Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактика Б: наблюдение состояния своего ума






 

Посмотрите на свое состояние скуки внимательно. Что та­кое скука? Где находится эта скука? На что похоже это чувство? Каковы его ментальные составляющие? Связана ли скука с ка­ким-то физическим ощущением? Как она воздействует на ваш мыслительный процесс? Окиньте скуку свежим взглядом, как будто бы вы никогда раньше не переживали этого состояния.

 

Проблема 7: страх

 

Иногда во время медитации без всякой видимой причины возникает чувство страха. Это обычное явление, и у него может быть множество причин. Возможно, вы переживаете воздейст­вие чего-то, давно подавленного. Помните, мысли сначала воз­никают в бессознательном. Эмоциональное содержание мыс­лительного комплекса зачастую просачивается в ваше сознание задолго до того, как мысль выходит на поверхность. Если вы бу­дете медитировать невзирая на страх, само воспоминание смо­жет выйти на поверхность, а уж там вы сумеете его преодолеть. Или, может быть, вы имеете дело непосредственно с тем стра­хом, которого мы все опасаемся, — со «страхом неведомого». На одном из этапов практики медитации вас поразит серьез­ность того, что вы действительно делаете. Вы разрушаете стену иллюзии, которую всегда использовали, чтобы объяснять жизнь и ограждаться от яркого света реальности. Вы близки к тому, чтобы лицом к лицу встретиться с конечной истиной. Это страшно. Но в все-таки это необходимо сделать. Идите вперед и прямо погрузитесь в переживание.

 

Третья возможность: страх, который вы чувствуете, может быть порожден вами самими. Возможно, он возникает из-за не­умелого сосредоточения. Вы могли бессознательно установить программу «посмотрим, что случится». Таким образом, при возникновении какой-нибудь внушающей страх фантазии со­средоточение замыкается на ней, и фантазия питается энергией вашего внимания и вырастает. Реальная проблема здесь состоит в том, что у вас слабая внимательность. Если бы вниматель­ность была хорошо развита, она тотчас же заметила бы это пе­реключение внимания и действовала бы как обычно. Не так важно, что вызывает у вас страх, — внимательность исцелит его.

 

Наблюдайте страх таким, как он есть. Не привязывайтесь к нему. Просто наблюдайте, как он возникает и как он растет. Изучайте его воздействие. Вы увидите, какие чувства он у вас вызывает, как воздействует на ваше тело. Если вы обнаружите, что перед вами встают леденящие душу фантастические обра­зы, следите за ними внимательно. Наблюдайте образы как об­разы, воспоминания как воспоминания.

Наблюдайте за возникающими наряду с этим эмоциональ­ными реакциями, принимайте их такими, какие они есть. Отст­ранитесь от процесса, не вовлекайтесь в него. Относитесь к ди­намике процесса, как если бы вы были заинтересованным, но сторонним наблюдателем. Самое важное — не бороться с ситу­ацией. Не пытайтесь подавлять воспоминания, чувства или фантазии. Просто сойдите с пути, пусть вся эта мешанина вый­дет на поверхность и проплывет мимо. Она не может причи­нить вам вреда. Это просто воспоминание, просто фантазия. Это всего лишь страх.

 

Если вы дадите страху возможность идти своим путем в сфе­ре сознательного внимания, он более не будет погружаться в бессознательное. Он не вернется вновь, не будет преследовать вас. Он уйдет по-хорошему.

 

Проблема 8: возбуждение

 

Часто за беспокойство мы принимаем более глубокие пере­живания, скрытые в сфере бессознательного. Мы, люди, весьма искусно подавляем свои мысли и чувства. Вместо того чтобы встретиться лицом к лицу с какой-либо преследующей нас не­приятной мыслью, мы пытаемся ее скрыть. Мы не хотим иметь дело с проблемами. Но, к несчастью, как правило, нам это не удается, по крайней мере, не всегда удается. Мы скрываем эту мысль, но ментальная энергия, которую мы используем, чтобы ее скрыть, накапливается внутри и бурлит. В результате возни­кает чувство неприятного неудобства, которое мы называем волнением или беспокойством. Нет ничего реального, ничего определенного, но вы не чувствуете себя спокойно. Вы не мо­жете чувствовать себя свободно. Если такое чувство неудобства возникает во время медитации, просто наблюдайте его. Не до­пускайте, чтобы оно управляло вами, не вскакивайте, не убе­гайте. Но и не боритесь с этим состоянием, не пытайтесь его прогнать. Просто позвольте ему оставаться с вами и вниматель­но его наблюдайте. Тогда подавленный материал в конце кон­цов сможет проявиться и вы поймете, что вас тревожило.

 

Неприятное переживание, встречи с которым вы пытались избежать, может быть любым. Это может быть чувство вины, жадность или какие-то проблемы. Это может быть едва замет­ная боль, легкое недомогание или приближающаяся болезнь. Что бы это ни было, пусть возникает, а вы лишь внимательно его наблюдайте. Если вы будете просто сидеть и наблюдать свое волнение, оно неизбежно пройдет. Если вы будете продолжать сидеть невзирая на беспокойство, это будет небольшим проры­вом в вашей практике медитации. Это многому вас научит. Вы обнаружите, что на самом деле возбуждение — это довольно по­верхностное состояние ума. По существу оно мимолетно. Оно приходит и уходит. Оно не имеет никакой реальной власти над вами. И из этого опять-таки можно извлечь пользу в повседнев­ной жизни.

 

Проблема 9: чрезмерные усилия

 

Продвинутые практики, как правило, довольно жизнерадо­стные люди. Они наделены тем драгоценнейшим из сокровищ, которое называют чувством юмора. Это не поверхностные ост­роумные ответы телеведущего. Здесь подлинное чувство юмора. Такие люди могут смеяться над собственными неудачами. Они могут посмеяться и над своими бедами. Начинающие практики медитации зачастую слишком серьезно относятся к свом уда­чам. Поэтому немного посмейтесь. Важно научиться держаться свободно, расслабиться во время медитации. Нужно учиться быть в потоке, наблюдая все, что происходит, но вы не сможете это сделать, если будете напряжены, если будете бороться и принимать все слишком серьезно. Новички в практике медита­ции часто слишком жаждут результатов, они полны больших и иллюзорных надежд. Они совершают прыжок и надеются не­медленно достичь поразительных результатов. Они рвутся впе­ред, напрягаются. Они обливаются потом и переутомляются, и все это ужасно мрачно и серьезно. Такое напряжение диамет­рально противоположно внимательности. Так что, естественно, достигают они немногого. Тогда они решают, что эта медита­ция, в конце концов, не так уж увлекательна и не дает им того, что они ждут. И они бросают практику. Надо сказать, что вы уз­наете что-то о медитации лишь в том случае, если практикуете ее. Вы узнаете, что такое медитация и куда она ведет, лишь бла­годаря прямому переживанию, возникающему в ходе самой практики. Поэтому начинающий практик не знает правильного направления, поскольку у него еще слабо развито понимание того, куда ведет его практика.

 

Ожидания новичка по сути своей нереалистичны и не осно­ваны на точной информации. Впервые обратившись к медита­ции, вы ожидаете совсем не того, чего следует, и эти ожидания не принесут вам никакой пользы, а станут лишь помехами на пути. Чрезмерные усилия порождают жесткость и несчастье, чувство вины и самоосуждения. Если вы проявляете чрезмер­ное старание, ваши усилия становятся механичными, а это разрушает внимательность еще до того, как вам удастся ее сосредо­точить. Вот вам хороший совет: бросьте все, оставьте надежды и не перенапрягайтесь. Просто медитируйте спокойно и уравно­вешенно, без лишних усилий. Наслаждайтесь медитацией и не обременяйте себя трудностями и борьбой. Просто будьте вни­мательны. Медитация сама позаботится о будущем.

