Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Гунаратана-махатхера, 7 декабря 1990 года. 2 страница






 

Заблуждение 3:

 

Медитация — это таинственная практика, понять которую невозможно

 

Здесь перед нами вновь почти что правильное утверждение — правильное, но не совсем. Медитация имеет дело с уровнями сознания более глубокими по сравнению с символическим мы­шлением. Поэтому описать медитацию словами довольно труд­но. Однако это не значит, что ее нельзя понять. Есть более глу­бокие способы понимания вещей, нежели слова. Например, вы знаете, как нужно ходить. И скорее всего вы не сможете по­дробно описать, как и в каком порядке сокращаются ваши нервные волокна и мускулы во время этого процесса. Но ходить вы можете. Медитацию нужно понимать точно так же, а имен­но — практикуя ее. Она не является чем-то таким, чему можно научиться с помощью абстрактных понятий. Ее надо пережить на собственном опыте. Медитация — это не готовый рецепт, который автоматически и вполне предсказуемо дает результа­ты. Вы никогда в точности не сможете предугадать, что про­изойдет во время какой-то медитации. Весь процесс — это ис­следование, эксперимент и шаг в неизведанное. Это настолько важно, что если у вас действительно в практике возникнет чув­ство предсказуемости и единообразия, это должно служить сво­его рода знаком. Значит, где-то вы сошли с пути, и у вас начал­ся застой. Научиться воспринимать каждую секунду так, если бы она была первой и единственной секундой во Вселенной, — вот что самое главное в медитации випассаны.

 

Заблуждение 4:

 

Цель медитации — стать сверхчеловеком со сверхспособностями

 

Нет, цель медитации состоит в том, чтобы развить осознан­ность. Смысл ее не в том, чтобы научиться читать чужие мысли. Не является целью и левитация. Цель — это освобождение. Су­ществует связь между медитацией и парапсихическими явлениями, но их взаимодействие довольно сложно. На ранних этапах практики у медитирующего такие феномены могут возникать, но могут и не возникать. Некоторые люди способны пережить особое интуитивное понимание или вспомнить прошлые жиз­ни, с другими же этого не происходит. Во всяком случае данные явления вряд ли можно считать хорошо развитыми и надежны­ми экстрасенсорными способностями. Не следует и придавать им особое значение. На самом деле подобные явления для на­чинающих практиков медитации довольно опасны, опасны в том смысле, что слишком заманчивы. Они могут стать ловуш­кой для вашего «я» и сбить вас с пути. Вот вам совет — не обра­щайте на них внимания. Если они появляются — прекрасно. Если нет — тоже прекрасно. Появление их вообще маловероят­но. В практике медитации есть стадия, где медитирующий по­лучает возможность выполнять особые упражнения для разви­тия психических способностей. Но только на весьма глубоком уровне. Только после достижения очень глубокой джханы ме­дитирующий продвигается настолько, что может работать с та­кими силами без страха, не боясь, что они выйдут из-под кон­троля или отнимут у него жизнь. Тогда он разовьет их исключи­тельно для того, чтобы служить другим. И такое понимание возникает только после десятилетий практики. Не думайте об этом. Просто сосредоточьтесь на развитии все большего и боль­шего осознавания. Если вы слышите голоса или у вас возника­ют видения, просто отмечайте это и дайте им уйти. Не зацикливайтесь на этом.

 

Заблуждение 5:

 

Медитация опасна, и благоразумный человек не должен ей заниматься

 

Опасно все. Когда вы переходите улицу, вас может сбить ав­тобус. Когда вы принимаете душ, вы можете сломать шею. Ког­да вы медитируете, вы, по всей вероятности, откопаете на дне своего прошлого какие-нибудь мерзости. Вытесненные пере­живания, надолго погребенные в глубинах ума, могут быть поистине ужасны. Однако и это в высшей степени полезно. Любая деятельность так или иначе связана с риском, но это не значит, что вы должны сплести вокруг себя какой-то кокон, защитную оболочку — это не жизнь, а преждевременная смерть. Чтобы спастись от опасности, нужно хоть приблизительно знать ее размеры, где она находится, что с ней делать, когда она надви­гается. Для того и нужно данное руководство. Випассана — это развитие осознавания. Само по себе, оно не опасно, даже на­оборот. Возрастающее осознавание — гарантия безопасности. Медитация при надлежащей практике представляет собой очень тонкий и постепенный процесс. Практикуйте медленно и спокойно, и тогда ваша практика будет естественно развивать­ся. Не нужно ничего ускорять. Позднее, если вы будете зани­маться в непосредственном контакте и под защитой мудрого и знающего учителя, вы сможете ускорить темп и пройти курс интенсивной медитации. Однако в первое время процесс дол­жен идти медленно. Работайте осторожно, и все будет хорошо.

