Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подстраховка полиспаста при работе подручными средствами






Страховка спасателя и пострадавшего отдельной верёвкой – это самый надёжный способ обеспечения безопасности при любых спасательных действиях. Так же как у профессионалов, это способ №1 в работе подручными средствами. Но в ситуации спасработ силами малой группы нередки случаи, когда отдельной верёвки для верхней страховки просто нет.

Для подстраховки на случай отказа полиспаста рекомендуют следующие способы:

Они хорошо известны всем работающим с верёвками. Это аксиомы, которым учат всех, как у нас, так и за рубежом. К сожалению, мой инструкторский опыт показывает, что в ажиотаже спасработ или тренировок, даже опытные люди порой забывают это сделать. Потому считаю не лишним напомнить.

4.1 Конец грузовой верёвки должен быть пристёгнут (привязан) к станции. Это необходимо делать всегда, независимо от того есть отдельная страховка или нет.

4.2 Слабину грузовой верёвки, образовавшуюся при работе полиспаста, также необходимо периодически пристёгивать к станции, оставляя необходимую длину для работы. В этом случае, даже при полном отказе полиспаста, груз не должен упасть обратно на всю глубину. При наличии двух карабинов сначала завязывают узел «восьмёрку» на вновь образовавшейся слабине и пристёгивают к станции. Потом выстёгивают предыдущий узел из второго карабина и т.д. При наличии одного карабина часто используют узел «стремя». Новую слабину пропускают через узел, не открывая карабин (рисунок 58).

 

4.3 Как в профессиональных, так и в спасработах подручными средствами очень широко используется узел УИАА.

Узел УИАА также используют для страховки и в качестве тормозного устройства для спуска пострадавшего. Заблокированный узел УИАА служит для так называемого «плавающего» крепления различных компонентов спасательных систем. При необходимости такое крепление позволяет ослаблять различные компоненты, например затянувшийся схватывающий узел, под нагрузкой.

Основные преимущества узла УИАА по сравнению с другими устройствами:

· Для работы с узлом УИАА требуется самый минимум снаряжения – всего один карабин.

· Узел УИАА может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой (рисунок 59).

 

4.4 На рисунке 60 показан способ подстраховки полиспаста, требующий минимум снаряжения, который можно использовать при работе в одиночку.

Грузовой схватывающий узел подстраховывается к станции. В случае отказа узла Гарда или другого фиксирующего устройства узел должен удержать верёвку. На рисунке показан схватывающий узел из длинного отрезка репшнура. При наличии только короткого схватывающего или зажима их можно подстраховать к станции длинной оттяжкой, слабиной грузовой верёвки и т.п. На вставке В показан способ крепления подстраховочного конца верёвки к станции с помощью заблокированного узла УИАА. При необходимости он позволяет снять нагрузку и ослабить сильно затянувшийся схватывающий узел или «закусивший» зажим.

 

Примечание:

При работе силами нескольких спасателей, для подстраховки автофиксирующего устройства лучше использовать короткий страховочный схватывающий, расположенный ближе к станции. Для снятия нагрузки и ослабления сработавшего страховочного схватывающего узла его также рекомендуется крепить к станции заблокированным узлом УИАА, как это показано на рисунке 59. Во время работы этот страховочный узел надо придерживать рукой, не давая ему затянуться. При аккуратной работе с узлом этот способ надёжнее способа, показанного на рисунке 60, так как при отказе автофиксирующего устройства рывок и шоковая нагрузка на станцию и груз будет минимальны.

4.5 На рисунке 61 из «Технического руководства для горных гидов» показано использование полиспаста 6: 1 из грузовой верёвки при вытаскивании из трещины, а также приведены варианты автоматической фиксации верёвки и способ подстраховки связочной верёвки.

В этой схеме связочная верёвка не задействована в работе полиспаста и работает, как отдельная страховка.

 

5 Некоторые полезные технические приёмы при работе с полиспастами

5.1 При работе со штатным снаряжением у спасателей всегда есть хотя бы один запасной PMP ролик и несколько готовых стандартных петель для схватывающих узлов.

При работе с наращиванием верёвок полиспастом из грузовой верёвки запасной PMP ролик помогает быстро пропустить узел через систему. На рисунке 62 показан способ пропуска узла методом удлинения станции 1.

5.1.1 На грузовой станции, на отдельной петле размещают 2-й ролик со схватывающим узлом. Грузовой схватывающий переносят за узел на грузовой верёвке.