 

Проблема 10: уныние

 

В результате чрезмерной напористости появляется разоча­рование. Вы пребываете в напряжении. Вы ничего не достигае­те. Вы понимаете, что продвигаетесь вперед не так быстро, как ожидали, и потому приходите в уныние. Вы чувствуете, что по­терпели неудачу. Это вполне естественный процесс, но безус­ловно, его можно избежать. Причина — нереальные надежды. Тем не менее это довольно общее явление, и вопреки всем сове­там вы можете обнаружить, что нечто подобное произошло и с вами. Однако выход есть: если вы заметили, что пришли в уны­ние, просто с ясностью наблюдайте состояние своего ума. Ни­чего не прибавляйте, только наблюдайте. Чувство неудачи — это всего лишь несколько иная мимолетная эмоциональная ре­акция. Если вы в нее вовлечены, она растет, питаясь вашей энергией. Если вы остаетесь в стороне и наблюдаете, она исче­зает.

 

Если вы пришли в уныние, осознав свою неудачу в медита­ции, справиться с этим довольно легко. Вы чувствуете, что по­терпели неудачу в практике. Вам не удалось сохранить внима­тельность. Тогда старайтесь просто внимательно наблюдать это ощущение неудачи. И сделав это, вы сразу же восстановите внимательность. Причина появления ощущения неудачи — ни­что иное, как воспоминания. В медитации не существует такого явления, как неудача. Существуют препятствия и трудности. Но до тех пор пока вы полностью не прекратили практику, ни­какой неудачи быть не может. Даже если вы потратили на прак­тику целых двадцать лет и ничего не достигли, вы можете стать внимательными в любой момент. Решение зависит от вас. Со жаление — это лишь еше один способ быть невнимательными. В то самое мгновение, когда вы понимаете, что были невнима­тельны, само это понимание становится актом внимательнос­ти. Поэтому продолжайте процесс и не отвлекайтесь на эмоци­ональные реакции.

 

Проблема 11: сопротивление медитации

 

Случается, вы чувствуете, что не желаете медитировать. Са­ма мысль о практике кажется вам неприятной. Пропуск одного сеанса медитации для практики едва ли важен, но это легко входит в привычку. Разумнее идти вперед, преодолевая сопро­тивление. Как бы там ни было, садитесь и медитируйте. Наблю­дайте чувство отвращения. В большинстве случаев — это какая-то осечка, мимолетная эмоция, которая испарится прямо у вас на глазах. Через 5 минут после того, как вы сядете медитиро­вать, ее уже не будет. В другом случае она бывает следствием скверного настроения в тот день и держится дольше. Но все же она уходит. И лучше избавиться от нее за 20 или 30 минут меди­тации, чем нести с собой и позволить, чтобы она испортила вам остаток дня.

 

Иной раз сопротивление может быть вызвано ка­кой-то трудностью, которая связана непосредственно с самой практикой. Вы можете знать, что это за трудность, а можете и не знать. Если вы знаете, в чем проблема, работайте с ней, ис­пользуя один из технических приемов, данных в этой книге. Ес­ли устранена проблема, исчезнет и сопротивление. Если же проблема неизвестна, тогда вам неизбежно придется терпеть и не падать духом. Просто медитируйте, несмотря на сопротивле­ние, и внимательно его наблюдайте. Когда оно окончательно завершит свой круг, оно исчезнет. Тогда, по всей вероятности, всплывет на поверхность и проблема, ставшая его причиной, и вы сможете с ней работать.

Если сопротивление медитации является для вас обычным явлением, то следует предположить, что в вашем подходе к ме­дитации есть ошибка.

 

Медитация — это не ритуал, выполняе­мый в какой-то особой позе, не упражнение, вызывающее боль, и не время вынужденной скуки. Это также не какое-то торжест­венное, непреклонное обязательство. Медитация — это внима­тельность, это новый способ видения, особая форма игры. Ме­дитация — ваш друг. Старайтесь воспринимать ее как таковую — и сопротивление развеется как дым лишь только подует легкий ветерок.

 

Если вы испробовали все это, а сопротивление остается, тог­да, вероятно, существует какая-то иная проблема. Может быть, это некое метафизическое препятствие, с которым сталкивает­ся медитирующий, и анализ которого выходит за рамки данной книги. Сталкиваться с подобными препятствиями начинаю­щим практикам обычно приходится не так уж часто, однако это может случиться. Не сдавайтесь. Постарайтесь заручиться под­держкой, ищите квалифицированных учителей медитации випассаны и попросите их помочь вам найти выход из этой ситуа­ции. Такие люди есть, и они помогут вам разрешить проблему.

Проблема 12: оцепенение, подавленность

 

Мы уже рассмотрели такое явление, как провал в уме. У это­го состояния есть особый источник, который надо внимательно наблюдать. Умственная подавленность может проявляться как нежелательный побочный продукт глубокого сосредоточения. По мере углубления расслабления мышцы освобождаются от напряжения, изменяется и движение нервных импульсов. Это создает ощущение глубокого покоя и легкости тела. Вы чувст­вуете себя очень спокойно и как бы отдельно от тела. Это очень приятное состояние, и вначале сосредоточение бывает вполне нормальным, хорошо сконцентрированным на дыхании.

 

Одна­ко по мере продолжения практики приятные чувства усилива­ются и отвлекают внимание от дыхания. Вы начинаете получать истинное наслаждение от самого этого состояния, и ваша вни­мательность уходит. Внимание начинает рассеиваться, уходить в сторону, теряясь в зыбких облаках блаженства. В результате вы впадаете в состояние весьма далекое от внимательности, своего рода экстатическое оцепенение. Разумеется, лекарством будет снова внимательность. Внимательно наблюдайте эти яв­ления, и они рассеются. Если возникнет ощущение блаженст­ва, примите его. Не надо его избегать. Но и погружаться в него не следует. Это физическое чувство, поэтому относитесь к нему соответственно. Наблюдайте чувства как чувства. Наблюдайте подавленность как подавленность. Наблюдайте, как они возни­кают, наблюдайте, как они уходят. Не отождествляйтесь с ними. В медитации у вас будут возникать проблемы. Они есть у каждого. Вы можете считать, что это ужасные мучения или пре­пятствия, которые надо преодолеть. Если вы станете восприни­мать их так, ваше страдание только возрастет. Если же вы сочте­те, что это благоприятная возможность, чтобы учиться и разви­ваться, ваши духовные перспективы будут безграничны.

 

 

ГЛАВА 11

 

РАБОТА С ОТВЛЕЧЕНИЯМИ (ЧАСТЬ I)

 

В какой-то момент практики каждый медитирующий встре­чается с отвлечениями, а для того чтобы работать с ними, нужны особые методы. Чтобы вернуть вас к практике, изобре­тены некоторые хитрые приемы, причем, с их помощью возвра­щение к практике достигается гораздо быстрее, чем просто уси­лием воли. Сосредоточенность и внимательность идут рука об руку, и как две руки, они дополняют друг друга. Если одна из них слабая, это в конце концов сказывается и на другой. Для плохих дней, как правило, характерна плохая сосредоточен­ность. Ваш ум все время витает в облаках. Необходим какой-то метод, чтобы восстановить сосредоточенность, даже если со­стояние вашего ума неважное. К счастью, такой метод есть. Фактически, вы можете выбрать метод, воспользовавшись тра­диционным набором практических приемов.

 

Прием 1: оценка времени

 

Этот технический прием был рассмотрен в одной из преды­дущих глав. Какая-то помеха отвлекла вас от дыхания, и вы внезапно осознали, что предавались мечтаниям. Хитрость со­стоит в том, чтобы полностью освободиться, отрешиться от то­го, что вас захватило, чтобы вы могли, сохраняя полное внима­ние, вернуться к дыханию. Вы достигаете этого, определяя в те­чение какого времени ваше внимание было отвлечено. Это не будет точным расчетом. Вам не нужны точные цифры, вполне достаточно грубой оценки. Вы можете оценить время отвлече­ния в минутах или с помощью абстрактных признаков. Просто скажите себе: «Ладно, я отвлекся примерно на две минуты», или «С того момента, как залаяла собака», или «С того момента, как я подумал о деньгах». Когда вы впервые начнете практико­вать эту технику, вы станете выполнять ее, мысленно беседуя с собой. Но как только техника войдет в привычку, вы сможете отбросить этот прием, и действие станет безмолвным и очень быстрым. Помните, что идея состоит в том, чтобы увести вас от отвлекающего фактора и вернуть к дыханию. Вы уходите от мысли, сделав объектом рассмотрения некую оценку времени отвлечения. Сам по себе перерыв неважен. Как только вы осво­бодились от отвлечения, отбросьте все и вернитесь к дыханию. Не привязывайтесь к оценке времени.