 

Заблуждение 6:

 

Медитация предназначена для святых, а не для обычных людей

 

Подобное отношение преобладает в Азии, где монахам и святым оказывают огромное почтение, больше напоминающее ритуал. (В чем-то оно схоже с идеализацией американцами ки­нозвезд и бейсболистов. Таких людей превращают в кумиров, делают их более значительными, чем они есть на самом деле, наделяют такими качествами, жить с которыми могут лишь не­многие.) На Западе мы отчасти разделяем такой подход к меди­тации. Мы думаем, что практик медитации непременно должен быть в высшей степени благостным человеком, который и воды не замутит. Однако даже непродолжительное личное знакомство с такими людьми может быстро рассеять эту иллюзию. Как пра­вило, они оказываются людьми с огромной энергией, которые любят жизнь и живут в полную силу. Разумеется, это правда, что святые люди занимаются практикой медитации, но медитируют они вовсе не потому, что святые. Это заблуждение. Они — свя­тые потому, что практикуют медитацию.

 

Медитация — вот путь к этому состоянию; и они начинали практику медитации задол­го до того, как стали святыми, иначе ничего бы не произошло. Это особенно важно. Большинство тех, кто хочет научиться ме­дитации, думают, что человек должен стать высоконравствен­ным, прежде чем начнет медитировать. Подобный подход к во­просу не проработан. Нравственное поведение требует опреде­ленного контроля ума. Это необходимое предварительное усло­вие. Вы не можете следовать каким бы то ни было моральным предписаниям, не обладая хотя бы слабым самоконтролем; и если ваш ум постоянно вращается как колесо игрального авто­мата, самоконтроль в высшей степени маловероятен. Так что на первом месте должна быть культура ума.

 

В буддийской медитации налицо три неразрывно связанные между собой составные части: нравственное поведение, сосре­доточенность и мудрость. Эти три составляющие развиваются по мере того, как углубляется ваша практика. Все они влияют друг на друга, а потому вы развиваете все три части, а не каждую из них в отдельности. Если вы обладаете мудростью и правиль­но понимаете ситуацию, вы автоматически проявляете состра­дание ко всем ее участникам; а сострадание означает, что вы ав­томатически воздерживаетесь от любой мысли, любого слова или поступка, которые могли бы повредить вам или другим лю­дям.

 

Таким образом, ваше поведение автоматически становится нравственным. И только в том случае, если у вас нет глубокого понимания, вы создаете проблемы. Если вы не сможете пред­видеть последствий своих действий, вы совершите ошибку. Тот, кто ждет, что станет целиком и полностью высоконравствен­ным человеком до того, как начнет практиковать медитацию, ожидает чего-то «такого», что никогда не произойдет. Древние мудрецы говорят, что он подобен человеку, который чтобы ис­купаться, ждет, когда океан успокоится. Чтобы лучше понять эти взаимодействия, рассмотрим разные уровни нравственного поведения. Самый низкий уровень — это строгое соблюдение свода правил и предписаний, предложенного кем-то другим.

 

Этим «другим» может быть ваш любимый проповедник, или го­сударство, или глава вашего рода, или ваш отец. Неважно, кто устанавливает эти правила, все, что вам надлежит делать на этом уровне, — это знать эти правила и следовать им. Это может и робот. На это способен даже дрессированный шимпанзе, если правила достаточно просты, а при каждом их нарушении шим­панзе будут бить палкой. На таком уровне совсем не требуется заниматься медитации. Все, что вам нужно, — это правила и надзиратель, размахивающий палкой.

