: 1, 2, 3

Дополнительная литература: 2, 6

Практическое занятие 1. ( 4 часа).

Цель проведения практических занятий состоит в тренировке у студентов навыков экспертной работы в режиме реальной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Для этого занятия ведутся на базе ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского». В альтернативном варианте отработка навыков экспертной работы проводится на архивном экспертном материале Центра им. В.П. Сербского.

Занятие строится таким образом, что вначале студентам сообщается информация о правонарушении несовершеннолетнего и проблемах, возникших у суда при рассмотрении его уголовного дела. Затем им представляется анамнез и клиническая информация о несовершеннолетнем. После этого приглашается сам подросток, с ним проводится сокращенный вариант экспериментально-психологического исследования и клиническая беседа. Студенты должны вести наблюдение и протокол исследования. В заключительной части занятия, которое проходит в отсутствие подэкспертного, преподаватель обсуждает со студентами случай. Студенты выдвигают гипотезы о возможных вариантах психологической квалификации психического состояния и развития подростка, ответов на поставленные судом перед экспертами вопросы. В качестве самостоятельной работы студентам поручается написать заключение на основе полученной информации и сформулировать ответы на вопросы суда. Оценка за заключение учитывается при выставлении оценки на экзамене по дисциплине.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.