Прием 2: глубокое дыхание

Если ваш ум необуздан и сильно возбужден, зачастую вы мо­жете восстановить внимательность с помощью нескольких бы­стрых глубоких дыханий. Сильно втяните воздух и столь же сильно выпустите его наружу. Это усиливает ощущение в нозд­рях, поэтому вам легче будет на них сосредоточиться. Усилием воли направьте внимание. Помните, что сосредоточенность можно усилить, поэтому, вполне вероятно, вы обнаружите, что вам вновь удалось полностью сконцентрировать внимание и вернуть его к дыханию.

 

Прием 3: счет

 

Счет дыханий при их прохождении — традиционный прием, который часто используется. В некоторых школах учат действо­вать так на начальном этапе практики. Випассана пользуется счетом как вспомогательным средством для восстановления внимательности и усиления сосредоточенности. Как мы уже го­ворили в Главе 5, можно считать дыхания по-разному. Не забы­вайте удерживать внимание на дыхании. В процессе счета вы, вероятно, заметите изменения: дыхание замедлится и станет очень легким и тонким. Это физиологический сигнал, указыва­ющий на то, что сосредоточение прочно установилось. В этой точке дыхание обычно столь легкое или столь быстрое и тон­кое, что вы не в состоянии ясно отличить вдох от выдоха, они как будто сливаются друг с другом. Тогда вы можете считать их одним циклом дыхания. Продолжайте процесс счета, но считайте только до пяти, охватывая все ту же последовательность из пяти дыханий, а затем начните снова. Когда счет станет по­мехой, перейдите к следующей стадии — отбросьте числа и за­будьте о понятиях вдоха и выдоха. Просто погрузитесь в ощу­щение дыхания: вдох сливается с выдохом, одно дыхание сли­вается с другим в бесконечном цикле простого плавного движе­ния.

 

Прием 4: метод «внутрь... наружу»

 

Это другой способ отслеживания дыхания, действующий почти так же, как счет. Просто направьте свое внимание на ды­хание, отмечая в уме каждый цикл словами: «Вдох... выдох» или «внутрь... наружу». Продолжайте повторять до тех пор, пока в этом есть потребность, а затем прекратите.

 

Прием 5: вытеснение одной мысли с помощью другой

 

Некоторые мысли просто не желают уходить. Нам, людям, свойственна одержимость. Это одна из главных наших про­блем. Мы склонны зацикливаемся на сексуальных фантазиях, волнениях и честолюбивых стремлениях. Мы питаем эти мыс­ленные комплексы в течение многих лет и часто даем им воз­можность проявиться, играя с ними каждую свободную минуту. Затем, когда мы садимся медитировать, мы приказываем им уй­ти и оставить нас в покое. Неудивительно, что они не повину­ются. Подобного рода навязчивые мысли требуют прямого под­хода, наступления по всему фронту.

Буддийская психология выработала четкую систему класси­фикации.

 

Вместо того чтобы делить мысли на «хорошие» и «плохие», буддийские мыслители предпочитают рассматривать их как «искусные» и «неискусные». Неискусная мысль — это мысль, связанная с жадностью, ненавистью или иллюзиями. Это именно те мысли, которые в уме легче всего перерастают в одержимость. Они неискусны в том смысле, что уводят вас в сторону от цели — от Освобождения. С другой стороны, искусные мысли — это такие мысли, которые связаны с великодуши­ем, состраданием и мудростью. Они искусны в том смысле, что их можно использовать как особое средство против неискусных мыслей, и таким образом они могут помочь вам достичь Осво­бождения.

 

Вы не можете создать условия для Освобождения: это состо­яние не создается из мыслей. Не создадите вы и личные качест­ва, которые возникают вследствие Освобождения. Мысли о до­броте могут создать лишь видимость доброжелательности, но она не будет подлинной и под давлением разрушится. Мысли о сострадании создают только поверхностное сострадание. Пото­му-то эти искусные мысли сами по себе не помогут вам высво­бодиться из ловушки. Они искусны лишь в том случае, если применяются в качестве противоядия, обезвреживающего яд неискусных мыслей. Мысли о великодушии могут на время вы­теснить жадность. Они как бы отшвыривают ее прочь на время, достаточное для беспрепятственной работы внимательности. Затем, когда внимательность проникает в самый корень про­цесса, создающего «я», жадность исчезает и возникнет истин­ное великодушие.

 

Этот принцип можно использовать в качестве основы вашей ежедневной медитации. Если вас беспокоит одержимость в той или иной форме, вы можете вытеснить ее, порождая противо­положные ей мысли. Например, если вы совершенно не пере­носите Чарли и у вас в уме не перестает появляться его злая фи­зиономия, попробуйте мысленно направить в сторону Чарли поток любви и дружелюбия. По всей вероятности, вы избави­тесь от прямого ментального образа и тогда сможете продол­жить медитацию.

Иногда подобная тактика не действует, потому что зацикленность слишком сильна.

 

В этом случае надо сначала ослабить ее влияние, а уже потом уравновешивать. Именно здесь, в кон­це концов, может быть весьма полезным чувство вины — одна из презреннейших человеческих эмоций. Окиньте присталь­ным взглядом эмоциональную реакцию, от которой вы старае­тесь избавиться. Хорошенько поразмышляйте. Посмотрите, какие чувства она вызывает у вас, посмотрите, во что она превра­щает вашу жизнь, ваше счастье и здоровье, ваши взаимоотно­шения.

 

Постарайтесь увидеть, как влияет она на восприятие вас окружающими. Посмотрите, каким образом она препятствует вашему движению к Освобождению. Палийские тексты реко­мендуют делать это очень тщательно. Они советуют нам выра­ботать такое же чувство отвращения и унижения, какое вы ис­пытали бы, если бы вам пришлось ходить по кругу, повесив на шею тушу мертвого и разлагающегося животного. Настоящее отвращение — вот что вы должны испытать. Один этот шаг мо­жет разрешить проблему. Если нет, тогда уравновесьте оставшу­юся зацикленность, вызвав еще раз противоположную эмоцию.

 

Мысли, окрашенные жадностью, охватывают все, что связа­но с желанием, — от прямого стремления к материальным цен­ностям до самой тонкой потребности вызвать уважение к себе как к моральной личности. Мысли, окрашенные чувством не­нависти, охватывают всю гамму — от легкого раздражения до слепой ярости убийцы. Заблуждение охватывает все — от меч­таний до настоящих галлюцинаций. Великодушие сводит на нет жадность. Доброта и сострадание сводят на нет ненависть. Вы можете найти противоядие против любой тревожащей вас мысли, если просто немного подумаете о ней.

 

Прием 6: вспомните о цели

 

Бывает так, что разные объекты возникают в вашем уме слу­чайно, бессистемно. Слова, фразы или целые предложения вы­скакивают из бессознательного без определенной причины. Появляются объекты. Одна за другой мелькают картинки. Это неустойчивое переживание. Ваш ум подобен флагу, развеваю­щемуся на ветру. Он колышется взад и вперед, как волны в оке­ане. В подобных случаях бывает достаточно только вспомнить, почему вы здесь находитесь. Вы можете сказать себе: «Я нахо­жусь здесь вовсе не для того, чтобы тратить время на эти мысли. Я здесь для того, чтобы сосредоточивать ум на дыхании, на гло­бальном и общем для всех живых существ принципе». Может случиться, что ваш ум успокоится еще до того, как вы успеете это произнести. В другой раз может потребоваться несколько повторений, прежде чем вы снова сосредоточитесь на дыхании. Этими техническими приемами можно пользоваться по от­дельности или вместе. Если использовать их правильно, они станут хорошим оружием в вашей битве с обезьяньим умом.