5.1.2 Когда узел находится в 10-15 см от первого ролика 2-й ролик со схватывающим узлом пристёгивают к верёвке за узлом.


5.1.3 Выбирают полиспаст ещё немного, чтобы фиксирующий схватывающий узел на первом ролике упёрся в щёчки и ослабился. Одновременно вытягивают удлиняющую петлю и затягивают второй схватывающий на грузовой верёвке. Удерживая первый фиксирующий схватывающий в ослабленном состоянии, выдают верёвку через первый ролик и плавно переносят нагрузку на второй фиксирующий схватывающий. После переноса нагрузки первый ролик с узлом отстёгивают от верёвки, и работа может быть продолжена.

 

При слаженных действиях спасателей пропуск узла происходит очень быстро и не требует использования дополнительного полиспаста (аварийной системы).

Недостатком этого способа является то, что теряется примерно 30-40 см рабочего хода полиспаста.


5.2 Подобным методом удлинения станции с помощью PMP ролика можно быстро перейти от спуска пострадавшего к подъёму (рисунок 63).

 

5.3 При работе с полиспастом нередко возникают ситуации, когда надо немного выдать верёвку через полиспаст и приспустить груз.

5.3.1 На рисунке 64 показано «плавающее» крепление автофиксирующего компонента (узла Гарда) к станции.

В случае необходимости такой способ позволяет снять нагрузку с «закусившей» системы автофиксации, а также облегчает переход от подъёма к спуску и пропуск узлов через систему при наращивании верёвок.

 

5.3.2 На рисунке 65 показаны способы выдачи верёвки под нагрузкой через страховочное устройство типа Reverso.

Примечания:

1 Оба рисунка показывают способы выдачи верёвки в ситуации верхней страховки.

2 При работе с полиспастом исключительно важно пристегнуть слабину к станции, как это показано на рисунке 60, так как вполне возможна потеря контроля над верёвкой, что может привести к падению пострадавшего. Так же рекомендуется подстраховка отдельным схватывающим узлом.

Опасность перегрузки страховочных точек можно снизить, если использовать «плавающее» крепление этих страховочных устройств к станции, как показано в п. 5.3.1 на рисунке 64.

 

5.4 У профессионалов существует целый ряд специальных узлов для создания «плавающих» точек крепления различных компонентов спасательных систем.

В англоязычной терминологии такие узлы называются «Load Release Hitch» или сокращенно LRH. Такие узлы являются обязательным компонентом, присоединяющим спасательные страховочные устройства к станции. Они не только помогают снять нагрузку, но так же выполняют роль амортизаторов, снижая шоковую нагрузку на станцию в случае рывка.

Начиная с 2000 г., большинство профессиональных команд преимущественно использует так называемый узел Радиум (Radium Release Hitch), так как он показал себя самым удобным и надёжным в работе (рисунок 66). По стандарту для вязки узла используется 10 метровый кусок 8 мм репшнура и два больших грушевидных муфтованных карабина.

Ниже приведены основные рабочие характеристики этого узла:

· Прочность – 31KN.

· Быстро завязывается.

· Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой.

· Легко укорачивается в исходное положение после снятия нагрузки.

· Легко проверяется на правильность завязывания.

· Даёт возможность регулировать трение в работе.

· Можно выдать груз на 3 метра.

· Один человек легко спускает груз весом 200 кг и блокирует узел под нагрузкой.

 

Примечание:

Узел Радиум в штатном варианте (8 мм репшнур, 10 м) также соответствует стандарту пожарно-спасательной службы США, согласно которому стандартом спасательного груза является 280 кг (пострадавший + 2 сопровождающий спасателя). При работе подручными средствами узел Радиум вяжут из 7 мм репшнура. В таком варианте при использовании фирменного репшнура прочность узла Радиум равна примерно 22KN.

 

6 Ещё одна система, которая нередко используется в спасработах подручными средствами это так называемый мини-полиспаст.

Для его сборки требуется два карабина (желательно муфтованных) и кусок 7-8 мм репшнура (рисунок 67).

Вяжется мини-полиспаст просто:

Один из карабинов, предназначенный для крепления к станции, является стационарным, другой – грузовым. Завязанный на конце репшнура узел, встёгивается в один из карабинов, а свободный конец пропускается через оба карабина по кругу. В результате получается компактный простой полиспаст. Согласно правилу полиспаста каждый оборот репшнура вокруг грузового карабина даёт дополнительный 2-х кратный ТВ. В зависимости от того, где закреплён узел: на стационарном или грузовом карабине, получается чётный или нечётный полиспаст. Количество оборотов зависит от ситуации. Обычно делают два-три полных оборота + блокировка, как показано на рисунке. Большее количество оборотов обычно не даёт преимущество, так как пряди репшнура сжимают друг друга и начинают пересекаться, создавая большое трение в системе. Для уменьшения трения внутри полиспаста надо следить, чтобы пряди репшнура не пересекались и ложились параллельно друг другу.