Следующий уровень нравственного поведения состоит в со­блюдении тех же самых правил, даже в том случае, если отсутст­вует тот, кто будет вас наказывать. Вы повинуетесь, потому что усвоили эти правила; вы наказываете себя сами всякий раз, ког­да нарушаете одно из них. Этот уровень требует слабого контро­ля ума. Если у вас хаотичное мышление, то и поведение будет лишено последовательности. Культура ума устраняет хаос в мыслях.

 

Существует и третий уровень нравственного поведения, но, пожалуй, лучше будет назвать его этикой. Этот уровень — боль­шой слой в верхней части шкалы, это подлинная смена пара­дигмы в ориентации. На уровне этики мы не следуем неукосни­тельно правилам, продиктованным неким авторитетом. Мы из­бираем свою линию поведения в соответствии с требованиями ситуации. Этот уровень требует действительного понимания, способности быстро учитывать все обстоятельства в любой си­туации, всякий раз находить единственно возможное решение, реагировать творчески и надлежащим образом. Более того, нужно, чтобы человек, принимающий решения, отказался от своих ограниченных взглядов. Он должен видеть всю ситуацию в целом, оценивать ее объективно, придавая одинаковое значе­ние как собственным нуждам, так и нуждам других людей.

 

Ина­че говоря, он должен быть свободным от жадности, ненависти, зависти и всего прочего эгоистического хлама, который обычно мешает нам учитывать интересы других в том или ином случае. Только тогда можно будет избрать те действия, которые окажут­ся действительно оптимальными для данной ситуации. На этом уровне нравственного поведения совершенно необходима ме­дитация, если, конечно, вы не святой от рождения. Другого способа овладеть таким мастерством не существует. И более то­го, сам процесс выбора, который идет на этом уровне, истощает силы человека. Если бы вы попытались перебрать на сознатель­ном уровне ума все обстоятельства любой ситуации, вы довели бы себя до крайнего утомления. Интеллект просто не в состоя­нии удерживать столько объектов сразу. Для него это перегруз­ка. Но, к счастью, более глубокий уровень осознавания спосо­бен с легкостью выполнить подобную обработку данных. И с помощью медитации вы сможете процесс выбора довести до конца. Это чем-то напоминает предчувствие.

 

В один прекрасный день у вас возникает проблема — скажем, как отнестись к недавнему охлаждению в отношениях с дядюш­кой Германом? Случай кажется абсолютно неразрешимым, на­лицо страшная путаница всяческих «может быть», которая при­вела бы в ужас самого царя Соломона. Но на следующий день вы моете посуду, думая о чем-то совершенно другом, — и внезапно вот оно, решение! Оно просто возникло где-то в глубинах ума, и вы говорите: «Ага!». Все, проблема решена. Интуиция подобно­го рода может возникнуть только тогда, когда вы высвобождае­те проблему из логических круговращений и даете возможность найти решение своему глубинному уму. Сознательный ум здесь только мешает. Медитация учит вас тому, как выпутываться из процесса мышления. Это особое действие ума, выход за преде­лы своего привычного поведения, и такое умение весьма полез­но в повседневной жизни. Медитация, разумеется, не является какой-то никому не нужной практикой, предназначенной ис­ключительно для аскетов и отшельников. Это практическое ис­кусство сосредоточения на повседневных событиях, которое находит применение в жизни каждого человека. Медитация — не потустороннее действие.

 

К несчастью, сам этот факт является помехой для некоторых людей, изучающих медитацию. Они включаются в практику, ожидая мгновенного космического откровения с хором ангелов в конце. А получают они другое — как эффективнее убирать мусор и как общаться с дядюшкой Германом. Они разочарованы, хотя для этого нет никаких оснований. Но ничего не подела­ешь! Сначала приходит решение проблемы мусора, а для того чтобы услышать голоса архангелов, нужно значительно больше времени.