 

 

ГЛАВА 12

 

РАБОТА С ОТВЛЕЧЕНИЯМИ (ЧАСТЬ II)

 

И вот вы медитируете, все великолепно. Тело совершенно неподвижно, ум совершенно спокоен. Внимание просто скользит, следуя за потоком дыхания — вдох, выдох, вдох, вы­дох... Вы спокойны, безмятежны, сосредоточенны. Все идет прекрасно. А затем неожиданно у вас в уме появляется нечто совсем иное: «Так хочется мороженого». Совершенно ясно, что это отвлечение. Вы должны заниматься совершенно другим. Вы отмечаете это и возвращаетесь к дыханию; снова оно течет плавно: «вдох, выдох, вдох...» И затем: «А оплатил ли я счет за газ?»

 

Другое отвлечение. Вы замечаете его и снова возвращае­тесь к дыханию: «Вдох, выдох, вдох, выдох...» Снова мысль: «Сегодня этот новый научно-фантастический фильм не идет. Может быть, смогу посмотреть его завтра... Завтра вторник... Нет, не во вторник или среду - в среду очень много работы. Луч­ше в четверг...» Еще одно отвлечение. Вы его отгоняете и снова хотите вернуться к дыханию, однако прежде чем успеваете это сделать, слышится все тот же тихий голосок: «Ужасно болит спина!» Так продолжается и дальше, одно отвлечение следует за другим; кажется, что им не будет конца.

 

Черт побери! Но именно в этом все дело. Фактически, дело именно в этих отвлечениях. Тут ключ к тому, чтобы научиться работать с подобными явлениями: научиться замечать их, что­бы не попасть в ловушку. Именно для этого мы и находимся здесь. Вне всякого сомнения, блуждания ума неприятны. Но таково обычное поведение ума, не считайте его своим врагом. Это всего лишь реальность. И если вы хотите, чтобы что-то из­менилось, первое, что вам необходимо сделать, — это увидеть, как обстоит дело.

 

Когда вы впервые садитесь, чтобы сосредоточиться на дыха­нии, вас поражает, насколько беспокойным в действительности оказывается наш ум. Он перескакивает с одного на другое и топчется на месте. Он мечется из стороны в сторону и сопротивляется. Он все время блуждает, непрерывно ходит по кругу. Он болтает. Он думает. Он фантазирует и мечтает. Не расстраи­вайтесь из-за этого. Это вполне естественно. Когда ум отклоня­ется от предмета медитации, просто наблюдайте это отвлече­ние, сохраняя внимательность.

 

Когда мы говорим об отвлечениях в медитации прозрения, мы имеем в виду рассеянность, отвлекающую внимание от ды­хания. В связи с этим вводится новое, главное правило медита­ции: если возникает какое-то состояние ума, достаточно силь­ное для того, чтобы отвлечь вас от объекта медитации, быстро подключите к нему свое внимание. Сделайте это отвлечение временным объектом медитации. Пожалуйста, обратите внима­ние на слово «временный». Это крайне важно. Как говорится, коней на переправе не меняют. Мы не предполагаем, что вы каждые три секунды будете менять объект медитации. Дыхание всегда остается для вас основным центром сосредоточения. Вы переключаете внимание на отвлечение лишь на какое-то время, достаточное для того, чтобы заметить некоторые специфичес­кие признаки. Что это за отвлечение? Насколько оно сильно? Как долго оно длится?

 

Как только мысленно вы ответили на все эти вопросы, рас­смотрение отвлечений заканчивается и вы возвращаете внима­ние к дыханию. Здесь опять-таки, пожалуйста, обратите внима­ние на условия работы: мысленно, без слов. Эти вопросы не по­буждают к новой болтовне ума. Она направила бы вас по лож­ному пути, к погружению в размышления. Мы же хотим, чтобы вы ушли от мышления, вернулись к прямому, не выраженному словами, неконцептуальному переживанию дыхания. Вопросы рассчитаны на то, чтобы вы освободились от отвлечения и по­стигли его природу, а не на то, чтобы вы окончательно в нем за­вязли. Они настроят вас на отвлечение и помогут от него изба­виться — всего за одну попытку.

 

Проблема вот в чем: когда в уме появляется отвлечение или иное состояние ума, оно сначала возникает в сфере бессозна­тельного. И только мгновение спустя оно поднимается в созна­тельный ум. Разница в долю секунды весьма важна, потому что этого времени вполне достаточно для цепляния. Цепляние воз­никает почти мгновенно, и возникает оно сначала в бессозна­тельном. Таким образом, к тому времени, как цепляние подни­мется до уровня сознательного восприятия, мы уже начинаем на нем замыкаться. Для нас вполне естественно просто вклю­читься в этот процесс, все туже и туже привязываясь к отвлече­нию по мере того, как мы продолжаем его рассматривать. К то­му времени мы вполне определенно обдумываем мысль, а не просто рассматриваем ее с чистым вниманием. Все это проис­ходит последовательно и в одно мгновение. Это создает нам проблему. К тому времени, как мы начинает отчетливо осозна­вать какое-то отвлечение, мы по сути уже увязли в нем.

 

Три на­ших вопроса — хорошее лекарство от этой болезни. Для того чтобы ответить на эти три вопроса, мы должны выявить качест­ва отвлечения. Для этого нужно отделить от него себя, сделать в уме как бы шаг назад, отвязаться и взглянуть на него объектив­но. Мы должны прекратить обдумывание мыслей или пережи­вание чувств, чтобы взглянуть на них как на объект исследова­ния. Сам этот процесс представляет собой проявление внима­тельности, невовлеченного, беспристрастного осознавания. Та­ким образом, власть отвлечения будет подорвана, и вниматель­ность снова станет контролировать положение. В этот момент внимательность плавно перемещается к исходному центру со­средоточения, и мы возвращаемся к дыханию.

 

Когда вы впервые начнете практиковать эту технику, вам, вероятно, придется выполнять ее в словесной форме. Вы будете задавать эти вопросы в словах и получать ответы в словах. Од­нако так будет продолжаться недолго, и скоро вы сможете обхо­диться без слов. Когда выработаются привычки ума, вы будете просто отмечать отвлечения, их качества и возвращаться к ды­ханию. Этот процесс целиком и полностью неконцептуален и протекает очень быстро. Само по себе отвлечение может быть чем угодно: звуком, ощущением, эмоцией, фантазией или чем-то еще. Чем бы оно ни было, не пытайтесь его подавить, не пы­тайтесь силой удалить его из ума. В этом нет необходимости. Просто наблюдайте его внимательно, с чистым вниманием.

 

Рассмотрите отвлечения без слов, и оно само уйдет прочь. Вы обнаружите, что ваше внимание без усилий возвращается об­ратно, к дыханию. И не осуждайте себя за то, что вы отвлек­лись. Отвлечения естественны. Они приходят и уходят.

Несмотря на этот мудрый совет, вы непременно обнаружите, что так или иначе осуждаете себя. Это тоже естественно. Про­сто наблюдайте процесс осуждения, как еще одно отвлечение, а затем возвращайтесь к дыханию.

 

Наблюдайте последовательность событий. Дыхание, дыха­ние. Возникает отвлекающая мысль. Вслед за этой отвлекаю­щей мыслью появляется разочарование: вы осуждаете себя за то, что отвлеклись. Вы замечаете, что осуждаете себя. Возвра­щаетесь к дыханию. Дыхание, дыхание. Это весьма естествен­ный, плавно текущий процесс, если вы все делаете правильно. Конечно, главная хитрость — это терпение. Если вы научитесь наблюдать эти отвлечения, не вовлекаясь в них, все будет очень просто. Вы всего лишь скользите по отвлечениям, и ваше вни­мание без особого труда возвращается к дыханию. Конечно, то же самое отвлечение может возникнуть через какое-то время. Если оно появляется, просто наблюдайте его внимательно.