При необходимости такой мини-полиспаст может быть связан заранее и использоваться в качестве аварийной системы.

На рисунках 68 и 69 показаны различные варианты применения мини-полиспаста. Эта система также может быть легко заблокирована и разблокирована под нагрузкой и работать как LRH.

 

 

 

Профессиональные спасатели тоже порой прибегают к помощи мини-полиспаста, так как он может оказаться незаменим при работе в ограниченном пространстве, когда недостаточно места для размещения полноценного полиспаста. Например, на одной из спасательных тренировок в Канаде мне пришлось освобождать от зависания «пострадавшего», весом около 100 кг, зависшего на короткой оттяжке во внутреннем углу под карнизом. Никакой другой точки страховки, кроме той, на которой висел «пострадавший» у меня не было. Резать оттяжку запрещено. Только с помощью мини-полиспаста удалось справиться с этой задачей.

 

7 В Канаде два 6-метровых куска 7 мм репшнура + 2 схватывающих – являются стандартным снаряжением горного гида. Такие отрезки репшнура называются «Cordelette». Они очень популярны у многих альпинистов за рубежом. Штатные «Cordelette» из 8 мм репшнура являются стандартным личным снаряжением профессиональных спасателей. У нас, насколько я знаю, эта система практически неизвестна. Одно из основных назначений «Cordelette» – это блокировка страховочных станций (рисунок 70).

 

С помощью такого репшнура можно сблокировать практически любую конфигурацию из разных точек. Кроме того «Cordelette» могут оказаться незаменимы во многих ситуациях спасработ подручными средствами: сделать мини-полиспаст, завязать LRH, подстраховать грузовой схватывающий в полиспасте и т.д. Это также надёжный расходный материал для спусковых петель и ещё множество других вариантов применения. Пара компактно маркированных «Cordelette» не занимает много места на беседке и может быть всегда под рукой. На Западе даже продают уже готовые «Cordelette» в упаковке.

Мои иностранные клиенты научили меня этой системе много лет назад. С тех пор она уже не раз выручала меня в разных ситуациях. Так что очень рекомендую. Разумеется, репшнур должен быть не купленный в хозяйственном магазине, а фирменный, от ведущих производителей. Ещё недавно за рубежом широко пользовались 6 мм репшнуром. Но в последние годы больше предпочитают 7 мм репшнур, как более надёжный. Как уже было сказано выше, 7 мм – это стандарт, используемый горными гидами в Канаде.

Как показывает мой личный многолетний опыт работы с полиспастами, схватывающие узлы из фирменного репшнура (я пользуюсь Edelweiss или Mammut) очень неплохо держат даже на тонкой 8 мм верёвке. Большую часть занятий с полиспастами я провожу зимой, так что есть достаточный опыт работы такими схватывающими на заснеженной, замёрзшей и обледенелой верёвке. По моему опыту схватывающие узлы из хорошего репшнура надёжно работают в большинстве условий, и прибегать к помощи зажимов приходится редко. Разумеется, качество работы схватывающих узлов существенным образом зависит от верёвки, на которой они используются. Впрочем, и качество работы различных зажимов от этого тоже зависит.

Кроме обычного нейлонового репшнура «Cordelette» также делают из новых современных материалов Spectra, Dyneema, Technora, Кевлар и других. Их главные преимущества по сравнению со стандартными репшнурами это высокая прочность на разрыв и малый вес.

Например, 5 мм репшнур из Technora имеет прочность на разрыв 23KN. Однако, как показывают данные испытаний различных репшнуров и строп, представленные в 2000 г. на Международном Симпозиуме по Технически Сложным Спасработам (International Technical Rescue Symposium), обычный 7 мм нейлоновый репшнур, а также обычная 25 мм нейлоновая стропа, превосходят эти материалы практически по всем рабочим показателям. Согласно данным этих испытаний 7 мм репшнур и 25 мм стропа являются лучшими материалами для блокирования страховочных станций в альпинизме, а 7 мм репшнур – это также лучший материал для схватывающих узлов. https://www.amrg.org/high_strength_cordlette_Moyer.pdf






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.