 

Заблуждение 7:

 

Медитация — бегство от реальности

 

Это не так. Медитация — бегство в реальность. Она не ог­раждает вас от страданий, которыми полна жизнь. Она дает вам возможность погрузиться в жизнь во всей ее полноте так глубо­ко, что вы преодолеваете барьер боли и выходите за пределы страдания. Випассана — это практика, выполняемая с особой целью — научиться без страха смотреть в лицо реальности, в полной мере переживать жизнь такой, как она есть, и преодоле­вать все трудности, с которыми приходится встречаться в жиз­ни. Випассана дает вам возможность отбросить иллюзии и осво­бодиться от всякой мелкой лжи, в которой вы погрязли. Что есть, то есть. Вы — тот, кто вы есть, и привычка лгать самому се­бе, оправдывая собственные слабости и побуждения, лишь крепче привязывает вас к колесу иллюзии. Медитация випассаны — это не попытка забыться или спрятаться от трудностей. Она учит вас видеть себя такими, какие вы есть. Видеть то, что есть, полностью принимать это. Только тогда вы сможете что-либо изменить.

 

Заблуждение 8:

 

Медитация — это великий путь к высшему

 

И да, и нет. Иногда медитация действительно вызывает при­ятные чувства счастья и блаженства. Но это не является целью медитации и происходит далеко не всегда. Более того, если вы практикуете медитацию именно с такой целью, их появление менее вероятно, чем если вы медитируете просто чтобы достичь подлинной цели медитации, а именно развития осознанности.

 

Блаженство — результат расслабления, а расслабление возни­кает при освобождении от напряжения. Поиски блаженства вносят в процесс медитации напряжение, которое разрывает всю цепь событий. Это заколдованный круг, «уловка 22»*. Об­рести блаженство вы можете только тогда, когда не гонитесь за ним. Кроме того, если эйфория и приятные ощущения — это то, к чему вы стремитесь, есть более легкие способы их обрести. Без труда вы найдете их в барах и у темных личностей, которых можно встретить на каждом перекрестке. Эйфория не является целью медитации. Правда, она будет возникать довольно часто, однако ее следует считать побочным продуктом. Тем не менее, такое побочное действие очень приятно, и чем дольше вы меди­тируете, тем чаще и чаще оно возникает. И тут продвинутые практики вряд ли будут возражать.

 

* «Уловка 22» — сатирический антивоенный роман Джозефа Хеллера (вы­шел в 1961 г.), в котором главный герой постоянно наталкивается на «уловку-22» — пункт правил, по которому «от участия в боевых действиях может быть освобожден только сумасшедший, но если человек сам просит, чтобы его от­странили, значит он не сумасшедший и не может быть освобожден». В резуль­тате главному герою, чтобы достичь цели, пришлось отказаться от активного достижения этой цели. — Прим. ред.

 

 

Заблуждение 9:

 

Медитация эгоистична

 

Действительно, кажется, что это так. Вот сидит медитирую­щий, устроившись на своей небольшой подушечке. Идет ли он сдавать кровь? Нет. Занят ли он работой по оказанию помощи жертвам катастрофы? Нет. Но давайте рассмотрим его мотива­цию. Почему он практикует медитацию? Он стремится очис­тить свой ум от гнева, предвзятости и враждебности. Он актив­но вовлечен в процесс освобождения от жадности, напряжения и равнодушия. Это именно те качества, которые мешают ему проявлять сострадание к другим. Пока они не исчезнут, любая выполняемая им работа, скорее всего, окажется лишь расшире­нием его собственного «я» и в конечном счете не принесет ни­какой реальной пользы.

 

Зло ради пользы дела — одна из самых древних игр. Великий инквизитор в Испании разглагольствовал о самых возвышенных вещах, а процессы над ведьмами в Салеме велись во имя блага людей. Если же поинтересоваться личной жизнью продвинутых практиков медитации, можно об­наружить, что они были заняты тем, что служили людям. Одна­ко вам вряд ли удастся найти таких людей среди крестоносцев-миссионеров, готовых приносить в жертву отдельных людей ра­ди некой религиозной идеи. Дело в том, что мы более эгоистич­ны, нежели сами себе представляем. «Я» обладает способнос­тью превращать в хлам самое возвышенное, если появляется та­кая возможность. Благодаря медитации мы осознаем себя таки­ми, какие мы есть, начиная вдруг осознавать бесчисленные и разнообразные проявления собственного эгоизма. И тогда мы со временем действительно становимся подлинно бескорыст­ными. Поэтому очищать себя от эгоизма вовсе не значит вести себя эгоистично.