 

Ес­ли вы имеете дело со старым, сложившимся мысленным сте­реотипом, он может продолжать возникать еще довольно долго, иногда в течение многих лет. Не расстраивайтесь. И это тоже естественно. Просто наблюдайте отвлечение и возвращайтесь к дыханию. Не боритесь с отвлекающими мыслями, не напрягай­тесь, не сражайтесь с ними. Это напрасная трата сил. Каждая частица энергии, которую вы тратите на такое противодейст­вие, входит в мыслекомплекс и лишь усиливает его. Поэтому не пытайтесь насильственно вытеснять мысли из своего ума. В этой битве вам никогда не победить. Просто внимательно на­блюдайте отвлечение, и в конце концов оно уйдет. Это кажется странным, но чем больше вы обращаете все внимание на по­добные помехи, тем слабее они становятся. Наблюдайте их с полным вниманием достаточно долго и часто, и они исчезнут навсегда. А если вы будете бороться с ними, они усилятся. На­блюдайте их беспристрастно, и они исчезнут.

 

Функция внимательности состоит в том, чтобы обезвредить отвлечения подобно тому, как минер обезвреживает мины. Сла­бые отвлечения обезвреживаются одним взглядом: лишь только их осияет свет сознания, они исчезают мгновенно, чтобы боль­ше никогда не вернуться. Для глубоко укоренившихся, привыч­ных стереотипов мышления требуется применение постоянной внимательности повторно и достаточно долго, чтобы освобо­диться от их оков. По сути, отвлечения — это «бумажные тиг­ры». Они не имеют силы. Им нужна постоянная подпитка, ина­че они умрут. Если вы отказываетесь их подпитывать и не про­являете страх, гнев и жадность, они постепенно исчезнут.

 

Внимательность — наиболее важный аспект медитации. Это главное качество, которое вы стараетесь развить. Поэтому в действительно нет надобности бороться с отвлечениями. Самое главное — быть внимательными к тому, что происходит, а не контролировать происходящее. Помните: сосредоточение — всего лишь инструмент. По сравнению с чистым вниманием оно второстепенно. С точки зрения внимательности такого яв­ления как отвлечение в действительности не существует.

 

Все, что возникает в уме, рассматривается как еще одна возмож­ность развития внимательности.

 

Помните: дыхание — это про­извольный объект, который используется в качестве нашего первичного объекта внимания. А отвлечения используются в качестве вторичных объектов внимания. Несомненно, они яв­ляются такой же частью реальности, как и дыхание. По сути, не столь уж велика разница между объектами внимательности. Вы можете быть внимательны или к дыханию, или к отвлечению. Вы можете быть внимательны в том случае, если ваш ум споко­ен и глубоко сосредоточен, но вы можете быть внимательны и в том случае, если ваша сосредоточенность слабая, а в уме полная неразбериха. Это тоже внимательность. Просто сохраняйте та­кую внимательность, а со временем появится и сосредоточен­ность.

 

Цель медитации — не в том, чтобы сосредоточиваться на ды­хании все время, без остановки. Сама по себе такая цель была бы бесполезной. Цель медитации не в том, чтобы ум стал совершенно спокоен и безмятежен. Хотя это состояние и прекрасно, само по себе оно не ведет к освобождению. Цель медитации — в том, чтобы достичь непрерывной внимательности. Вниматель­ность — и только внимательность — ведет к Просветлению.

 

Отвлечения бывают самой разной формы и величины, они имеют разные оттенки. Буддийская философия разделила их на категории. Одна из них — это категория препятствий. Препят­ствиями они называются потому, что мешают вам развивать обе составные части медитации — внимательность и сосредоточен­ность. Небольшое предостережение относительно этого терми­на: слово «препятствие» несет в себе некий отрицательный от­тенок, и действительно, именно эти состояния ума мы хотим искоренить. Однако это не значит, что их надо подавлять, не за­мечать или осуждать.

 

Возьмем в качестве примера жадность. Мы хотим избежать продолжения любого возникающего состояния жадности, по­тому что длительное состояние ведет к рабству и печали. Это не означает, что мы пытаемся выбросить эту мысль из ума, как только она там появляется. Мы просто отказываемся ее поддер­живать, не позволяем ей остаться. Мы даем ей возможность прийти и уйти. Когда чистое внимание впервые замечает жад­ность, не выносится никакой оценки.

 

Мы просто отходим и на­блюдаем, как она возникает. Вся динамика процесса от возник­новения жадности и до ее исчезновения лишь детально изуча­ется. Мы ни в коей мере не помогаем ей, но и не создаем для нее препятствий, мы не вмешиваемся. Она остается в уме столько, сколько остается. И мы узнаем о ней столько, сколько можем, в течение того времени, когда она там. Мы наблюдаем то, что порождает жадность. Мы наблюдаем, как она удержива­ет нас в состоянии вечной неудовлетворенности и неосуществ­ленных желаний. Мы наблюдаем, как она докучает нам, как отягощает жизнь других. И на основе личного опыта мы на ин­стинктивном уровне убеждаемся в том, что жадность не позво­ляет жить полной жизнью. И это не теоретическое постижение.

Точно так же работают и со всеми препятствиями. Здесь мы рассмотрим каждое из них по отдельности.

 

Желание

 

Предположим, что нас отвлекло во время медитации какое-то приятное переживание. Возможно, то была некая радужная фантазия или мысль, окрашенная чувством гордости. Это мог­ло быть чувство собственного достоинства. Это могла быть мысль, наполненная любовью, или даже физическое ощущение блаженства, которое приходит вместе с переживаниями во вре­мя медитации. Что бы это ни было, за ним следует желание — получить то, о чем вы думали, или желание продлить пережива­ние. Независимо от того, какова его природа, вам нужно рабо­тать с желанием следующим образом. Обратите внимание на мысли или ощущения по мере того, как они возникают. Отдель­но отметьте умственное состояние желания, сопровождающее их. Определите точные размеры или силу этого желания. Затем посмотрите, как долго оно продлится и когда в конце концов исчезнет. Сделав это, верните внимание к дыханию.

 

Отвращение

 

Предположим, что вас отвлекло какое-то отрицательное пе­реживание. Это могло быть что-то пугающее, какая-то безот­четная тревога. Возможно, это было чувство вины, подавлен­ность или боль. Каким бы ни было в действительности содер­жание мысли или ощущения, вы замечаете, что отвергаете или подавляете его, пытаетесь избежать встречи с ним, противодей­ствуете или отрицаете его. Подход здесь по существу тот же са­мый. Наблюдайте возникновение мысли или ощущения. От­метьте состояние отторжения, которое приходит вместе с этой мыслью или с ощущением. Определите величину и степень это­го отторжения. Посмотрите, как долго оно продлится и когда исчезнет. Затем верните внимание к дыханию.

 

Вялость

 

Вялость бывает различной степени и интенсивности — от легкой сонливости до полной апатии. Здесь мы говорим о со­стоянии ума, а не тела. Сонливость вследствие физической ус­талости — нечто совсем иное, и в буддийской системе класси­фикации ее отнесли бы к категории физических ощущений. Умственная вялость тесно связана с отвращением в том смысле, что это один из хитрых способов, придуманных умом для того, чтобы уйти от вопросов, которые он считает неприятными. Вя­лость — это своеобразное отключение аппарата ума, притупле­ние остроты чувствительности и распознавания. Это вынуж­денная тупость, когда человек как бы притворяется спящим. Работать с таким состоянием может быть очень трудно, по­скольку его наличие противоположно сохранению вниматель­ности. Вялость почти диаметрально ей противоположна. Тем не менее внимательность борется и с этим препятствием, и подход к нему тот же самый. Обратите внимание на состояние сонли­вости, заметьте его возникновение, определите его величину или силу. Отмечайте, когда оно возникает, как долго длится, когда уходит. Здесь существует одна особенность — важно уло­вить это явление как можно раньше. Вам нужно поймать его прямо в момент зарождения и сразу же направить на него поток чистого осознавания. Если вы упустите начальный момент, его рост может превзойти силу вашей внимательности. Если по­беждает вялость, это приводит к провалу ума или погружению в сон; возможны и оба эти состояния.

