Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 2. Классификация методов.






 

Цель: сформировать знания основных понятий и терминов, используемых в научно-исследовательской и аналитической деятельности;

основные источники, алгоритмы и методы поиска и обработки информации;

алгоритм организации исследовательского процесса;

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции

Знание классификацииметодов психолого-педагогического исследования; владеть способами поиска научной информации, её обработки, оценки; умений к практическому применению теоретических знаний, готовность к устному выступлению, сообщению о полученных результатах. Компетенция ОК-3 частично (способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности).

ПК-4 (готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность); ПК-6 (готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.

 

Актуальность темы семинара обусловлена необходимостью установить общее и особенное в понятиях методология и метод, а также уяснения сущности принципов научного исследования, поиска оснований для классификации, что требует соответствующего обоснования, подбора аргументации.

Теоретическая часть. Метод - способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методика конкретного исследования совокупность применяемых методов, порядок и правила их применения. В общем виде – три группы методов:

1. Всеобщий метод – диалектический.

2. Общенаучные (системный подход, теоретические, эмпирические).

3. Частные методы.

Классификация – логическая систематизация теоретических или эмпирических знаний посредством одноступенчатого или последовательно-многоступенчатого распределения множества однородных объектов на виды. В основе классификации лежит логическая операция деления объёма понятия, когда выделяются по определённому признаку (основанию все виды этого понятия. По значимости признаков, лежащих в основании деления, различают классификации естественные и искусственные. Логически правильное построение классификации предполагает соблюдение следующих правил:

-объекты на каждой ступени классификации распределяются по одному основанию (признаку);

-эти виды должны исключать друг друга и в совокупности составлять объём исходного понятия;

-многоступенчатая классификация строится последовательно, чтобы исключить смешение различных видов, расположенных на различных уровнях классификации. В педагогическом процессе классификация выполняет важную функцию средства обобщения и систематизации конкретного материала. Классификация позволяет учесть в исследовании внутренние связи между компонентами системы, упорядочить теоретические знания. Общенаучные и специфические (психолого-педагогические) принципы организации и проведения научного исследования.

Общенаучные принципы:

1.Принцип объективности: доказательность; учёт всех факторов; адекватность исследовательских подходов и средств; альтернативный характер научного поиска.

2.Принцип сущностного анализа: сочетание общего, особенного и единичного;

проникновение во внутреннюю структуру; раскрытие закономерностей существования и функционирования, условий и факторов развития; движение исследовательской мысли от описания к объяснени, далее – к прогнозированию развития педагогических явлений.

3. Генетический принцип (анализ условий происхождения).

4.Единство логического и исторического: изучать сочетание истории объекта (генетический анализ) и теории (структуры, функций, связей объекта с современностью), а также перспектив развития. Прошлое – настоящее – будущее.

Психолого – педагогические принципы: сочетание сущего и должного (с нормой, идеалом); деятельностный подход; личностно-ориентированный подход; единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы.

Общенаучные и специфические (психолого-педагогические) принципы организации и проведения научного исследования.

Общенаучные принципы:

1.Принцип объективности: доказательность; учёт всех факторов; адекватность исследовательских подходов и средств; альтернативный характер научного поиска.

2.Принцип сущностного анализа: сочетание общего, особенного и единичного;

проникновение во внутреннюю структуру; раскрытие закономерностей существования и функционирования, условий и факторов развития; движение исследовательской мысли от описания к объяснени, далее – к прогнозированию развития педагогических явлений.

3. Генетический принцип (анализ условий происхождения).

4.Единство логического и исторического: изучать сочетание истории объекта (генетический анализ) и теории (структуры, функций, связей объекта с современностью), а также перспектив развития. Прошлое – настоящее – будущее.

Психолого – педагогические принципы: сочетание сущего и должного (с нормой, идеалом); деятельностный подход; личностно-ориентированный подход; единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы.

Вопросы и задания

1. Как найти основание для классификации?

2. Почему целесообразно классифицировать методы педагогического исследования на теоретические, эмпирические и методы математической статистики?

3. В чём особенности методов историко-педагогического исследования?

4.Составьте таблицу, включающую характеристики методов педагогического исследования?

5. Составьте тезаурус ключевых понятий (логически последовательный ряд) методологии педагогического исследования, выраженных в терминах: методы исследования, теория познания, методология, принципы исследования, научный подход, методика исследования, закономерности познания. Дайте определения данных понятий.

6. 4.По публикациям журнала «Педагогика» составьте список статей за последние три года, посвящённых проблемам методологии педагогики. Подготовьте реферативный обзор по проблеме «Современные научные подходы к организации педагогического исследования».

Список литературы и источников

1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 4-е изд. – М., 2010.

2.Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.

3..Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов //М: Академический проект, 2010

4.Осипова С. И., Бутакова С. М., Дулинец Т. Г., Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях. Учебное пособие. Краснояпск: Сибирский федеральный университет, 2012

 

5.Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» // М.: Флинта, 2011

 

6. Карпов А.О. Метод научных исследований и метод проектов // Педагогика.-2012. -№3.-С.3-12.

7.https://www.educationindex.com/ Education index: образовательный каталог. Аннотированный гид по образовательным сайтам международной сети (рубрикация по областям знаний, уровням образования и др.).

8. https://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.