 

Заблуждение 10:

 

Медитируя, вы просто сидите, размышляя о возвышенном

 

Опять-таки неверно. Конечно, существуют системы созер­цания, в которых делается что-то подобное. Но это не випасса-на. Випассана — это практика осознавания. Осознавания того, что есть, будь то высшая истина или всякий хлам. Что есть, то есть. Разумеется, во время нашей практики могут возникать прекрасные, возвышенные мысли. Несомненно, не нужно их гнать, но и не следует за ними гоняться. Это просто приятные побочные эффекты. Випассана — просто практика. Она состоит в том, чтобы переживать события собственной жизни прямо, непосредственно, не делая предпочтений и не наклеивая мен­тальных ярлыков. Випассана — это беспристрастное видение жизни, которая открывается нам от мгновения к мгновению. Что возникает, то возникает. Это очень просто.

 

Заблуждение 11:

 

Пара недель медитации — и все мои проблемы будут решены

 

К сожалению, медитация — это не быстродействующее средство от всех болезней. Вы сразу же начинаете замечать, что что-то меняется, но требуются годы, чтобы произошли по-на­стоящему глубокие изменения. Просто дело в том, что так уст­роена Вселенная. Ничего стоящего нельзя достичь сразу, не­медленно. В некотором смысле медитация трудна. Она требует постоянной дисциплины, и порой сам процесс практики про­текает довольно болезненно.

 

Каждая сессия медитации дает ка­кие-либо результаты, но эти результаты часто очень трудно за­метить. Они происходят в глубинах ума и проявляются гораздо позже. И если во время медитации вы все время ждете каких-то огромных мгновенных перемен, вы совершенно упустите из ви­ду изменения, происходящие на тонком уровне. Вас ждет разо­чарование, вы прекратите практику, будучи уверены, что такие изменения никогда не произойдут. Терпение — вот ключ к практике. Терпение. Даже если практика медитации не даст вам ничего, вы научитесь сохранять терпение. И это будет самым ценным уроком, который вы сможете получить.

 

ГЛАВА 3

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?

 

Медитация — это слово, а слова употребляются разными людьми и понимаются ими по-разному. Хотя такое ут­верждение может показаться банальным, это далеко не так. Очень важно четко понимать, что именно хочет сказать чело­век, употребляя те или иные слова. К примеру, в культурах всех народов выработан особый вид тренировки ума, который мож­но было бы назвать медитацией.

 

Все зависит от того, в каком широком смысле вы употребляете этого слово. Медитацией за­нимаются все — и африканцы, и эскимосы. Существует вели­кое множество техник, и мы даже не станем пытаться хотя бы в общих чертах рассказать о всех. Этому посвящены другие рабо­ты. В настоящей книге мы сознательно ограничиваемся лишь рассмотрением тех практик, которые лучше всего известны за­падным читателям и более всего связаны с термином «медита­ция».

 

В иудейско-христианской традиции мы находим два вида практики, частично совпадающие друг с другом, которые назы­ваются молитва и созерцание. Молитва — это прямое обраще­ние к некому духовному существу. Созерцание — это продол­жительный период сознательного размышления на некую осо­бого рода тему; обычно размышляют о каком-то религиозном идеале или отрывке из писания. С точки зрения культуры ума обе практики представляют собой упражнения в сосредоточе­нии.

 

Здесь нормальное течение сознательного мышления огра­ничено, а ум приводится к одной сфере действия сознания. По­лучаемые результаты те же, что и в любой практике сосредото­чения: глубокое спокойствие, замедление обмена веществ в те­ле, чувство умиротворения и благополучия.

Из индуистской традиции происходит йогическая медита­ция, которая в чистом виде также является практикой сосредо­точения. Основные традиционные упражнения состоят в со­средоточении ума на каком-то одном объекте (камне, пламени свечи, каком-либо слоге или на чем-то еще), ему не дают блуж­дать и отклоняться в сторону.

 

После того, как йогин приобрел этот основной навык, он продолжает углублять свою практику и берет для медитации более сложные объекты — песнопения, красочные религиозные образы, энергетические каналы внутри тела и тому подобное. Но сколь бы сложными ни были объекты такой медитации, сама она не выходит за рамки всего лишь уп­ражнения в сосредоточении.