 

Возбуждение

 

Состояние беспокойства и тревоги — это проявление воз­бужденного ума. Ваш ум все время мечется из стороны в сторо­ну, не желая остановиться на каком-то одном предмете. Вы мо­жете постоянно прокручивать в уме одни и те же вопросы. Но даже и здесь будет преобладать чувство неустойчивости. Ум не хочет останавливаться на чем бы то ни было, постоянно перепрыгивает с одного на другое. Чтобы избавиться от этого состо­яния, применяется та же основная последовательность. Беспо­койство сообщает сознанию определенное чувство. Оно похоже на привкус или рисунок. Но как бы его ни называли, это ощу­щение неустойчивости присутствует здесь в качестве узнавае­мого признака. Ищите его. Обнаружив, отмечайте, присутству­ет оно полностью или частично. Отмечайте, когда оно возника­ет. Понаблюдайте, как долго оно будет длиться, и когда исчез­нет. Затем верните внимание к дыханию.

 

Сомнение

 

У сомнения есть вполне отчетливое чувство в сознании. Оно хорошо описано в палийских текстах. Это чувство человека, ко­торый бредет через пустыню и выходит к едва заметному пере­крестку дорог. Какую дорогу выбрать? Сказать невозможно. И вот он стоит на распутье в нерешительности. В медитации это обычно принимает форму внутреннего диалога, например, та­кого: «А что это я делаю, когда сижу таким образом? Разве мне это что-то дает? О, разумеется. Мне это полезно. Ведь так напи­сано в книге. Нет, это просто безумие. Это пустая трата време­ни. Нет, не сдамся. Сказал, что буду сидеть, и буду сидеть. Или это только упрямство? Не знаю, просто не знаю...» Не попади­тесь в эту ловушку.

 

Это всего лишь еще одно препятствие. Еще одна из дымовых завес ума уготована вам для того, чтобы удер­жать от «ужаснейшего» поступка в мире — настоящего осозна­вания того, что происходит. Чтобы преодолеть сомнение, про­сто осознавайте это ментальное состояние колебания и воспри­нимайте его как объект изучения. Не попадитесь в ловушку. Высвободитесь из нее и посмотрите. Посмотрите, сколь сильно сомнение. Вы увидите, как оно приходит и как долго длится. Наблюдайте, как оно исчезает, а затем вернитесь к дыханию.

 

Таков общий принцип, как действовать в случае появления какого-либо отвлечения. Помните, что под отвлечением мы по­нимаем любое состояние ума, которое возникает, чтобы поме­шать вашей медитации. Некоторые из них очень тонкие. Полезно перечислить то, что может возникать. Отрицательные со­стояния установить несложно: это неуверенность, страх, гнев, депрессия, раздражение и разочарование.

Установить наличие стремления и желания намного труд­нее, потому что они могут относиться к тем явлениям, которые обычно принято считать добродетельными или возвышенны­ми. Вы можете испытывать желание совершенствоваться. Вы можете испытывать стремление развивать высшую доброде­тель. Вы даже можете развивать привязанность к переживанию состояния блаженства во время медитации. Трудновато отде­лить себя от таких альтруистических чувств. Но в конце концов это всего лишь сильная жадность. Это желание получить удов­летворение и своеобразный хитроумный способ не обращать внимания на реальность настоящего времени.

 

Однако хитроумнейшими из всех оказываются те подлинно положительные состояния ума, которые прокрадываются в ме­дитацию. Счастье, спокойствие, внутренняя удовлетворен­ность, сочувствие и сострадание ко всем существам, где бы они ни находились. Эти состояния ума столь приятны и благотвор­ны, что даже предпринять попытку освободиться от них для вас может быть крайне трудно. Вы почувствовали бы себя измен­ником по отношению к человечеству.

 

Но нет необходимости испытывать подобные чувства. Мы не советуем вам отвергать такие состояния ума или становиться бездушными роботами. Мы лишь хотим, чтобы вы принимали их такими, какие они есть. Это состояния ума. Они приходят и уходят, возникают и исчезают. И по мере продолжения практики медитации эти со­стояния будут возникать все чаше. Хитрость в том, чтобы не привязываться к ним. Просто старайтесь увидеть каждое из них, когда оно приходит, увидеть, что это за состояние, какова его сила, как долго оно длится. Затем наблюдайте, как оно ис­чезает. Все это — просто еще одно преходящее явление, дейст­во, разворачивающееся в пределах вселенной вашего ума.

 

Как дыхание проходит отдельные стадии, точно так же ведут себя и состояния ума. Любое дыхание имеет начало, середину и конец. Любое состояние ума проходит через стадии рождения, роста и распада. Вы должны стремиться к тому, чтобы ясно ви­деть эти стадии. Но это не так легко. Как мы уже отмечали, лю­бая мысль и любое ощущение появляются сначала в бессозна­тельной сфере ума и только потом поднимаются в сознание. Обычно мы осознаем подобные факты только после того, как они возникли в сфере сознания и просуществовали там какое-то время.

 

В действительности же мы подчас осознаем эти отвле­чения лишь после того, как они ослабили свою власть и уже вот-вот исчезнут. Именно тогда мы внезапно приходим к пони­манию, что еще мгновение назад были где-то в другом месте — мечтали, грезили, фантазировали. Совершенно очевидно, что такое осознавание в цепи событий появляется слишком позд­но. Мы можем назвать это явление «ловлей льва за хвост», т. е. неумелым действием. С состояниями ума, как и с дикими зве­рями, нужно встречаться лицом к лицу. Проявляя терпение, мы научимся узнавать их, как только они начнут появляться из все более и более глубоких уровней нашего сознательного ума.

 

Поскольку состояния ума сначала возникают в бессозна­тельном, для того чтобы уловить возникновение какого-то со­стояния, вам приходится распространять осознавание до самой сферы бессознательного. Это трудно, так как вы не можете уви­деть, что происходит в глубине, по крайней мере, столь же от­четливо, как сознательную мысль. Но вы можете научиться осознавать едва уловимое чувство движения и использовать особое ментальное чувство осязания. Это приходит с практи­кой как еще один из результатов глубокого спокойствия сосре­доточенности. Сосредоточение замедляет возникновение этих состояний ума и дает вам время почувствовать, как любое из этих состояний поднимается из бессознательного еще до того, как вы его увидите на уровне сознания. Сосредоточение помо­гает вам распространить осознавание вглубь, до той самой кро­мешной тьмы, где зарождаются мысли и ощущения.

По мере углубления сосредоточения вы приобретаете спо­собность видеть, как медленно, подобно пузырькам, поднима­ются мысли и ощущения, оставляя между собой некоторое про­странство. Они поднимаются пузырьками из бессознательного, остаются на некоторое время в сознательном уме и затем исче­зают.

 

Применять осознавание к состояниям ума — работа, требу­ющая точности. Особенно это относится к чувствам и ощуще­ниям. Очень легко расширить ощущение, иначе говоря, доба­вить к нему то, что ощущением не является. Равным образом легко и пропустить ощущение, уловить его не полностью, а лишь частично. Идеал состоит в том, чтобы в полной мере пе­реживать каждое состояние ума точно таким, какое оно есть, ничего не добавляя и ничего не пропуская. Возьмем в качестве примера боль в ноге. Налицо чисто текучее ощущение. Оно по­стоянно меняется, никогда не бывает одним и тем же от мгно­вения к мгновению. Оно движется от одного места к другому, то усиливаясь, то ослабевая. Боль — это не предмет, а событие. Не надо приклеивать к нему никаких ярлыков, не надо ничего с ним связывать. Чистое, незамутненное сознание будет пережи­вать его просто в виде текучей энергетической структуры — и только. Ни мысли, ни отторжения. Только энергия.

 

На ранних стадиях практики медитации нам нужно пере­смотреть свои скрытые убеждения относительно концептуали­зации. В большинстве случаев мы получали хорошие отметки в школе и в жизни за способность манипулировать явлениями ума — с помощью понятий или логики. Карьеру, успех в повсед­невной жизни, хорошие отношения с людьми мы рассматрива­ем в значительной мере как результат нашей успешной манипу­ляции понятиями.

 

Однако при развитии внимательности мы временно приостанавливаем процесс образования понятий и сосредоточиваемся на чистой природе психических явлений. Во время медитации мы стремимся переживать состояния ума на допонятийном уровне.

