Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Гунаратана-махатхера, 7 декабря 1990 года. 4 страница






 

Если мы больны, нужно выяснить причину болезни. Только тогда мы сможем пройти курс лечения. Если мы будем делать вид, что не больны, несмотря на то, что страдаем, мы никогда не получим врачебную помощь. Точно так же, если мы будем думать, что лишены недостатков, духовный путь будет для нас закрыт. Если мы слепы к собственным слабостям, нам нужно, чтобы кто-то указывал нам на них. Если нам указывают на ошибки, мы должны испытывать чувство благодарности. До­сточтимый Сарипутта так говорил об этом: «Даже если на мои ошибки укажет новообращенный монах семи лет от роду, я приму его указания с величайшим уважением». Досточтимый Сарипутта был арахантом, развившим стопроцентную внима­тельность, и у него не было недостатков. Но поскольку гордыня была ему абсолютно чужда, он смог сохранить такое отноше­ние. Хотя мы и не араханты, мы должны во всем следовать его примеру, потому что наша цель в жизни — достичь того же са­мого.

Конечно, человек, указывающий нам не ошибки, возможно, сам не вполне свободен от недостатков, но он способен увидеть наши проблемы, как и мы можем увидеть его недостатки, кото­рые он сам не замечает, пока ему на них не укажут.

 

Необходимо быть внимательными, как указывая на чужие недостатки, так и реагируя на чужие замечания. Если кто-то становится невнимательным, указывая на ошибки, если он говорит грубо и недоброжелательно, пожалуй, он принесет боль­ше вреда, чем пользы, и себе, и другому. Тот, кто говорит с него­дованием в голосе, не может быть внимательным и не способен выражаться ясно. Тот, кто чувствует себя оскорбленным, слыша резкие слова, может утратить внимательность и не услышать того, что ему на самом деле говорят. Нам надо говорить, нам на­до слушать, сохраняя внимательность, чтобы извлекать пользу из разговора и слушанья. Когда мы слушаем и говорим с внима­тельностью, наш ум бывает свободен от жадности, себялюбия, ненависти и заблуждений.

 

Наша цель

 

Будучи практиками медитации, мы должны иметь цель, ибо не имеющие цели просто блуждают в потемках, слепо следуя чьим-то наставлениям по медитации. Для того чтобы делать что-то сознательно и добровольно, несомненно, нужно иметь цель. А цель того, кто практикует медитацию випассаны, состо­ит не в том, чтобы стать просветленным раньше других, не в том, чтобы приобрести большую силу или извлечь большую вы­году в сравнении с другими; практикующие медитацию внима­тельности не соревнуются друг с другом.

 

Наша цель состоит в том, чтобы развить до совершенства все высокие и благие качества, скрытые в нашем подсознательном уме. В этой цели можно выделить пять составляющих: очище­ние ума, освобождение от печали и скорби, от страданий и го­рестей, движение по правильному пути, ведущему к достиже­нию вечного мира, обретение счастья благодаря следованию по этому пути. Помня о такой пятеричной цели, мы можем уве­ренно идти вперед с надеждой на успех.

 

Практика

 

Расположившись в позе сидя, не меняйте эту позу, сохра­няйте ее до истечения времени, установленного в самом начале. Предположим, вы изменили первоначальную позу, потому что она оказалось неудобной, и приняли другую. Что же произой­дет некоторое время спустя? Неудобной станет и эта новая поза. Затем вы захотите попробовать другую, а немного спустя, она также станет неудобной. Таким образом, вы можете все время ерзать, двигаться, менять позу, пока сидите на подушке для ме­дитации; вы не сумеете достичь глубокого сосредоточения. По­этому не меняйте первоначальной позы, какой бы неудобной она ни была.

 

Чтобы не менять позу, определите в начале медитации, как долго вы намереваетесь медитировать. Если вы никогда раньше не медитировали, посидите без движения не дольше 20 минут. При повторной практике вы сможете увеличить время медита­ции. Длительность сидения зависит от того, сколько у вас есть времени для практики медитации и как долго вы можете си­деть, не испытывая мучительной боли.

Для достижения цели не требуется составлять особое распи­сание, поскольку ее достижение зависит от того, как мы про­двигаемся в практике, основанной на понимании и развитии наших духовных способностей. Мы должны работать усердно и внимательно, не устанавливая какие-либо временные рамки для достижения цели. Когда мы будем готовы, мы ее достигнем. Все, что нам нужно делать, — это готовиться к достижению це­ли.

 

Посидев без движения, закройте глаза. Наш ум в чем-то схо­ден с чашкой, наполненной грязной водой. Чем дольше грязная вода постоит неподвижно, тем больше грязи осядет на дно, и вода очистится. Подобным же образом, если вы будете сидеть спокойно, не двигаясь, сосредоточив все внимание на объекте медитации, ваш ум успокоится и вы испытаете в медитации со­стояние блаженства.