 

Сосредоточение высоко ценится и в буддийской традиции. Но здесь к нему добавляется новый элемент, гораздо более зна­чимый. Это осознавание. Буддийская медитация в целом наце­лена на развитие осознавания с использованием сосредоточе­ния в качестве инструмента. Буддийская традиция отличается широтой, и существует несколько различных путей, ведущих к этой цели. В медитации дзэн используют два разных подхода.

 

Первый — прямое погружение в осознавание с помощью чисто волевого усилия. Вы садитесь и просто сидите, и это означает, что вы выбрасываете из своего ума все, кроме чистого осознава­ния сиденья*. Звучит очень просто. Однако это не так. После первой же попытки вы сразу поймете, насколько трудна эта за­дача.

 

* Этот подход применяется в школе сото. — Прим. ред.

 

Второй подход медитации дзэн, применяемый в школе риндзай, состоит в том, чтобы особым способом вывести ум из сознательного мышления и привести его в чистое осознавание. Это делается так: ученику дают неразрешимую задачу, которую ему во что бы то ни стало нужно решить, и ставят его в процес­се обучения в ужасно трудное положение. Поскольку он не в состоянии избежать боли, неизбежно возникающей в данной ситуации, ему приходится искать спасения в чистом пережива­нии данного момента. Идти больше некуда. Дзэн труден. Для многих людей это весьма действенная, но очень жесткая прак­тика.

 

Еще одна стратегия применяется в тантрическом буддизме; она представляет собой нечто противоположное. Сознательное мышление, по крайней мере обычный для нас способ его при­менения, есть проявление «я», это — «вы», какими вы обычно себя представляете. Сознательное мышление тесно связано с понятием «я».

 

Это понятие, или эго, есть ничто иное, как ком­плекс реакций и умственных образов, искусственно включен­ных в быстротечный процесс чистого осознавания. Тантра стремится к обретению чистого осознавания вследствие разру­шения этого образа «я». Задача выполняется с помощью про­цесса визуализации. Изучающему дается для медитации осо­бый религиозный образ, например, образ одного из божеств тантрического пантеона.

 

Ученик сосредоточивается на этом об­разе столь глубоко, что сам становится этим существом. Он как бы теряет свою личность и отождествляет себя с другой. Чтобы научиться этому, как вы понимаете, требуется время, однако эта техника работает. Во время практики ученик имеет возмож­ность наблюдать за тем, как строится «я» и как происходит отождествление. Он приходит к пониманию непостоянства природы всех «я», включая и свое собственное, — и освобожда­ется от зависимости от этого «я», от своего эго. Тогда он пребы­вает в том состоянии, когда по своему выбору может решить, иметь ли ему «я» свое собственное или любое другое, какое он только пожелает, или же он способен обходиться без всякого «я». В результате возникает чистое осознавание. Но тантра — это отнюдь не детская игра в песочек.

 

Випассана — это древнейшая из буддийских практик медита­ции. Происхождение этой техники напрямую связано с Сати-паттхана-суттой, трактатом, приписываемом самому Будде. Випассана — это прямое и постепенное развитие внимательнос­ти или осознавания. Это развитие идет постепенно и продолжа­ется в течение многих лет. Внимание изучающего прямо на­правлено на детальное исследование некоторых аспектов его собственного существования. Медитирующего обучают все больше и больше замечать, насколько быстротечно пережива­ние его собственной жизни. Випассана — щадящая техника. Но она также очень и очень совершенна.

 

Это древняя и хорошо от­лаженная система тренировки восприимчивости, комплекс уп­ражнений, развивающих чувствительность к переживаниям собственной жизни. Это как бы внимательное вслушивание, целостное виденье и тщательная проверка. Мы учимся тонкому восприятию запахов, четкому осязанию, учимся по-настояще­му обращать внимание на то, что чувствуем. Мы учимся также прислушиваться к собственным мыслям, не вовлекаясь в эти мысли.