Но человеческий ум облекает подобные явления в понятие боли. Вы обнаруживаете, что думаете о них как о «боли». Это понятие. Это ярлык, нечто, прибавленное к самому ощущению. Вы обнаруживаете, что строите ментальный образ, картину бо­ли, видите ее как некую форму. Вы можете увидеть диаграмму ноги, на которой боль обозначена каким-то ярким цветом. Это весьма творческое и ужасно увлекательное занятие, но совсем не то, что вам нужно. Это всего лишь система понятий, при­крепляемых к живой реальности. И скорее всего, вы заметите, что думаете примерно так: «У меня болит нога». Здесь «я» — не­кое понятие, нечто дополнительное, нечто добавленное к чис­тому переживанию.

 

Когда вы вводите в процесс «я», вы строите понятийную брешь между реальностью и сознанием, наблюдающим эту ре­альность. Таким мыслям, как «я», «мой», «мое», нет места в пря­мом осознавании. Это добавочные дополнения и в данном слу­чае весьма коварные. Если вы вносите в картину «я», вы отож­дествляете себя с болью, и это ее только усиливает. Если вы убе­рете «я», боль будет не болезненна. Это всего лишь поток на­хлынувшей энергии. Он даже может быть прекрасен. Поэтому если вы обнаружите, что в переживание боли или в любые дру­гие реальные ощущения проникает «я», то просто внимательно наблюдайте его.

 

Обратите чистое внимание на явление личного отождествления с болью.

Однако общая идея здесь, пожалуй, проста. Вы действитель­но хотите видеть каждое ощущение, независимо от того, вызы­вает оно у вас боль, блаженство или скуку. Вы хотите пережить его полностью, в естественной и чистой форме. Для этого суще­ствует лишь один способ: ваше чувство времени должно быть точным, осознавание каждого ощущения должно точно коор­динироваться с возникновением этого ощущения. Если вы уло­вите его чуть-чуть позже, вы упустите начало и не осознаете его целиком. Если же вы ловите ощущение тогда, когда оно уже угасло, вы держитесь за воспоминание.

 

Само ощущение ушло, и держась за воспоминание о нем, вы упускаете возможность уловить следующее ощущение в момент его возникновении. Это очень тонкая работа. Вам нужно быть именно здесь, в на­стоящем моменте, замечая ощущения и давая им возможность уходить без какой бы то ни было задержки. Требуется очень лег­кое касание. Ваше отношение к ощущению никогда не должно исходить ни из прошлого, ни из будущего; оно всегда в прямом и непосредственном «сейчас».

 

Человеческий ум стремится облекать явления в понятия, и он придумал для этого множество хитроумных способов. Если вы дадите уму полную свободу, любое простое ощущение вызо­вет взрыв понятийного мышления. Возьмем, к примеру, слух. Вы сидите в медитации, а в соседней комнате кто-то роняет по­суду. Звук достигает вашего уха. Вы тотчас же представляете себе эту соседнюю комнату, а возможно, и человека, уронившего по­суду. Если обстановка вам знакома, — скажем, это ваш дом, — вы, вероятно, увидите того, кто уронил посуду, и ту самую посу­ду, которую уронили; все это вырисовывается как в ярком цвет­ном фильме. Вся последовательность мгновенно предстает пе­ред сознанием, просто выскакивает из сферы бессознательного столь ярко, отчетливо и убедительно, что вытесняет из поля зрения все остальное. А что же происходит с самим ощущени­ем, с чистым переживанием слуха? Оно затерялось в этой ме­шанине, совершенно заброшенное и забытое. Мы упускаем ре­альность. Мы уходим в мир фантазий.

 

Еще один пример. Вы сидите в медитации, и до ваших ушей доносится звук. Это может быть просто неясный шум, какой-то приглушенный скрип — все, что угодно. А затем происходит что-то вроде: «Что это было? Что такое? Откуда? Как долго? Опасно ли это?» Так продолжается и дальше, вы получаете не ответы, а проекции своей фантазии. Формирование понятий — предательски хитрый процесс. Он прокрадывается в ваше пере­живание и просто подчиняет его себе. Когда во время медита­ции вы слышите какой-то звук, направьте чистое внимание на переживание услышанного, и только его. То, что действительно происходит, предельно просто, и мы можем полностью его про­пустить; так обычно и выходит. Звуковые волны проникают в уши особым, уникальным образом.

 

Внутри мозга эти волны преобразуются в электрические импульсы, а уже импульсы представляют сознанию стереотипы звука. Вот и все. Никаких картин. Никаких ментальных фильмов. Никаких понятий. Ни­какого внутреннего диалога на данную тему. Просто звук. Реаль­ность утонченно проста и неприукрашена. Когда вы слышите звук, будьте внимательны к процессу слушания. Все прочее — лишь излишняя болтовня. Отбросьте ее. То же самое правило применимо к любому ощущению, к любой эмоции, к любому переживанию, которое у вас может возникнуть. Посмотрите внимательно на свое собственное переживание. Копайте глуб­же, пройдите сквозь слои умственного хлама, и вы увидите то, что там действительно есть. Вы будете поражены, увидев, как это просто и прекрасно.

 

Бывают случаи, когда сразу может возникнуть множество ощущений. Возможно, одновременно у вас появится мысль о чем-то страшном, вы почувствует тяжесть в желудке, боль в спине, у вас зачешется ухо — и все это сразу. Не сидите в недо­умении. Не вертитесь, решая, что же выбрать. Одно из ощуще­ний будет самым сильным. Просто откройтесь, и самое сильное из этих явлений проникнет в ум и завладеет вашим вниманием. Уделите ему ровно столько внимания, сколько нужно, чтобы увидеть, как это ощущение исчезает. Потом вернитесь к дыха­нию. Если вторгается другое ощущение, впустите и его. Когда оно уйдет, вернитесь к дыханию.

 

Однако этот процесс может зайти слишком далеко. Во время медитации не выискивайте объекты для сосредоточения вни­мательности. Удерживайте ее на дыхании, пока не появится что-то другое и не отвлечет ваше внимание. Как только вы по­чувствуете, что это происходит, не боритесь с отвлечением. Пусть ваше внимание естественно перетекает к отвлечению, удерживайте его там, пока отвлечение не исчезнет. Затем вер­нитесь к дыханию. Не ищите других физических или менталь­ных явлений. Просто вернитесь к дыханию. Пусть эти явления сами к вам приходят. Конечно, бывает, что ваше внимание от­клоняется в сторону. Даже после долгой практики бывают мо­менты, когда вы вдруг пробуждаетесь и понимаете, что на ка­кое-то время отвлеклись от практики. Не расстраивайтесь. Осознайте, что вы сбились с пути на такое-то время, и верни­тесь к дыханию. Нет необходимости в отрицательной реакции. Само понимания того, что вы сбились с пути, уже является ак­тивным осознаванием. Оно-то и будет проявлением чистой внимательности.

 

Внимательность возрастает благодаря проявлению внима­тельности. Это можно сравнить с тренировкой мышц. Всякий раз, когда вы напрягаете мышцы, вы как бы накачиваете в них немного энергии, делаете их чуть-чуть сильнее. И то, что вы по­чувствовали состояние пробужденности, означает, что вы толь­ко что немного развили силу своей внимательности. Значит, вы выиграли. Теперь без сожаления вернитесь к дыханию. Однако сожаление — это условный рефлекс, оно может возникнуть вновь, и это еще одна привычка ума. Если вы обнаруживаете, что испытываете разочарование, приходите в уныние или осуж­даете себя, просто наблюдайте это состояние с чистым внима­нием.

 

Это лишь еще одно отвлечение. Направьте на него вни­мание и наблюдайте, как оно исчезает, а затем вернитесь к ды­ханию.

Правила, которые мы только что рассмотрели, могут и должны широко применяться по отношению ко всем состоя­ниям ума. Может показаться, что это довольно жесткое пред­писание. Но это самая трудная работа из всех, что вы когда-ли­бо выполняли. Вы заметите, что в некоторых случаях весьма охотно применяете эту технику к своим переживаниям, тогда как в других — применять ее совершенно не желаете.

