Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 3. Теоретические методы.






Цель: формирование способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный потенциал; раскрыть сущность, особенности возникновения замысла исследования, пути его реализации.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание сущности теоретических методов психолого-педагогического исследования; владение способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умения обоснования актуальности, постановки проблемы исследования его целей и задач, выдвижения гипотезы; научным стилем изложения результатов; владения категориальным аппаратом научно-педагогического исследования; готовностью к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-5 (-способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.

Актуальность темы семинара обусловлена важностью уяснения связи теоретических и эмпирических связей, установления общего и особенного, формирования умения обосновывать актуальность проблемы исследования, постановки его целей и задач, выдвижения гипотезы

Теоретическая часть. Теоретические методы – общенаучные логические методы исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и др.). Теоретические – это логические методы: Анализ, Синтез, Сравнение, Аналогия,

Обобщение, Конкретизация, Абстрагирование, Моделирование. Герменевтические методы (герменевтика – разъяснение, истолкование)

Педагогика – это наука и искусство. Не всё можно объяснить средствами логики: вера, творчество, добро, истина, красота. Как оценить? Каковы способы развития? Рациональные методы формализации непригодны. Герменевтика – искусство толковать непонятное: метафоры, аллегории, сравнения). Метод изучения опыта. Критерии передового опыта: -новизна, -высокая результативность. -соответствие новейшим достижениям педагогической науки

-стабильность результатов, -возможность повторения другими педагогами,

-оптимальность опыта. Применение метода: -описание фактов, действий педагога, -анализ опыта, -выявление типичного, стабильного. Алгоритм:

-фиксация опыта, -анализ, классификация фактов, -формулируются правила, определения, -выявление связей, закономерностей. Особое внимание надо обращать: -на мысли авторов. -логику доказательств, -методику изучения сложных вопросов, -наиболее значимые факты. Этот метод широко используется в историко-педагогических исследованиях. Исторический метод раскрывает возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, педагогических теорий в конкретных исторических условиях.

В историко-педагогических исследованиях применяются различные общенаучные методы: анализ, синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнительно-исторический. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования:

Ø Генетический метод – анализ развития идеи, проблемы, опыта, системы, научных подходов, их результативности;

Ø Метод сравнения – устанавливает сходство или различия изучаемых явлений

 

Сравнительно-исторический метод прослеживает и сравнивает явления в их развитии. Например, как развивалась категория «образование»: что означало ранее, какие возникали концепции. Историзм как метод исследования не только описывает прошедшие явления, а выявляет внутренний механизм изменений в явлениях, причины изменений.

 

Вопросы и задания.

1. Какие мыслительные операции лежат в основе теоретических методов;

2. Обоснуйте необходимость применения теоретических методов в педагогическом исследовании;

3. Раскройте сущность понятия «герменевтика».

4. Прочитайте научный текст, выявите его основную идею, структуру, проведите анализ основных положений в соответствии с методическими рекомендациями.

Методические рекомендации к заданию 4.

1) ознакомьтесь с содержанием статьи;

2) определите характер статьи: информационная, обзорно-реферативная, исследовательская, проблемная, программно-аналитическая, научно-теоретическая;

3) выделите композиционные части: введение, основную часть, заключение.

4) назовите основную цель статьи;

5) определите основную идею статьи;

6) назовите положения, имеющие методологический характер, охарактеризуйте их сущность.

5. Установите логические связи между объектом и предметом исследования. Методические рекомендации. Методические рекомендации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.