 

Цель практики випассаны — научиться обращать внимание. Мы думаем, что уже умеем это делать, но это иллюзия. Это сле­дует из того, что мы почти не замечаем постоянно накатываю­щиеся на нас волны переживаний, вызванные событиями жиз­ни, как будто пребываем во сне. Мы просто недостаточно вни­мательны, чтобы заметить свою невнимательность. Это еще од­на «уловка-22»*, еще один круг.

* См. выше. — Прим. ред.

 

Благодаря процессу внимательности мы постепенно начи­наем осознавать, кто мы на самом деле, что скрывается в глуби­не под видом «я». Мы пробуждаемся, чтобы понять, что в дей­ствительности представляет собой жизнь. Это не просто чере­дование подъемов и спадов, пряника и кнута. Это иллюзия. Ес­ли взять на себя труд взглянуть на жизнь и посмотреть правиль­но, можно увидеть, что у нее гораздо более сложная структура.

 

Випассана — форма тренировки ума, которая научит вас со­вершенно по-новому переживать все происходящее в мире. Вы впервые узнаете, что действительно происходит с вами, вокруг и внутри вас. Это процесс самопознания, исследования себя, в котором вы наблюдаете собственные переживания по мере их возникновения и сами принимаете в этом участие. Подходить к практике надо так: «Не важно то, чему меня учили. Я забуду обо всех теориях, предубеждениях и стереотипах. Я хочу понять ис­тинную природу жизни. Хочу узнать, чем в действительности является переживание того, что я живу. Хочу постичь истинные и глубочайшие ценности жизни, не желая просто принимать чьи-то объяснения. Я хочу сам понять жизнь».

 

И если вы будете так относиться к своей практике медитации, вы добьетесь успе­ха. Вы обнаружите, что наблюдаете объективно, видите вещи такими, какие они есть, — быстротечными и меняющимися от мгновения к мгновению. Тогда и жизнь становится неописуемо богаче. Это стоит пережить.

На языке пали медитация прозрения называется випассана бхавана.

Слово бхавана происходит от корня бху, что означает «расти» или «становиться». Поэтому бхавана значит «разви­вать», и это слово всегда употребляется по отношению к уму. Бхавана означает «развитие ума». Слово випассана состоит из двух корней. Пассана означает «видение» или «постижение». Ви — это приставка со множеством разных оттенков. Основное значение — «особым образом». Но есть также и дополнитель­ные значения — «в», «через, сквозь».

 

В целом же все слово озна­чает «вглядываться во что-то с ясностью и четкостью», «видеть каждую составную часть отдельно от других», проникая во­внутрь до конца, чтобы воспринимать изначальную реальность данного явления. Этот процесс приводит к прозрению в саму основу реальности исследуемого. Итак, если все это соединить, то випассана бхавана означает «развитие ума, направленное на то, чтобы обрести особое видение, которое ведет к прозрению и полному пониманию».

 

В медитации випассаны мы развиваем это особое видение жизни. Мы учимся видеть реальность точно такой, как она есть, и мы называем этот особый способ восприятия «внимательнос­тью». Процесс внимательности на самом деле совершенно от­личен от того, что мы обычно делаем в жизни. Обычно мы не присматриваемся к тому, что действительно находится перед нами.

 

Мы видим жизнь сквозь экран мыслей и представлений и ошибочно принимаем объекты ума за реальность. Нас настоль­ко захватывает этот бесконечный поток мыслей, что реальность проплывает мимо нас незамеченной. Нас поглощает эта дея­тельность, и мы тратим время в вечной погоне за удовольствия­ми и удовлетворенностью, в непрестанном бегстве от боли и не­приятных ощущений. Мы тратим всю свою энергию, пытаясь заставить себя испытывать приятные чувства и поглубже спря­тать свои страхи.

 

Мы все время стремимся к тому, чтобы чувст­вовать себя в безопасности, а тем временем мир реальных пере­живаний проходит мимо нас, мы с ним не соприкасаемся и не ощущаем его вкуса. В медитации випассаны мы учимся не под­даваться постоянному внутреннему стремлению к спокойствию и комфорту, вместо этого мы погружаемся в реальность. Иро­ния в том, что подлинное спокойствие приходит лишь тогда, когда вы перестаете за ним гоняться. Это еще одна парадоксальная ситуация, еще одна «уловка-22».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.