Чтобы подготовиться к этому, нужно удерживать ум в насто­ящем моменте. Настоящий момент изменяется так быстро, что случайный наблюдатель как будто вообще не замечает его су­ществования. Каждое мгновение есть мгновение, в которое происходит какое-то событие, и ни одно из мгновений не про­ходит без того, чтобы не происходило какое-то событие. Мы не можем отметить мгновения, не отмечая события, происходя­щие в данный момент. Поэтому настоящий момент — это тот момент, на который мы пытаемся направить чистое внимание. Наш ум проходит сквозь цепь событий, подобно прожектору, освещающему коллекцию картин. Некоторые из этих картин приходят из наших прошлых переживаний, другие же — плод нашего воображения, наши планы на будущее.

 

Ум не в состоянии сосредоточиться, если нет ментального объекта. Поэтому мы должны дать уму такой объект, который действительно будет у нас в распоряжении именно в данный момент. То, что имеется в наличие каждое мгновение, — это на­ше дыхание. Уму не приходится совершать больших усилий, чтобы обнаружить дыхание, потому что оно каждое мгновение входит в наши ноздри и выходит из них. Поскольку медитацию прозрения практикуют в период бодрствования каждое мгнове­ние, ум находит, что сосредоточиться на дыхании довольно лег­ко, поскольку дыхание более заметно и постоянно, чем какой-либо другой объект.

 

Сев в позу медитации, как объяснялось ранее, и поделив­шись со всеми любовью и добротой, сделайте три глубоких ды­хания. После этих трех глубоких дыханий дышите нормально, естественно, позволяя дыханию свободно и без усилий входить и выходить, и начните сосредоточивать внимание на краях ноз­дрей. Просто постарайтесь ощутить входящее и выходящее ды­хание. Когда завершен вдох и до того, как начнется выдох, су­ществует короткая пауза. Отметьте ее, отметьте также начало выдоха. Когда завершен выдох, существует другая короткая па­уза до начала нового вдоха. Это значит, что в процессе дыхания есть две короткие паузы — одна в конце вдоха, другая в конце выдоха. Поскольку обе эти паузы очень кратки и длятся всего лишь мгновение, вы можете их не осознавать. Но если вы вни­мательны, вам удастся их заметить.

 

Ничего не облекайте в слова или понятия. Просто отмечайте входящее и выходящее дыхание, не говорите: «Я вдыхаю» или «Я выдыхаю». Когда вы сосредоточиваете внимание на дыха­нии, не отвлекайтесь ни на какие мысли, воспоминания, звуки, запахи, вкусы и прочее, сосредоточив внимание исключитель­но на дыхании, ни на чем другом.

В начале практики как вдохи, так и выдохи короткие, пото­му что тело и ум не успокоены и не расслаблены. Постарайтесь ощутить эти короткие вдохи и выдохи, отмечайте, когда они возникают, не произнося про себя: «Короткий вдох» или «Ко­роткий выдох». В то время как вы пребываете в этом состоянии, ощущая короткие вдохи и выдохи, ваши тело и ум становятся относительно спокойными. Постепенно дыхание замедляется. Постарайтесь ощутить это замедленное дыхание таким, какое оно есть, но не говорите: «Это замедленное дыхание». Затем старайтесь отследить весь процесс дыхания с начала до конца. Впоследствии дыхание становится тонким, а ум и тело — более спокойными, чем раньше. Постарайтесь ощутить это спокой­ное и мирное дыхание.

 

Что делать, если ум отвлекается, блуждает где-то?

 

Несмотря на то, что вы делаете сознательные усилия, стара­ясь удерживать ум на дыхании, он может отвлекаться от объек­та. Он может вернуться к прошлым переживаниям, и неожи­данно для себя вы обнаружите, что начинаете вспоминать мес­та, где когда-то бывали, людей, которых встречали, друзей, ко­торых давно не видели, книгу, которую когда-то читали, вкус пищи, которую ели вчера, и тому подобное. Как только вы за­метите, что ум более не сосредоточен на дыхании, намеренно верните его туда и удерживайте там. Однако несколько мгнове­ний спустя вас снова могут отвлечь мысли о том, что надо бы за­платить по счетам, позвонить другу, написать письмо, сдать бе­лье в прачечную, купить продукты, пойти на вечеринку, спла­нировать отпуск и так далее. Как только вы заметите, что ум от­влекся от объекта, сознательно верните его обратно. Ниже при­водятся некоторые советы, которые помогут вам обрести сосре­доточенность, необходимую для практики внимательности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.