 

Медитация чем-то напоминает особую психическую кисло­ту: она медленно разъедает все, что вы в нее помещаете. Мы, люди, — очень странные существа. Нам нравится вкус некото­рых ядов, и мы упрямо продолжаем поглощать их даже тогда, когда они нас убивают. Мысли, к которым мы привязаны, ядо­виты. Вы обнаруживаете, что готовы вырвать с корнями неко­торые мысли и вместе с тем ревностно храните и лелеете другие. Таково состояние человеческого ума.

 

Медитация — не игра. Медитация випассаны — это ясное осознавание, а ясное осознавание — это нечто большее, нежели приятное времяпрепровождение. Это путь, который выводит нас из трясины, в которой мы все увязли, из болота наших вле­чений и отвращений. Применять осознавание к неприятным аспектам нашего существования сравнительно легко. Как толь­ко вы увидели, что страх и подавленность растворяются в горячем и сильном огне осознавания, вам хочется повторить этот процесс. Это понятно, потому что неприятные состояния ума причиняют боль. Вы хотите от них избавиться, потому что они вас беспокоят. Но гораздо труднее применить тот же метод к со­стояниям ума, которыми вы дорожите, например, к патриотиз­му, к покровительству родителей или истинной любви. Но это столь же необходимо. Положительные привязанности, как и отрицательные, удерживают вас, не давая избавиться от грязи, и в этом не приходится сомневаться. Вы можете подняться над грязью достаточно высоко, чтобы дышать свободнее, если буде­те усердно практиковать медитацию випассаны. Медитация випассаны — это путь к ниббане. И те, кто проложил путь к этой высшей цели говорят, что она стоит затраченных усилий.

 

 

ГЛАВА 13 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (САТИ)

 

Внимательность — перевод палийского слова сати. Сати — это деятельность. Что именно это означает? Точного ответа быть не может, по крайней мере, на словах. Слова придуманы на символическом уровне ума и описывают ту реальность, с кото­рой имеет дело символическое мышление. Внимательность — вне символов. Она не связана с логикой. Тем не менее пережить внимательность можно довольно легко, можно ее и описать, ес­ли помнить, что слова — это всего лишь пальцы, указывающие на Луну. Слова — не сама вещь. Реальное переживание лежит за пределами слов и символов. Описать внимательность можно было бы в совершенно иных терминах, а не в тех, которыми мы будем пользоваться здесь, тем не менее любое описание может быть правильным.

 

Внимательность — тонкий процесс, которым вы пользуетесь сейчас, в этот самый момент. Тот факт, что данный процесс вы­ше слов, что он за пределами слов, отнюдь не делает его нере­альным, совсем напротив. Внимательность — это реальность, которая порождает слова, а следующие за ней слова — просто бледные тени реальности. Поэтому важно понять: все, что будет здесь сказано, — это аналогия. Сказанное необязательно долж­но обладать совершенным смыслом. Оно всегда будет за преде­лами словесной логики. Но вы можете пережить это на собст­венном опыте. Медитативная техника, называемая випассаной (прозрением), которая была открыта Буддой примерно 25 сто­летий назад, представляет собой разновидность психической деятельности, нацеленной исключительно на переживание со­стояния непрерывной внимательности.

 

Когда вы впервые начинаете что-то осознавать, возникает мимолетное мгновение чистого осознавания — еще до того, как вы облечете этот факт в понятия, как вы дадите ему определе­ние. Это стадия внимательности. Как правило, она весьма крат-ковременна. Это та мелькающая доля секунды, тот миг, когда вы только устремляете внимание на объект, когда вы еще не да­ли ему названия, не закрепили его в уме и не отделили от всего остального. Такое состояние бывает до того, как вы начинаете думать об объекте, до того, как ваш ум говорит: «Это собака!» Текучий момент мягко сосредоточенного чистого осознавания и есть внимательность. В этот краткий миг, возникающий в уме подобно вспышке, вы переживаете объект как необъект.

 

Вы переживаете мягко текучее мгновение чистого переживания, переплетающееся с остальной реальностью и не отделенное от нее. Внимательность очень похожа на то, что вы видите пери­ферическим зрением в противоположность жесткому фокусу нормального, или центрального, зрения. Однако в этом мгно­вении мягкого, несосредоточенного осознавания содержится некое глубокое познание, которое утрачивается, как только вы сосредоточиваете ум и обозначаете объект. В процессе обычно­го восприятия стадия внимательности столь мимолетна, что не поддается наблюдению. Мы развиваем привычку перемещать внимание на все остальные стадии восприятия, сосредоточива­ясь на восприятии, осознавая его, наклеивая ярлыки и в боль­шинстве случаев вовлекаясь в долгий процесс символического размышления о нем. Первоначальное же мгновение вниматель­ности быстро проходит. Цель упомянутой выше медитации випассаны (или прозрения) в том и состоит, чтобы научить нас продлевать это мгновение осознавания.

 

Когда эта внимательность становится более длительной бла­годаря применению правильной техники, вы замечаете, что пе­реживание становится глубоким и оно полностью меняет ваш взгляд на Вселенную. Однако надо учиться тому, как обрести это состояние восприятия, а для этого требуется постоянная практика. Как только вы освоите технику, вы обнаружите, что у внимательности есть много интересных аспектов.

 

Внимательность — зеркальная мысль. Она отражает только то, что происходит именно сейчас и в точности так, как это происходит. В ней нет двойственности.

 

Внимательность — это наблюдение без оценивания. Это способность ума наблюдать, не подвергая критике. Благодаря такой способности мы смотрим на вещи, не осуждая и не давая оценок. Нас ничто не удивляет. Мы уравновешенны и просто проявляем интерес к вещам в их естественном виде. Мы не вы­бираем и не оцениваем. Мы просто наблюдаем.

 

Психологически для нас невозможно наблюдать происходя­щее внутри себя, если мы одновременно не принимаем того, что происходит с разными состояниями нашего ума, в особен­ности, его неприятных состояний. Для того чтобы наблюдать собственный страх, мы должны признаться себе, что боимся. Мы не можем исследовать собственную подавленность, если полностью не принимаем ее. То же самое можно сказать о воз­буждении и раздражении, напряженности и всех прочих непри­ятных эмоциональных состояниях. Вы не можете изучить ка­кое-то явление в полной мере, если заняты тем, что отвергаете само его существование. Какое бы переживание у вас ни было, внимательность просто принимает его. Это всего лишь еще од­но жизненное явление, подлежащее осознаванию. Никакой гордости, никакого стыда, ничто личное не ставится на карту -что есть, то и есть.

 

Внимательность — беспристрастная наблюдательность. Она не принимает ничью сторону, не привязывается к тому, что вос­принимает. Она просто постигает. Внимательность не ослепле­на приятными состояниями ума. Она не пытается обойти не­приятные состояния ума. Нет привязанности к приятному, нет бегства от неприятного. Внимательность воспринимает все пе­реживания одинаково, все мысли одинаково, все чувства оди­наково. Она ничего не подавляет, ничего не сдерживает. Внима­тельность не заводит любимчиков.

 

Внимательность — это осознавание вне понятий. Другое значение слова сати — «чистое внимание». Это не мышление. В нем не участвуют мысли и понятия. Осознавание не связано с идеями, мнениями или понятиями. Оно просто смотрит. Вни­мательность регистрирует переживания, но не сравнивает их. Она не наклеивает на них ярлыков, не распределяет по катего­риям. Она просто наблюдает все, как если бы это происходило в первый раз. Это не анализ, основанный на размышлении и вспоминании. Скорее здесь прямое и непосредственное пере­живание всего происходящего без помощи мышления. Такое переживание приходит в процессе восприятия до появления в нем мыслей.

 

Внимательность — осознавание настоящего момента. Она имеет место здесь и сейчас. Это наблюдение того, что происхо­дит именно сейчас, в настоящий момент. Она всегда остается в настоящем времени, постоянно колеблется на гребне волны те­кущего времени. Если вы вспоминаете школьного учителя, это память. Если же затем вы осознаете, что вспоминаете школьно­го учителя, это будет внимательность. Если вы затем облекаете этот процесс






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.